The news is by your side.

Прогноз социально-экономического развития Жамбылской области на 2023-2027 годы

1. Тенденции социально-экономического развития Жамбылской области в 2021-2022 годах

Внешние и внутренние условия развития экономики

В 2021 году экономическое развитие области складывалось под воздействием восстановительных мероприятий после последствий пандемии.

Принимались меры, направленные на поддержку экономики, в том числе малого и среднего бизнеса, агропромышленного комплекса, развития инфраструктуры, обеспечения занятости, а также недопущение снижения доходов населения в рамках пилотных проектов.

По итогам 2021 года в экономике области наблюдалась положительная динамика развития.

Валовый региональный продукт за 2021 год составил 2262,8 млрд тенге, ИФО — 106,6%.

В структуре валового регионального продукта 19,0% приходится на промышленность, 10,1% — на сельское хозяйство, 19,7% — на транспорт и связь, 8,3% — на строительство, 9,4% — на торговлю, 33,5% — прочие отрасли.

В 2021 году рост в отраслях синхронно сопровождается ростом производительности труда на 8,3%. Прирост связан с увеличением объемов производительности труда в сельском хозяйстве (на 5,2%), промышленности (на 6,5%), строительстве (на 16,8%), связи (на 24,4%).

С учетом принимаемых мер итоги 2021 года показали положительную динамику промышленности региона, где индекс физического объема составил 106,0% относительно 2020 года, произведено продукции на 639,1 млрд тенге.

В области развита обрабатывающая отрасль, доля которой в общем объеме составляет 71,0%, где отмечен рост на 2,6% (453,4 млрд тенге). На прирост повлияло увеличение производства продуктов питания (в 1,2 раза), легкой промышленности (на 8,9%), машиностроения (в 1,2 раза), бумаги (в 1,6 раза).

В период пандемии COVID-19 активно развивается фармацевтическая отрасль, которая за отчетный период демонстрирует рост в 5,2 раза. На биофармацевтическом заводе по выпуску отечественных иммунных препаратов разработано 3,2 млн доз вакцин QazVac.

Возросли объемы горнодобывающей промышленности и разработки карьеров на 0,6% (63,1 млрд тенге) за счет добычи золотосодержащих руд (на 5,4%), сырья фосфатного тонкого помола (на 7,1%), известняка и гипса (в 1,1 раза), глины (в 2,5 раза).

Увеличены объемы работ и услуг в снабжении электроэнергией, газом, паром, горячей водой и кондиционированным воздухом на 30,1% (117,3 млрд тенге).

Одним из стимулирующих факторов роста промышленности является инвестирование в основной капитал на 188,2 млрд тенге (ИФО-154,2%), из них в обрабатывающую промышленность — 72,7 млрд тенге (180,4%), а также реализация Государственной программы индустриально-инновационного развития на 2020-2025 годы, где в 2021 году запущено 12 производств на 18,4 млрд тенге с 651 новым рабочим местом.

В рамках «Экономики простых вещей» банками второго уровня и Агрокредитной корпорацией одобрено 184 проекта на сумму 69,6 млрд тенге, из них прокредитован 181 проект на 59,2 млрд тенге.

Жамбылская область является одним из лидеров среди регионов по приоритетному направлению развития «зеленой» экономики. Имеются 17 объектов возобновляемых источников энергии общей установленной мощностью 387,8 МВт, в том числе самая крупная в Центральной Азии солнечная электростанция ТОО «Burnoye Solar».

В условиях мирового экономического кризиса и пандемии особый акцент в сельском хозяйстве сделан на обеспечение продовольственной безопасности и импортозамещения продуктов питания.

В 2021 году в рамках Государст­венной программы агропромышленного комплекса на 2017-2021 годы направлено 9,4 млрд тенге субсидий в сельское хозяйство и 29,9 млрд тенге инвестиций в основной капитал.

На основе эффективных мер объем валовой продукции сельского хозяйства за 2021 год возрос на 1,4% к уровню 2020 года и составил 478,1 млрд тенге, в том числе животноводство — на 4,8% (175,4 млрд тенге), а растениеводство снизилось на 1,0% (302,3 млрд тенге). Рост производительности труда в сельском хозяйстве за 2021 год составил 5,2% (1678,8 тысячи тенге на одного занятого).

Валовой сбор зерновых и зернобобовых культур (в весе после доработки) по сравнению с уровнем 2020 года снизился на 34,9% (548,6 тысячи тонн), средняя урожайность составила 14,5 центнера с гектара. При этом валовой сбор масличных культур увеличился на 0,1% и составил 46,8 тысячи тонн, овощей — на 7,3% (2014,1 тысячи тонн), бахчевых культур — на 1% (405,3 тысячи тонн), картофеля — на 4% (267,7 тысячи тонн). Производство сахарной свеклы достигло 160,3 тысячи тонн и выросло на 20%.

Площади ресурсосберегающих технологий доведены до 29,8 тысячи гектаров, водосберегающих — до 40 тысяч гектаров. Восстановлено 43 тысячи гектаров орошаемых земель площадью 179,8 тысячи гектаров.

За счет внедрения передовых технологий площадь интенсивных садов достигла 1145 гектаров.

Возвращено в государственную собственность 113,8 тысячи гектаров неиспользуемых земель сельхозназначения (7,5 тысячи — пашни, 106,3 тысячи — пастбища).

Отмечается рост в производстве мяса (в живом весе) на 6,6% к 2020 году, молока — на 2,3%, яиц — на 8,7%, шерсти — на 1,7%; в численности крупного рогатого скота — на 10,1%, овец — на 7,1%, лошадей — на 10,2%, верблюдов — на 3,5%. Поголовье птицы уменьшилось на 3,9%. Экспортировано 4919,4 тонны мяса, в том числе 4007,2 тонны говядины, 590,6 тонны баранины, 321 тонна мяса птицы и 0,6 тонны конины.

На финансирование пяти направлений пилотного проекта «Повышение доходов населения Жамбылской области», стартовавшего в 2019 году, из республиканского бюджета выделено 7,2 млрд тенге под 2,5% годовых, местного — 2,0 млрд тенге (под 5%). Получили кредиты 2478 жителей из 11-ти сельских округов 10-ти районов области и 11 новых сельхозкооперативов. В 2021 году за счет возвратных средств по револьверному механизму реализовано 300 проектов на сумму 2,7 млрд тенге в трех сельских округах, выданы 32 единицы техники.

Предпринимателям оказывается государственная поддержка в рамках Дорожной карты бизнеса-2025. По инструменту «Субсидирование процентной ставки» поддержано 1329 проектов на 33,8 млрд тенге, «Предоставление гарантий по кредитам банков» — 1154 проектов на 8,4 млрд тенге, «Развитие производственной (индустриальной) инфраструктуры» — пять проектов на 231,7 млн тенге, «Грантовое финансирование» — 272 проекта на 692,9 млн тенге. В результате реализации программы сохранено 16423 рабочих места и создано 5724 новых рабочих места.

