The news is by your side.

Продолжение следует

Кабмин прислушался к просьбам местных исполнительных органов

Поручения, которые дал Президент страны Нурсултан Назарбаев по итогам рабочей поездки акиму области Канату Бозумбаеву, первому вице-премьеру Бахытжану Сагинтаеву и министру регионального развития Болату Жамишеву, оперативно обсуждены на совещании в Правительстве в минувшую субботу. Премьер-Министр Серик Ахметов дал задание уполномоченным органам разобраться с ситуацией на Хантауском цементном заводе и заявил о необходимости оснастить трассу Западная Европа — Западный Китай скоростемерами, видеокамерами и разделительными полосами. 

Столь быстрая реакция и особое внимание центрального органа к проблемам нашего региона не могут не радовать. Хотя если обратиться к истории вопроса, придется констатировать: меры реагирования могли быть приняты раньше.

Начнем со второй темы, с дорожной безопасности, поскольку сегодня поездки по трассам республиканского значения — это экстрим на грани фола. Со всеми вытекающими последствиями, катастрофами, в которых гибнут и калечатся сотни людей. За десять месяцев на автодорогах Жамбылской области зарегистрировано 1326 дорожно-транспортных происшествий, в которых 272 человека погибли и 2143 получили ранения.

— Как на войне, — сказал по этому поводу Глава государства на совещании в пятницу и потребовал объяснений.

— На дорогах республиканского значения погибли 138 человек и 687 получили ранения. Произошло четыре ДТП с участием пассажирских автобусов из Южно-Казахстанской области, в результате которых погибли 24 человека, — отчитался руководитель ДВД области Бекет Аймагамбетов.

В дополнение к этому первый заместитель акима области Карим Кокрекбаев назвал основные причины ДТП на автодорогах Жамбылской области:

— Во-первых, значительно, до 73 процентов, увеличилось количество единиц транспорта внутри региона. Во-вторых, усилился поток транзитного транспорта из Южно-Казахстанской области, Узбекистана и Кыргызской Республики до 2500 транспортных средств в сутки.

И самое главное, на реконструируемых участках автодороги Западная Европа — Западный Китай, где движение временно осуществляется по двум полосам, отсутствуют заграждения между ними. При этом патрули ДВД области физически не могут контролировать ситуацию на всех проблемных участках в силу своей малочисленности.

— Только на участке республиканской трассы, пролегающей по нашему региону, в 20 местах нужно установить скоростемеры и камеры видеонаблюдения, разделительные полосы. По этому поводу я обратился в Кабмин несколько недель назад, — пояснил Главе государства аким Жамбылской области Канат Бозумбаев.

Стоит отметить, что это далеко не первый случай, когда аким области апеллирует к Правительству с просьбой о содействии. Неоднократно направлялись и предложения с просьбой исключить движение пассажирских автобусных рейсов в ночное время, поручить Минтранскому организовать дополнительные железнодорожные маршруты. Последнее обращение двухнедельной давности, кажется, было услышано.

— Мы ситуацию изучили: она характерна также для Кызылординской, Южно-Казахстанской и других областей, то есть по всей протяженности коридора такое происходит, — сказал на совещании первый заместитель руководителя Кабмина Бахытжан Сагинтаев. — Поручение уже дано и выполняется.

И как сообщили на следующий день, в субботу, информагентства, Премьер-Министр поручил разобраться в данной проблеме и устранить недостатки.

— При строительстве дорог первой категории надо учитывать установку соответствующего оборудования: скоростемеров, камер, указателей, — сказал он. — Непонятно, почему четырехполосную дорогу строят, и нет разделителей. Жаль только, что реакция Правительства появилась не тогда, когда били тревогу с места, а лишь после критики Президента. Да еще неизвестно, перейдут ли министры от слов к делу. А люди тем временем гибнут.

