The news is by your side.

Проехали по маршрутам

Будет ли общественный транспорт работать без сбоев?

Еще в прошлом году один из жамбылских блогеров попросил таразцев назвать самые худшие автобусные маршруты. С ответом многие затруднились — не называть же все. И только некоторые пользователи сетей отметили, что неплохо работает маршрут № 40, но и он не идеален. 

Почему сложилась такая ситуация и можно ли ее изменить? Чтобы ответить на этот вопрос, мы обратились с запросом в отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата города.

Кто вышел на линию

Итак, по информации отдела жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автодорог акимата Тараза, в сфере городского общественного транспорта в настоящее время осуществляют деятельность десять предприятий-автоперевозчиков: ТОО «АулиеатаТрансПасс», ТОО «Таразский автобусный парк № 1», ТОО «Сапар Транс-2012», ТОО «ДамРус», ТОО «Экспресс-05», ТОО «Саяхат- 99», ТОО «ТаразПассТранс», ТОО «Саят», ТОО «Мерей-2002», ТОО «ТаразТрансМоторс». Обслуживание автобусных маршрутов, в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан, отдано в конкурентную среду.

Это означает, что местные исполнительные органы не имеют в своем непосредственном управлении автопарков (автобусов), а автобусные маршруты обслуживают частные автоперевозчики, получившие право на это по результатам соответствующих конкурсов, проводимых согласно требованиям «Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом», утвержденных приказом исполняющего обязанности министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан № 349 от 26 марта 2015 года. Местные исполнительные органы не имеют возможности без соблюдения предусмотренных законодательством конкурсных процедур запустить какой-либо маршрут или произвольно изменять, продлевать маршруты без согласия перевозчиков, обслуживающих маршруты.

Наверное, по этой причине водители некоторых маршрутов, которые обслуживают пассажиров, проживающих на окраинах города, позволяют себе не соблюдать интервал движения либо вообще не доезжать до конечных остановок.

Однако в этом случае имеется рецепт воздействия на водителей. Его нам предоставили специалисты отдела жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата города.

Контрольные функции

«Работу — перевозку пассажиров по тем или иным маршрутам, право на обслуживание которых получается исключительно в результате победы в конкурсе, перевозчики осуществляют на основе двусторонне заключаемых с местным исполнительным органом договоров, типовая форма которых утверждена приказом и. о. министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан № 348 от 26 марта 2015 года. Указанными договорами предусмотрены все аспекты регулирования работы по осуществлению пассажирских перевозок по маршрутам городского общественного транспорта.

Также в целях обеспечения большей эффективности регулирования городских пассажирских перевозок, соблюдения графиков, скорости и свое­временности курсирования на маршрутах внедрена навигационно-контрольная система GPS, которая на сегодня установлена на всех автобусах. С внедрением указанной системы контроль за соблюдением графиков движения осуществляется на постоянной непрерывной основе в режиме online на сайте taraz-bus.kz. Однако и здесь со стороны нерадивых водителей наметилась тенденция повального самовольного отключения системы GPS. К таким водителям применяются самые строгие меры, вплоть до увольнения.

Непосредственное ежедневное регулирование работы автобусов по перевозке пассажиров в городе Таразе возложено на ТОО «Центральная диспетчерская служба» (ЦДС), диспетчеры которой обязаны работать непосредственно как с системой GPS, так и отвечать на звонки пассажиров до 20.30 местного времени по телефону 34-33-44, указанному в каждом автобусе», — говорится в информации.

Билеты есть, но не для всех

Уже несколько лет идут разговоры о билетировании пассажиров в общественном транспорте. И у многих складывается впечатление, что выдача билетов невыгодна ни перевозчикам, ни исполнительным органам.

Так что же говорят по этому поводу специалисты?

«…Фактически обилечивание пассажиров перевозчиками зачастую не осуществляется, в том числе и по причине отсутствия востребованности билетов со стороны пассажиров. Суммы штрафов и лица, имеющие право осуществления проверок обилечивания и наложения тех или иных штрафов как на пассажиров, так и на перевозчиков, определены Административным кодексом Республики Казахстан. О деятельности указанных лиц сведений не имеем», — говорится в ответе на наш запрос.

То есть вопрос с билетами на сегодня остается открытым, и сколько времени продлится эта ситуация, неизвестно. А пока такие параметры деятельности предприятий-автоперевозчиков, как количество пассажиров в сутки и полученный доход, так и останутся за гранью неведомого.

Что касается электронного билетирования, речь о котором также идет не первый год, то в горакимате отметили, что эту систему готовы запустить до конца текущего года. Пока же процесс ее внедрения находится на стадии переговоров с «рядом фирм, специализирующихся в этой сфере деятельности».

А работа по повышению качества обслуживания пассажиров ограничивается пилотным проектом, в рамках которого на остановке «Глобус» установлены камеры дистанционного наблюдения.

«С прошлого года за счет средств самих перевозчиков на ряде автобусов маршрутов № 40, 30, 23, 12, 16 и 55 установлены автоинформаторы, объявляющие остановки на двух языках при приближении к остановке и периодически предупреждающие пассажиров о необходимости соблюдения осторожности в связи с участившимися карманными кражами. На сегодня эта система имеется в 115 автобусах. Работа в этом направлении будет продолжена», —
информировали специалисты отдела.

Покажите справку

Часто в автобусах возникают споры между школьниками старших классов и контролерами по поводу необходимости предъявления справки со школы при оплате проезда.

На вопрос, какими законодательными документами регламентируется данное требование, в отделе ответили: «… в Законе РК «Об автомобильном транспорте» говорится, что пассажир имеет право провозить с собой бесплатно одного ребенка в возрасте до семи лет, если он не занимает отдельного места. Дети в возрасте до 15 лет с предоставлением им отдельных мест (кроме такси) имеют право оплачивать проезд до 50 процентов».

О том, чтобы школьники старших классов оплачивали проезд с 50-процентной скидкой, в законе речи не ведется. Однако по согласованию с перевозчиками для учащихся школ города Тараза установлен тариф в размере 30 тенге при общей стоимости проезда 65 тенге.

«Требование справки со школы при оплате за проезд никаким официальным документом не установлено, по умолчанию таковые требования предъявляются кондукторами для того, чтобы отличить учеников в основном старших классов общеобразовательных школ, для которых действует указанный тариф в 35 тенге, от студентов колледжей и прочих учебных заведений, для которых указанный тариф в 35 тенге не действует», — говорится в ответе.

Вежливые люди

Какие меры принимаются в случае жалоб пассажиров на поведение водителей и контролеров городского общественного транспорта? Этот вопрос также не поставил в тупик работников сектора пассажирских перевозок и транспорта горотдела ЖКХ. «Как было отмечено выше, все автоперевозчики города являются совершенно самостоятельными юридическими лицами, работающими на городских маршрутах на основании участия и победы в проводимых для этой цели конкурсах. Условия конкурсов в отношении кадров (водителей, механика и медперсонала) содержат только квалификационные и профессиональные требования. В кадровые вопросы автоперевозчиков местные исполнительные органы, согласно действующему законодательству, не вмешиваются», — гласит их ответ.

Однако специалисты признают, что хамство с стороны водителей и контролеров, грубость и несдержанность в выражениях имеют место. По всем таким случаям применяются меры воспитательного и административного характера.

Людмила МЕЛЬНИК,
Юрий КИМ (фото)

Комментарии закрыты.