Количество действующих субъектов малого и среднего предпринимательства на 1 января 2022 года достигло до 71,3 тысчи единиц, или 102,8% относительно 2020 года.

За 2021 год объем произведенной продукции и услуг субъектами бизнеса увеличился на 3,7%, составив 834,1 млрд тенге. Доля малого и среднего предпринимательства в валовом региональном продукте в 2021 году составила 25,9%.

Оборот розничной торговли увеличился на 3,6% к уровню 2020 года, за счет роста объема реализации продовольственных и непродовольственных товаров — в 1,1 раза. Режим чрезвычайного положения, коронакризис повлияли на развитие новых видов услуг — доставка, интернет-продажа продуктов питания и товаров. В рамках развития электронной торговли 42,9 тысчи субъектов предпринимательства оборудованы онлайн-кассовыми аппаратами. На оказание онлайн-услуг перешли 91 кафе, 72 столовых, 39 продуктовых магазинов и супермаркетов, 93 непродовольственных магазина. В результате объем розничной торговли через Интернет составил 3,0 млрд тенге, оптовой — 2,6 млрд тенге.

Возросли объемы грузооборота на 0,4%, пассажирооборот — на 2,7%. Перевезено 143,3 млн тонн грузов, 451,6 млн пассажиров. В услугах связи прирост составил 13,3%, за счет роста пользователей услуг сети Интернет (в 1,2 раза).

Падение мирового спроса на товарных рынках негативно отра­зились на экспорте и импорте товаров. Во внешнеторговом обороте, по данным Комитета государственных доходов Министерства финансов РК, зафиксирован рост на 47,0%, или на 262,5 млн долларов США, в том числе экспортировано товаров на сумму 65,7 млн долларов США (на 11,4%), импортировано на 196,8 млн долларов США (на 64,5%). Сальдо сложилось отрицательным — 131,1 млн долларов США.

Взаимная торговля со странами Евразийского экономического союза увеличилась на 28,3%, в том числе экспорт — на 19,4%, импорт — на 33,0%, за счет роста товарооборота с Россией — в 1,4 раза. Сократились объемы экспорта товаров в Армению — на 75,0%, Беларусь — на 77,2%, Кыргызстан — на 17,7%.

Объем инвестиций за 2021 год составил 398,6 млрд тенге, или 110,2% к соответствующему периоду 2020 года. Рост обеспечен за счет привлечения инвестиций на строительство инженерно-коммуникационной инфраструктуры для планируемых к строительству новых жилых массивов Жамбылского района; газоснабжения, строительствя внутрипоселковых гравийных дорог, многоквартирного жилого дома по улице Абая в с. Аса, реконструкцию дороги республиканского значения Узынагаш — Отар и дороги Курту — Бурылбайтал.

Объем строительных работ составил 195,4 млрд тенге, или 129,4% к уровню 2020 года. Рост обеспечен за счет строительства областного онкологического диспансера на 200 койко-мест в г. Таразе, многоквартирных домов в 15-м микрорайоне, школы на 600 мест в Таразе, реконструкции автомобильной дороги Западная Европа — Западный Китай в Мойынкумском районе, строительства Коктальского водопровода для г. Каратау.

В 2021 году на строительство жилья из бюджета выделено 21,8 млрд тенге, построено 76 многоэтажных домов общей площадью 313,8 тыс. кв. м (в рамках «Нұрлы жер» — 74 дома на 20,3 млрд тенге, «Занятость» — 2 дома на 1,5 млрд тенге).

По итогам года введен в эксплуатацию 41 многоквартирный дом (13 кредитных и 28 арендных) и обеспечена жильем 2241 семья.

В рамках государственной программы «Нұрлы жер» для обеспечения жильем малообеспеченных и многодетных семей приобретено 94 квартиры на 921,3 млн тенге, выделенных из республиканского бюджета.

Общая площадь введенных в эксплуатацию жилых домов составляет 683,3 тыс. кв. метров, или 110,6% к соответствующему уровню 2020 года.

В жилищно-коммунальном хозяйстве в 2021 году отремонтировано 73 дома на сумму 3,3 млрд тенге, из них 57 домов профинансированы из республиканского бюджета (2,7 млрд тенге), 8 — местного (0,4 млрд тенге), 8 — за счет возвратных средств (0,3 млрд тенге). В результате, доля объектов кондоминимума, требующих капитального ремонта, снизилась с 54,4% до 49,6%.

По итогам 2021 года централизованным водоснабжением обеспечено 267 сельских населенных пунк­тов, или 72,7% от общего количества. Доступ к централизованной питьевой воде в городах составил 419 тыс. человек (91,0%), сельских населенных пунктах — 612,2 тыс. человек (88,8%).

Централизованным газоснабжением обеспечены 237 населенных пунктов (63,9%), или 968 тыс. человек (84,2%), в том числе в городах области обеспечено 435,3 тыс. человек (95,33%), сельских населенных пунктах — 69,2%.

На развитие автодорожной сферы в 2021 году на содержание и ремонт 214,2 км автомобильных дорог областного и районного значения освоено 6,1 млрд тенге, за счет которых охвачено строительством 3,6 км и средним ремонтом 214,2 км дорог. В том числе 177,9 км — автодороги областного значения (3,6 км — строительство; 174,3 км — средний ремонт), 36,3 км — автодороги районного значения. В результате доля автодорог местного значения в хорошем и удовлетворительном состоянии доведена до 95%.

В общественном транспорте города Тараза введено электронное билетирование «Tulparcard», установлены 232 стационарных и 342 мобильных терминала. Транзакция доли безналичных платежей по билетам в рамках системы электронного билетирования составила 98%, открыты 53 новых рабочих места.

Уровень инфляции в декабре 2021 года составил 8,1%. Цены на продовольственные товары выросли на 9,7%, на непродовольственные товары — на 8,0%, платные услуги — на 6,3%.

Уровень инфляции по области ниже уровня среднереспубликанского показателя на 0,3 процентных пункта (РК -8,4%).

 

Социальная сфера

Одним из главных приоритетов является создание новых рабочих мест и увеличение доходов населения.

В 2021 году в рамках Нацио­нального проекта по развитию предпринимательства на 2021-2025 годы активными мерами занятости охвачены 58078 человек. На вакантные рабочие места трудоустроены 30195 человек. Социальными рабочими местами охвачены 1516 человек, молодежной практикой — 2107, оплачиваемыми общественными работами охвачены 11085 человек, краткосрочное обучение прошли 1322 человека, обучение основам предпринимательства — 4627 человек. Из 54338 обратившихся в органы занятости трудоустроены 37680 человек.