История Хантауского цементного завода АО «ACIG», включенного в Карту индустриализации, практически достроенного, но так и не запустившегося, тоже вполне прозрачна. Если, разумеется, опустить сведения о незадачливых учредителях предприятия, которые не выполнили контрактные условия перед генеральным подрядчиком из КНР и сильно задолжали Банку развития Казахстана. Здесь была масса других недоработок, в том числе и по части проектирования. Прежний акционер даже получил государственную поддержку в рамках «Дорожной карты бизнеса-2020» — сюда протянули электролинию, провели подъездные пути. Но слабый менеджмент все-таки стал непреодолимой силой, воспрепятствовавшей запуску завода, поэтому областной акимат нашел другого инвестора — ТОО «Юг-цемент». По сведениям вице-президента АО «ACIG» Ербола Ертаева, через полгода завод к запуску будет готов.

Правда, как показывает практика, мало ввести предприятие в эксплуатацию, надо еще преодолеть сговор цементников, о котором заявил на совещании в Таразе сам Глава государства. Некие заинтересованные лица, лоббирующие интересы отдельных заводов, не только взвинчивают цены на цемент, но и мешают развитию новых производств. Действительно, вокруг цементных заводов что-то происходит. Не исключено, что именно цементное лобби является сдерживающим фактором и в развитии Жамбылской производственной цементной компании (ЖПЦК) — дочки ТОО «Мынарал Тас Компани».

— В настоящее время компания вышла на 95 процентов проектной мощности, однако не может наращивать производительность из-за проблем в транспортной логистике, — рассказал генеральный директор ТОО «Мынарал Тас Компани» Муртаза Булутай в интервью газете «Знамя труда». — Дело в том, что станция Мынарал, к которой мы построили железнодорожную ветку от завода, не справляется с объемами грузоперевозок. Судите сами: ЖПЦК, или «Jambyl zement», в год выпускает более миллиона тонн цемента и получает свыше полутора миллионов тонн сырья. В общей сложности объем наших грузов составляет 23 тысячи вагонов. Там единственная линия, потому простаивают и наши вагоны, и прибывшие вагоны. Пропускная способность нашего разгрузочного терминала 25 — 40 вагонов в день, а станции — всего восемь вагонов. Мы обратились с просьбой в «Қазақстан темiр жолы», чтобы построили на станции два-три километра маневровых путей. Ответа пока нет. Хотя в кулуарах представители КТЖ предлагали нам самим инвестировать этот проект. Но мы и без того сами, без поддержки государства, льгот и преференций построили инфраструктуру для завода. Мы уже и в Правительство обратились, надеемся на положительное решение. Ведь КТЖ выгодно увеличить пропускную способность станции Мынарал. Тем более что цемзавод — клиент обязательный. В год платим за услуги КТЖ 2,5 миллиарда тенге — за аренду вагонов, по тарифам за перевозки, а теперь еще и за простой.

Хочется верить, что недоразумения, возникшие у партнеров «Jambyl zement», разрешатся в скором времени. Во всяком случае, Правительству придется реагировать на поручение Главы государства разобраться с цементным лобби. И предприятие, в которое вложены немалые инвестиции, в том числе известной французской компанией «Vikat», вошедшей на казахстанский рынок в ответ на приглашение Президента Казахстана, останется успешным участником программы индустриально-инновационного развития. Ведь как подчеркнул Н. Назарбаев, «индустриализация не самоцель, ее главная задача — выпускать продукцию, которая будет востребована в Казахстане, в странах Таможенного союза и за его пределами».

Именно на это нацелено 38 проектов, реализуемых в Жамбылской области в рамках программы форсированного индустриально-инновационного развития. Большинство объектов, построенных и введенных в эксплуатацию по 29 проектам, вышли на плановую мощность. Еще один проект планируется запустить в конце текущего года, пять — в 2014 году, три — в течение 2015 — 2018 годов.

Гульжан АСАНОВА,
Агадил РЫСМАХАН (фото)

Комментарии закрыты.