Благодаря мерам государственной поддержки по области создано 38752 новых рабочих места (в том числе постоянные — 18998, временные — 19754), в том числе в рамках Дорожной карты занятости — 725, в которых реализовано 29 проектов на 9,5 млрд тенге.

Однако в связи со сложившейся ситуацией производственная активность негативно отразилась на некоторых показателях рынка труда. Рабочая сила уменьшилась на 1157 человек и составила 528332 человека, численность занятого населения — 1144 (502660) человека. Уровень безработицы составил 4,9%.

При этом наблюдается рост наемных работников на 1223 человека (333848) и снижение численности самозанятого населения на 2367 человек (168812).

В рамках принимаемых мер по социальной поддержке населения среднемесячная номинальная заработная плата одного работника за 2021 год по сравнению с соответствующим периодом 2020 года увеличилась в номинальном выражении на 24,9%, в реальном — на 15,7% и составила 195922 тенге.

Различия в оплате труда характерны для работников различных сфер экономической деятельности. Максимальная величина заработной платы установлена в нау­чном исследовании и разработке —
561130 тенге, минимальная — в деятельности в области разработки — 79570 тенге. Максимальная заработная плата наблюдается в Кордайском районе — 242593 тенге, минимальная в Таласском районе — 159373 тенге.

Среднедушевые номинальные денежные доходы населения по сравнению с соответствующим периодом 2020 года в номинальном выражении выросли на 11,5%, в реальном — на 2,7% и составили 96123 тенге.

Доля живущих ниже прожиточного минимума по области составила 5,3%, что на 0,5 процентных пункта ниже, чем в 2020 году.

В 2021 году в экономике области наблюдается положительная динамика развития.

В сфере образования в 562 действующих дошкольных организациях области (431 детский сад и 131 мини-центр) охвачено 57,1 тыс. детей. Охват детей в возрасте от 3 до 6 лет услугами дошкольных организаций составил 100%, 1-6 лет — 91,5%, что на 0,1 процентных пункта выше соответствующего периода 2020 года.

Все 445 школ подключены к Интернету. Обеспеченность компьютерной техникой составляет в среднем четыре учащихся на один компьютер. В 371 школе установлены 2452 интерактивные доски, во всех школах внедрена система «Күнделік».

За 2022 год в экономике области наблюдается положительная динамика развития.

Объем валового регионального продукта, произведенного в Жамбылской области за январь-сентябрь 2022 года, составил 1664,3 млрд тенге. ВРП по сравнению с соответствующим периодом 2021 года увеличился в реальном выражении на 3,1%.

В структуре валового регионального продукта 21,2% приходится на промышленность, 12,2% — на сельское хозяйство, 13,7% — на транспорт и связь, 6,6% — на строительство, 9,9% — на торговлю, 36,4% — на другие отрасли.

За девять месяцев 2022 года рост производительности труда по области составил 6,4%, что обусловлено ростом в промышленности (на 12,0%), сельском хозяйстве (на 4,6%), торговле (на 6,0%), связи (на 19,4%), транспорте (на 10,8%).

Произведено промышленной продукции на 859,8 млрд тенге (ИФО-110,2%). Увеличились объемы производства обрабатывающей промышленности на 10,6% (618,3 млрд тенге), снабжении электроэнергией — на 19,4% (131,1 млрд тенге), водоснабжении — на 3,5% (6,0 млрд тенге).

В рамках третьего этапа индустриализации в 2022 году по Единой карте индустриализации реализованы восемь инвестиционных проектов на сумму 56,7 млрд тенге с созданием 595 новых рабочих мест.

Крупными проектами являются: ТОО «Казфосфат» — производство минеральных удобрений до 1 млн тонн в год с созданием 100 новых рабочих мест; ТОО «Alina Group» — расширение и модернизация производственной площадки мощностью 107,7 тыс. квадратных метров плит, 147,8 тыс. тонн штукатурки и клея, 31,7 тыс. тонн гипса в год, (320 новых рабочих мест); ТОО «Каратау ПРО» — увеличение производственных мощностей действующего завода по производству мелкозернистых наполнителей мощностью 127 тыс. тонн в год (25 новых рабочих мест).

Кроме этого, реализуются проекты по производству альтернативной электроэнергии мощностью 13,5 МВт (строительство Шенгельдинской ветровой электростанции, 1-й и 2-й этап, Новатекской ветровой электростанции).

В целях обеспечения продовольственной безопасности на развитие агропромышленного комплекса в 2022 году выделено и освоено 30,6 млрд тенге субсидий (из республиканского бюджета — 20,3 млрд тенге, областного — 10,3 млрд тенге). В результате объем валовой продукции вырос на 7,5% относительно 2021 года и составил 590,2 млрд тенге.

Количество действующих субъектов малого и среднего бизнеса на 1 января 2023 года составило 92,6 тыс. единиц, или 129,8% к прошлому году. Доля действующих субъектов малого и среднего бизнеса, в общем объеме зарегистрированных, составляет 87,2%.

Розничная торговля возросла на 0,1%, оптовая — на 4,2%. Перевозка грузов всеми видами транспорта к 2021 году увеличилась на 0,2%, перевозка пассажиров — на 5,9%, услуги связи — на 2,7%.

За январь-декабрь 2022 года внешнеторговый оборот составил 426,4 млн долларов США, или 165,1% к 2021 году, в том числе экспорт — 163,3 млн долларов США (в 2,7 раз), импорт — 263,1 миллиона долларов США (133,6%). Взаимная торговля со странами Евразийского экономического союза увеличилась на 3,2%.

Объем инвестиций в основной капитал составил 423,1 млрд тенге, или 101,2% к соответствующему периоду 2021 года.

Рост объема инвестиций наб­людается за счет вложений в Байзакском районе в строительство школы на 600 мест в с. Коктал, цент­ральной клиники на 250 мест, трех врачебных амбулаторий, обогатительной фабрики на Шатыркуль-Жайсанском кластере, завода по производству цемента ТОО «Корцем», цеха по производству субстанций на базе биофармацевтического завода.

Объем строительных работ составил 277,7 млрд тенге, или 101,0% к соответствующему периоду 2021 года.

Рост обеспечен за счет строительства обогатительной фабрики на Шатыркуль-Жайсанском кластере ТОО «АAengineeringgroup», цеха по производству субстанций на базе биофармацевтического завода ТОО «Ка-строй ЛТД», реконструкции второй очереди с повышением сейсмоустойчивости плотины Тасоткельского водохранилища.

Общая площадь введенных в эксплуатацию жилых домов составляет 693,5 тыс. кв. метров, или 101,5% к соответствующему периоду 2021 года.

В 2022 году на строительство 68 многоэтажных жилых домов на 4388 квартир выделено 25,1 млрд тенге (20,9 млрд тенге — ценные бумаги; 3,6 млрд тенге — арендный дом, пилотный проект — 0,6 млн тенге). В том числе 11 арендных домов на 680 квартир, 56 кредитных домов на 3648 квартир и 1 пилотный проект на 60 квартир.

На 1 января 2023 года освоено 25 млрд тенге, или 99,8% к плану отчетного периода.

По итогам года введено в экплуа­тацию 34 жилых дома на 2260 квартир площадью 124,5 тыс. кв. м (11 арендных на 680 квартир, 23 кредитных на 1580 квартир).

За счет средств районного бюджета (сметная стоимость 34,8 млрд тенге) получено заключение государственной экспертизы на реализацию 49 проектов арендного жилья на 2870 квартир. На сегодня, в связи с изменением жилищной политики, данные проекты не поддержаны (Байзакский район — 10 домов; Жамбылский район — 4 дома; Жуалынский район — 11 домов; Кордайский район — 5 домов; Меркенский район — 5 домов; Мойынкумский район — 4 дома; Шуский район — 3 дома, Таласский район — 4 дома, Т. Рыскулова — 1 дом, Сарысуский район — 2 дома).

В сфере жилищно-коммунального хозяйства из 367 сельских населенных пунктов области 270 (622 тысячи жителей) обеспечены централизованным водоснабжением. В 2022 году реализовано 49 проектов на 19,8 млрд тенге. Водоснабжением охвачены 18 сельских населенных пунктов, или 22,6 тысчи человек (77,7%). В результате обеспеченность питьевой водой в пересчете на численность населения увеличилась с 88,8% до 92,0%.

Природным газом охвачены 1020,5 тысчи человек в 259 населенных пунктах (с 88,6% до 89,5% в расчете на население). В 2022 году на строительство 18 объектов газификации выделено 11,2 млрд тенге. Газифицировано 17 сельских населенных пунктов, или 8,8 тысчи человек (73,5%). В результате уровень обеспеченности газом увеличился до 89,5%, или 1029,3 тысячи человек (274 сельских населенных пункта).

На автодорожную отрасль выделено 16,2 млрд тенге, проведена укладка 605,2 км асфальтового покрытия, средний ремонт дорог протяженностью 10 тысяч км, а в городе Таразе — реконструкция улиц Ташкентской и Мамбет батыра протяженностью 9,4 км. В результате доля автомобильных дорог местного значения, находящихся в хорошем и удовлетворительном состоянии, увеличилась с 95,0% до 97,0%.

Уровень инфляции в декабре 2022 года составил 19,8%. Цены на продовольственные товары выросли на 26,0%, на непродовольственные — на 18,2%, платные услуги — на 12,5%.

Уровень инфляции ниже уровня среднереспубликанского показателя на 0,5 процентных пункта (РК — 20,3%).

 

Социальная сфера

За январь-декабрь 2022 года создано 35347 новых рабочих мест (постоянные — 20261, временные — 15086). Общий охват активными мерами занятости составил 75565 человек. Трудоустроены на свободные вакансии 35590 человек, охвачены социальными рабочими местами — 1168, молодежной практикой — 1840 человек, оплачиваемыми общественными работами — 9847 человек. Из обратившихся в органы занятости 76005 человек трудоустроены 38043.

Среднемесячная заработная плата одного работника составила 243477 тенге, что выше соответствующего периода 2021 года в номинальном выражении на 13,1% (четвертый квартал 2022 г.).

В сфере образования в действующих 572 дошкольных организациях (449 детских садов и 123 мини-центра) охвачены 59,4 тыс. детей. Охват детей от 3 до 6 лет услугами дошкольных организаций составляет 100%, от 1 до 6 лет — 91,7%, что выше на 0,2 процентных пункта соответствующего периода 2021 года.

Все 445 школ подключены к Интернету. Обеспеченность компьютерной техникой составляет в среднем 4 учащихся на один компьютер. В 349 школах установлены 2430 интерактивных досок, во всех школах внедрена система «Күнделік».

Для населения области доступны услуги высокоспециализированной медицинской помощи, особенно кардиохирургии, урологии, детской хирургии и пульмонологии. Активно проводится скрининг целевых групп населения. На амбулаторном уровне обеспечивается бесплатная медицинская и лекарственная помощь.

 

Региональное развитие

Развитие потенциала сельских населенных пунктов осуществляется за счет развития опорных и спутниковых сел в Системе национальных стандартов в рамках проекта «Ауыл — ел бесігі», Национального проекта «Сильные регионы — драйвер развития страны».

В соответствии с методикой утверждения критериев определения сельских населенных пунк­тов отобрано 239 сел с потенциалом развития (67 опорные и 172 спутниковые).

В 2021 году в 67 сельских населенных пунктах реализовано 119 проектов на 8,7 млрд тенге, создано 590 рабочих мест.

В рамках проекта «Ауыл — ел бесігі» в 2022 году предусмотрена реализация 149 проектов в 82 населенных пунктах (38 опорных, 43 спутниковых, 1 стратегический) на 14,1 млрд тенге (Национальный фонд — 12,4 млрд тенге, местный бюджет — 1,7 млрд тенге).

По итогам года введены 114 объектов на 13,3 млрд тенге (Национальный фонд — 11,7 млрд тенге, местный бюджеь — 1,6 млрд тенге).

 

2. Основные приоритетные направления развития Жамбылской области на 2023-2027 годы

Социально-экономическое развитие области в 2023-2027 годах будет следовать принципам, ориентированным на устойчивый рост экономики и благосостояние региона путем реализации Стратегии «Казахстан-2050», Посланий Главы государства народу Казахстана, общенациональных приоритетов и Национального плана развития Республики Казахстана до 2025 года, а также национальных проектов и т. д.

Обеспечение макроэкономической стабильности:

— продолжится совершенствование фискальной политики, направленной на стимулирование и расширение налоговой базы и укрепление доходной части бюджета, снижение уровня теневой экономики, эффективного использования бюджетных средств;

— в целях обеспечения сбалансированного экономического развития в рамках денежно-кредитной политики предусматривается постепенное снижение инфляции с 7,5%-9,5% в 2023 году, с 4-5% в 2024 году с последующим снижением до 3-4% в 2025-2027 годах.

За счет продолжения реализации мероприятий, направленных на насыщение внутреннего рынка сельскохозяйственной продукцией, путем продолжения практики по организации еженедельных продовольственных ярмарок, дальнейшего развития оптовых (коммунальных) и розничных продовольственных рынков и торговой инфраструктуры.

Развитие отраслей экономики через:

— развитие промышленного потенциала счет реализации обрабатывающей промышленности в рамках реализации Национального проекта «Устойчивый экономический рост, направленный на повышение благосостояния казахстанцев на 2021-2025 годы», эффективная индустриальная политика с акцентом на технологическую модернизацию предприятий, развитие конкурентоспособных экспортоориентированных производств с внедрением цифровизации;

— увеличение производительности труда в сельском хозяйстве, обеспечение продовольственной безопасности, глубокая переработка сельхозпродукции и рост ее экспорта, развитие семеноводства, дальнейшая реализация проектов, цифровизация всех технологических процессов отрасли, стабильное повышение доходов сельских жителей за счет реализации Концепции развития АПК на 2021-2030 годы и Национального проекта по развитию АПК на 2021-2025 годы;

— повышение инвестиционной привлекательности для ускорения темпов роста инвестиций за счет привлечения отечественных и иностранных инвестиций, усиления защиты прав инвесторов, обеспечения стабильных и необременительных условий для бизнеса, применения инструментов государственно-частного партнерства;

— развитие малого и среднего бизнеса и увеличение его доли в валовом региональном продукте, повышение предпринимательской активности, создание условий для открытия собственного дела, повышение доступности финансирования для субъектов предпринимательства и получение точечной поддержки для сельских предпринимателей в рамках Национального проекта по развитию предпринимательства;

— укрепление и развитие торговых связей, увеличение экспорта, открытие зон свободной торговли в рамках ЕАЭС, наращивание экспорта новых товаров;

— для улучшения уровня и качества жизни населения будет продолжена работа по созданию благоприятных и комфортных условий проживания, реализованы проекты по развитию систем водоснабжения и водоотведения, модернизации ЖКХ и жилищного фонда, оказываться эффективная социальная поддержка в рамках льготных займов, повышение доступности жилья до 30 кв. метров на одного человека;

— развитие транспортно-логистического комплекса и внедрение интеллектуальной транспортной системы, повышение качества автомобильных дорог, увеличение объема транзитных грузопотоков в рамках Национального проекта «Сильные регионы — драйвер развития страны»;

— улучшение экологической обстановки, посадка деревьев в лесном фонде и населенных пунктах, реализация проектов по переработке твердых бытовых отходов, создание благоприятной среды проживания в рамках Нацпроекта «Жасыл Қазақстан»;

— развитие цифровизации и инновационной экономики посредством ускоренного внед­рения цифровых технологий с усилением мер информационной безопасности в рамках Нацпроекта «Технологический рывок за счет цифровизации, науки и инноваций».

Сбалансированное региональное развитие через:

— повышение благосостояния населения на основе реализации потенциала развития области путем развития «точек роста» и обеспечения базового качества жизни на основе системы региональных стандартов;

— использование конкурентных преимуществ региона путем укрупнения населенных пунктов, развития моно- и малых городов, перспективных опорных и спутниковых сел с созданием развитой инфраструктуры, качественной урбанизации через развитие функциональных городских районов;

— использование конкурентных преимуществ регионов, опережающим созданием развитой инфраструктуры в селах путем реализации спецпроекта «Ауыл — ел бесігі», Национального проекта «Сильные регионы — драйвер развития страны».

Повышение качества человеческого капитала через:

— модернизацию и повышение качества образования, сокращения разрыва между городскими и сельскими школами, улучшение социального положения педагогов, а также увеличение финансирования всех уровней образования;

— повышение качества услуг образования, в том числе расширение сети дошкольных организаций путем строительства и создания новых объектов за счет частных инициатив;

— обеспечение доступа к качественным медицинским услугам и повышение доступности первичной медико-санитарной помощи, особенно на селе, а также обновление инфраструктуры здравоохранения. Особый акцент будет сделан на повышение грамотности населения по вопросам здоровья. Для формирования у населения приверженности к здоровому образу жизни будут реализованы мероприятия по профилактике и мониторингу за основными социально значимыми неинфекционными и инфекционными заболеваниями;

— социальное обеспечение, ориентированное на повышение социальной защищенности работающих граждан, людей с ограниченными возможностями и усиление адресного характера социальной помощи, расширение продуктивной занятости;

— реализации программы повышения доходов населения, направленной на создание рабочих мест и развитие занятости, устранение дисбалансов в трудовых доходах, развитие производственных навыков граждан, повышение заработной платы бюджетным работникам, развитие науки и инновационных технологий, а также внед­рение персонифицированных по государственным социальным гарантиям цифровых карт семьи и социального кошелька.

Утвержден Национальный проект по развитию предпринимательства на 2021-2025 годы, направленный на получение востребованных на рынке труда профессиональных навыков и квалификаций, развитие предпринимательства и создание условий для открытия собственного дела.

Отдельные категории занятых, безработные и иные лица без квалификации будут вовлечены в продуктивную занятость через обучение, привитие навыков по востребованным профессиям и основам предпринимательства, содействие в трудоустройстве.

 

3. Основные меры реализации экономической политики

3.1 Бюджетно-налоговая политика

В среднесрочном периоде бюджет­ная политика будет направлена на стимулирование и поддержание роста экономики, обеспечение сбалансированности и сохранение устойчивости государственных финансов, создание условий для повышения качества человеческого капитала. В целях улучшения качества человеческого капитала бюджетная политика будет направлена на увеличение финансирования образования, науки и здравоохранения с сохранением приоритетности социальных обязательств. В целях повышения эффективности государственных расходов продолжится укрупнение бюджетных программ под приоритеты и задачи Стратегического плана-2025, а также внедрен новый формат стратегического плана государственного органа, позволяющий обеспечить лучшую увязку целевых индикаторов стратегического плана и бюджетных расходов.

В целях повышения эффективности бюджетных расходов будут исключены неэффективные имиджевые расходы с направлением высвободившихся средств на цели развития.

Половина средств бюджета развития области будет направлена на финансирование актуальных инфраструктурных и социальных проектов. При этом все социальные обязательства государства будут выполняться в полном объеме. Приватизация и передача предприятий с государственным участием в конкурентную среду также будет способствовать снижению нагрузки на расходную часть бюджета и повышению эффективности средств.

Прогноз бюджетных параметров на плановый период определен с учетом принятых нововведений в прошлом году в рамках перехода на новую бережливую и ответственную бюджетную политику в реализацию Послания Главы государства народу Казахстана от 1 сентября 2022 года.

Целевые трансферты из респуб­ликанского бюджета на 2022 год в размере 438353222,3 тыс. тенге, в том числе:

— целевые текущие трансферты — 161535394,0 тыс. тенге;

— целевые трансферты на развитие — 82363924,3 тыс. тенге.

Объем субвенции на 2022 год составляет 194453904,0 тыс. тенге.

 

3.2 Сдерживание уровня инфляции

Нарушение глобальных цепочек поставок, волатильность на товарных рынках и высокий уровень неопределенности в мире оказали влияние на внутренние экономические процессы.

С целью сдерживания инфляционных процессов будет продолжена работа по мониторингу цен на социально значимые продовольственные товары, заключению меморандумов с оптовыми поставщиками, предприятиями торговли по обеспечению внутреннего рынка продовольствием с минимальной торговой надбавкой, выявлению и исключению лишнего посреднического звена в цепочке поставок товаров народного потребления.

Продолжится практика установления пороговых значений и предельных цен на социальные продовольственные товары и привлечения к административной ответственности лиц, нарушивших законодательство в сфере регулирования торговой деятельности.

В целях насыщения внутреннего потребительского рынка товарами отечественного производства и импортозамещения и далее будут приниматься меры по поддержке отечественных товаропроизводителей в рамках национальных проектов.

В целях оказания регулирующего воздействия на агропродовольственный рынок и стабилизацию рынка социально значимых продовольственных товаров реализуются механизмы по предоставлению зай­мов субъектам предпринимательства по «оборотной схеме». Кроме того, в целях недопущения роста цен в межсезонье продолжится работа по заключению форвардных контрактов с производителями и оптовыми поставщиками.

В оперативном порядке будут отслеживаться внешние и внутренние факторы, влияющие на потребительские цены, и реализованы меры по сдерживанию цен на товары народного потребления с учетом развития конкурентных внутренних рынков, борьбы с ценовым сговором и недобросовестной конкуренцией.

Для регулирования продовольственного рынка и недопущения спекулятивного и необоснованного роста цен, а также сглаживания сезонных колебаний продолжится работа по формированию и использованию региональных стабилизационных фондов продовольственных товаров. Особое внимание будет уделено снижению цен на социально значимые продовольственные товары. Вместе с тем в областном центре и районах продолжится работа по проведению сельскохозяйственных ярмарок.

 

3.3 Развитие отраслей эко­но­мики

Промышленность. Развитие промышленности продолжится в рамках Национального проекта «Устойчивый экономический рост, направленный на повышение благо­состояния казахстанцев».

Приоритетной отраслью области остается обрабатывающая промышленность. На период до 2028 года индустриальной специализацией остаются производство продуктов питания, химическая и металлургическая промышленность и производство стройматериалов. Развивается фармацевтическая промышленность с появлением в мире коронавируса.

Улучшению состояния и динамичного развития экономики области будет способствовать реализация Единой карты индустриализации, в рамках которой планируется реализация 38 инвестиционных проектов с объемом инвестиций свыше 1,6 трлн тенге с созданием 4,3 тыс. новых рабочих мест.

Химическая отрасль будет оставаться доминирующей отраслью экономики. Объясняется это значительными запасами фоссырья, дальнейшей разработкой фосфоритов, обработкой фосфора, наращиванием объемов и расширением ассортимента минеральных удобрений, открытием новых производств (ТОО «Казфосфат», ТОО «ЕвроХим-Удобрения», «Химический парк «Тараз», ТОО «Тalas Investment Company»).

Ведется реализация крупнейшего проекта ТОО «ЕвроХим-Удобрения» по производству комплексных минеральных удобрений мощностью свыше 1,4 млн тонн в год в городе Каратау. Общий объем инвестиций составляет более 356,6 млрд тенге, будет создано 500 постоянных рабочих мест. На первом этапе введен горнорудный комплекс, подписано межправительственное соглашение между Россией и Казахстаном о реализации второго этапа проекта.

Вместе с тем в регионе планируется построить завод по производству кальцинированной соды ТОО «QazaqSoda» с участием турецкого инвестора на сумму 132,0 млрд тенге мощностью 400 тыс. тонн с созданием 200 новых рабочих мест.

В производстве продуктов питания планируется реализация крупных проектов по развитию мясного птицеводства (ТОО «Алель-Агро») стоимостью 25,6 млрд тенге с созданием 170 новых рабочих, а также строительство молочно-товарной фермы (ТОО «Qazaq Bio Product») на 20,8 млрд тенге с созданием 160 новых рабочих мест планируется в 2023-2024 годах. Кроме этого, в 2025 году планируется реализация инвестиционного проекта по переработке бахчевых культур, фруктов и овощей (ТОО «Караганды-АгроИнвест») на 20,4 млрд тенге с созданием 209 новых рабочих мест.

В металлургии планируется строительство ТОО «Monterra Qazaqstan» горно-металлургического комбината по освоению золота с объемом инвестиций 832 млрд тенге мощностью 10 тысяч килограммов золота в сплаве Доре с созданием 600 новых рабочих мест; ТОО «Zhanashyr Project» по промышленной разработке месторождения Жайсан стоимостью 67,3 млрд тенге мощностью 12 тысяч тонн в год с созданием 200 рабочих мест.

В стройиндустрии запланировано строительство цементного завода, производство тонкомолотого мраморного наполнителя, гипса, штукатурок, клея и другое.

Сельское хозяйство. Основой развития сельского хозяйства будет являться Национальный план развития АПК на 2021-2025 годы. Цель — создание конкурентоспособной агропереработки путем повышения производительности труда; увеличение экспорта продукции обеспечение социально значимыми продовольственными товарами отечественного производства.

В регионе продолжится работа по эффективному вложению инвестиций, получению максимальных результатов от мер господдержки, внедрению современных технологий, реализации пилотных проектов в рамках повышения доходов населения Жамбылской области.

В результате до 2028 года будет ежегодно увеличиваться производительность труда в сельском хозяйстве на 2%. Возрастет объем валовой продукции сельского хозяйства (при текущем среднегодовом росте 3-4%) за счет расширения общей площади сельскохозяйственных культур на 25 тыс. гектаров, планируется увеличить производство овощей, рапса, сои, кукурузы, клубники и малины. Вырастет поголовье скота на 110 тыс. и птицы на 102 тыс. голов, продолжится развитие хозяйств по разведению рыбы, пчел.

Будет обеспечено повышение урожайности сельскохозяйственных культур за счет расширения посевных площадей, а также вовлечение в оборот неиспользуемых пахотных угодий. В перспективе планируется увеличить площадь с 28 тыс. до 30 тыс. гектаров.

Производство сахарного сырья является стратегически важной отраслью. К 2028 году планируется увеличить площадь выращивания сахарной свеклы до 15 тыс. гектаров. В регионе также активно разводятся сады, в том числе по интенсивной технологии. Увеличение объемов производства животноводческой продукции будет обеспечено на основе создания современных животноводческих хозяйств, развития племенной базы и повышения генетического потенциала, строительства откормочных площадок и перерабатывающих предприятий.

Планируется развитие внешних рынков экспорто­ориентированной продукции (пшеницы — Таджикистан, Узбекистан, Афганистан; лука — Польша, Узбекистан; картофеля — Узбекистан, Таджикистан, Кыргыз­стан; яиц — Таджикистан, Узбекистан; сафлорового масла — Германия, Нидерланды, Япония, Иран, Китай, макаронные изделия — Таджикистан, Афганистан, мяса и субпродуктов — Китай, Узбекистан, Иран, Бахрейн, Кувейт).

В области планируется построить три водохранилища — Акмола, Ыргайты, Калгуты, механические отряды будут восстанавливать орошаемые земли, запланирована реконструкция поливных каналов и дренажных систем. В результате площади орошаемых земель расширятся со 179 тыс. до 182,4 тыс. гектаров.

Планируется организация ежегодных ярмарок, проведение еженедельного мониторинга по стабилизации цен на социально значимые товары, увеличение социальных павильонов.

Туризм. За последние годы в области наблюдается положительная динамика роста туристских потоков за счет строительства крупных туристских зон, увеличения количества мест размещений, благо­устройства и озеленения мест отдыха, расширения перечня предоставляемых услуг.

В области действуют туристические зоны: историко-этнокультурный комплекс «Көне Тараз», этно­исторический комплекс «Тектурмас», зоны отдыха «Коксай», «Ак жол», «Тау кымыз», «Тау самалы».

Дальнейшее развитие внутреннего и въездного туризма будет осуществляться в рамках Государственной программы развития туристской отрасли Республики Казахстан на 2019-2025 годы и Концептуального плана развития туризма Жамбылской области на 2020-2022 годы.

Для дальнейшего развития туризма планируется:

— разработка новых туристических маршрутов по историко-археологическому и экологическому туризму до 2028 года;

— обеспечение информационной доступности туристического потенциала области с помощью креативных решений, цифровых и информационных технологий до 2028 года.

В результате будет увеличен поток казахстанских и иностранных туристов в регион в среднем на 10 тысяч человек в год.

Строительство. В целях повышения доступности, комфорта жилья и развития жилищной инфраструктуры продолжится работа по формированию благоприятных и комфортных условий проживания путем улучшения жилищно-коммунальных условий и развития жилищного строительства, в рамках Национального проекта «Сильные регионы — драйвер развития страны», ипотечной программы «7-20-25».

До 2025 года планируется реализация 524 бюджетных инвестиционных проектов на сумму 153,4 млрд тенге.

Транспорт. Развитие транспортно-коммуникационной инфраструктуры будет направлено на развитие и улучшение транспортной связи между населенными пунктами области. Продолжатся работы по ремонту дорог, будут внедряться новые технологии. Работа продолжится в рамках Национального проекта «Сильные регионы — драйвер развития страны», нацеленного на закрепление лидирующей роли транспортно-транзитного сектора, а также обеспечение транспортной связанности страны как между регионами, так и внутри регионов.

Область обладает развитой сетью автомобильных дорог. До 2028 года планируется доведение доли дорог местного значения, находящихся в хорошем и удовлетворительном состоянии, до 100% за счет строительства, реконструкции и среднего ремонта автодорог во всех районах области (822,5 км — дороги областного значения, 398,2 км — районного значения).

В целях повышения качества перевозок планируется обновить автобусный парк (приобретение ежегодно не менее 50 автобусов), который увеличится до 100,0% к 2028 году.

Связь. В инфокоммуникационной инфраструктуре будет продолжена работа по реализации Нацпроекта «Технологический рывок за счет цифровизации, науки и инноваций» посредством повсеместного внедрения информационно-коммуникационных технологий интеллектуальных систем в отрасли экономики, получения электронных государственных услуг на селе, развития услуг мобильной связи по технологиям 3G и 4G, а также высокоскоростного доступа к Интернету в сельских населенных пунктах.

Продолжится работа по автоматизации и цифровизации предприятий базовых отраслей (финансовый сектор, государственный сектор, инфраструктура, образование, здравоохранение, строительство и другие).

В целях снижения цифрового неравенства будет обеспечена работа по повышению качества Интернета во всех населенных пунктах с численностью 250 человек и выше. Развитие получат технологии нового поколения мобильной связи и доступа к Интернету. С учетом урбанизации и экономической целесообразности будет проработано подключение к Интернету оставшихся сел с численностью населения менее 250 человек.

Торговля. Развитие внутренней торговли будет осуществляться путем развития современных форматов торговли, повышения эффективности инфраструктуры действующих торговых рынков, совершенствования электронной торговли.

Работа по развитию сферы торговли будет продолжена в рамках Национального проекта развития предпринимательства «Бастау Бизнес» по созданию современных форматов торговой инфраструктуры и увеличению многоформатных торговых объектов. Ключевыми задачами будут определены повышение качества и безопасности продукции, диверсификация импорта и экспорта несырьевых товаров и услуг, создание благоприятных условий для отечественных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках.

В области ведется строительство трех оптово-распределительных центров (город Тараз, Байзакский и Шуский районы). Планируется проведение модернизации торговых рынков «Кайкармет», «Нуралы», «Ауыл-Береке», «Жибек жолы», «Ысты», «Салтанат».

3.4 Улучшение бизнес-климата и инвестиционной привлекательности

Развитие предпринимательства является важным фактором, влияющим на благосостояние экономики области. В целях поддержки развития малого и среднего бизнеса будет продолжена работа по финансовой и нефинансовой поддержке предпринимательства в рамках Нацпроекта по развитию предпринимательства.

В рамках Национальных проектов «Сильные регионы — драйвер развития страны», «Качественное образование» «Образованная нация», «Здоровая нация» «Качественное и доступное здравоохранение для каждого гражданина», «Национальный проект по развитию предпринимательства», «Национальная безопасность» будут реализованы бюджетные инвестиционные проекты, направленные на улучшение социальной инфраструктуры.

Привлечение инвестиций ориентировано на отечественные и иностранные инвестиции. Внедренный новый инструмент привлечения инвестиций — стратегическое инвестиционное соглашение — позволит стимулировать бизнес вкладывать средства в развитие национальной экономики.

Совершенствование механизмов урегулирования споров, в том числе с использованием площадки МФЦА, а также открытости и прозрачности административных процедур позволит повысить уверенность инвесторов в стабильности законодательства.

Будет рассмотрена возможность применения принципа «золотого паспорта» в Казахстане путем предоставления различных преференций в зависимости от объемов вложений для повышения рейтинга Казахстана в индексе паспортов мира.

Бюджетная инвестиционная политика будет направлена на продолжение структурных реформ в экономике, завершение инициатив государства по созданию социальной, индустриально-инновационной инфраструктуры и повышению качества государственных услуг населению. Приоритетными для бюджетных инвестиций будут отрасли, имеющие мультипликативный эффект на рост экономики и занятости:

1. Диверсификация экономики и инфраструктурное развитие через поддержание экономической активности смежных отраслей экономики.

2. Модернизации инфраструктуры ЖКХ. Совместно с МФО будут профинансированы проекты по развитию ЖКХ, АПК, транспортной, логистической и коммуникационной инфраструктуре.

3. Обеспечение безопасности граждан через финансирование мер по предотвращению природных явлений и техногенных аварий, строительства и модернизации объектов Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований РК.

4. Модернизация социальной сферы путем финансирования национальных проектов в сфере образования и науки, здравоохранения, туризма и занятости.

5. Повышение качества государственных услуг и реализации государственных функций, в том числе за счет финансирования национальных проектов и программных документов в сфере цифровизации.

В целях повышения привлекательности проектов государственно-частного партнерства приняты поправки касательно закрепления особого порядка планирования проектов государственно-частного партнерства, принятия государственных обязательств и отбора частных партнеров.

3.5 Улучшение качества человеческого капитала

Главным ресурсом структурных и институциональных реформ и преобразований, а также долгосрочного качественного развития страны является высококвалифицированный человеческий капитал.

Социальная политика будет проводиться в рамках Национальных проектов «Качественное образование «Образованная нация», «Здоровая нация» «Качественное и доступное здравоохранение для каждого гражданина «Развитие предпринимательства» и т. д.

В сфере образования особый акцент будет сделан на доступность, равенство и качество образования независимо от места проживания и социального статуса обучаемого.

Большое значение будут иметь дошкольное обучение и воспитание с обеспечением 100-процентного охвата детей. Основной формой обучения будет являться традиционная форма, при этом будет разрешено дистанционное обучение по отдельному порядку. В системе дошкольного воспитания и обучения продолжится расширение инфраструктуры через строительство и открытие частных детских садов, мини-центров, развитие механизма государственно-частного партнерства. Планируется сохранить 100-процентный охват детей от 3 до 6 лет дошкольным образованием, от 1 до 6 лет — до 92,8%.

Для ликвидации школ с трехсменным обучением будут построены новые школы взамен трехсменных и проведен капитальный ремонт.

В системе технического и профессионального образования будет обеспечено гарантированное государством получение первой рабочей профессии бесплатно, в том числе через курсовую подготовку всех желающих на базе учебных центров и колледжей.

Продолжится внедрение основных принципов дуального обучения и образовательных программ, выделение грантов для повышения доступности высшего образования.

Политика в области здравоохранения будет направлена на предоставление качественной, доступной медицинской помощи и обеспечение качественными, безопасными лекарственными препаратами.

Приоритетными направлениями развития здравоохранения являются:

— недопущение младенческой смертности;

— недопущение материнской смертности;

— повышение доступности медицинских услуг до 100% с внедрением мобильных бригад в организациях первичной медико-санитарной помощи, приобретение медицинского оборудования, в том числе для отделения реанимации новорожденных.

Для обеспечения устойчивой и продуктивной занятости, снижения и недопущения роста уровня безработицы будет продолжена работа по содействию занятости целевых групп населения, увеличению числа социальных рабочих мест, поддержке малообеспеченных и многодетных граждан. Особое внимание будет уделяться семьям, у которых на попечении находятся дети с ограниченными возможностями, расширению сети медико-социальных учреждений.

Планируется открыть центры реабилитации и адаптации для детей-инвалидов, кризисные центры для лиц, подвергшихся насилию.

С целью повышения качества и потенциала трудовых ресурсов, обеспечения отраслей экономики квалифицированными кадрами принимаются системные меры по подготовке кадров с учетом новой структуры занятости и модернизации качества образования высших учебных заведений, технического и профессионального образования.

Для получения востребованных на рынке труда профессиональных навыков и квалификаций, развития массового предпринимательства и создания эффективной модели трудового посредничества реализуется Национальный проект «Развитие предпринимательства». Отдельные категории занятых лиц, самозанятые, безработные и иные лица без квалификации вовлекаются в продуктивную занятость через массовое обучение и привитие навыков по востребованным профессиям и основам предпринимательства, содействие в трудо­устройстве и поддержку трудовой мобильности.

Функционирует Единая информационная база рынка труда — Биржа труда для поиска работы, поддержки в обеспечении занятости определенных категорий граждан и мобильности трудовых ресурсов.

Кроме того, для обеспечения занятости в период пандемии запущена Дорожная карта занятости.

Эффективная реализация Дорожной карты занятости наряду с обеспечением занятости и сохранением экономической активности населения позволит создать дополнительные рабочие места, а также условия для развития инфраструктуры населенных пунк­тов. Это даст большой положительный эффект для восстановления экономики страны. В сфере культуры акцент будет направлен на сохранение объектов историко-культурного наследия, развитие театральной, концертной и музейной деятельности, киноиндустрии, а также поддержку юных дарований в области культуры, в основе которой — выстроенная система ценностей, творческая активность, способность создавать востребованный продукт культуры.

 

4. Основные факторы роста экономики и прогноз показателей социально-экономического развития

Основной импульс развитию экономики будет давать реализация стратегических и программных документов страны, в рамках которых планируется обеспечить качественный и устойчивый рост экономики.

В частности, это повышение производительности труда, экспорториентированного производства, рост обрабатывающей промышленности через реализацию нацио­нальных проектов, ГПИИР, развитие транспортной отрасли, увеличение ввода жилья через реализацию Национального проекта «Сильные регионы — драйвер развития страны».

Повышению доли инвестиций в основной капитал в ВРП будет способствовать реализация пула инвестиционных проектов и улучшение инвестиционного климата.

Социально-экономическое развитие Жамбылской области на 2023-2027 годы будет содействовать достижению к 2028 году целевых индикаторов социально-экономического развития, определенных в Прогнозе социально-экономического развития Республики Казахстан на 2023-2027 годы.

Валовый региональный продукт к 2027 году предполагается увеличить на 3,6%. Валовый региональный продукт в 2027 году к уровню 2022 года вырастет в реальном выражении на 15,7%.

Уровень инфляции в 2027 году установлен в коридоре 3-4%.

Среднегодовой прирост объема валовой продукции сельского хозяйства в 2023-2027 годах составит порядка 2-3%.

Объем промышленной продукции в 2023-2027 годах будет расти в среднем на 4-5% в год.

Реализация государственной политики в сфере занятости будет способствовать качественному росту трудовых ресурсов и снижению безработицы да 4,7% в среднесрочной перспективе.

Среднемесячная заработная плата одного работника будет иметь положительную динамику роста и в 2027 году достигнет 358664 тенге.

 

5. Основные параметры местного бюджета на 2023-2025 годы

5.1 Прогноз бюджетных параметров на 2023-2025 годы

Основными задачами бюджетной политики станут стимулирование и поддержание роста экономики, обеспечение сбалансированности и укрепление устойчивости государственных финансов, создание условий для повышения качества человеческого капитала.

Исходя из поставленных целей, приоритетами бюджетной политики на среднесрочный период станут исполнение в полном объеме социальных обязательств и повышение самостоятельности МИО.

В целях улучшения качества человеческого капитала бюджетная политика будет направлена на увеличение финансирования сфер образования, здравоохранения с сохранением приоритетности социальных обязательств.

В рамках формирования областного бюджета на 2023-2025 годы будет продолжена работа по ревизии бюджетных программ и оптимизации неэффективных расходов. Социальные обязательства будут выполняться в полном объеме.

При этом в зависимости от уровня экономического роста бюджетные параметры будут корректироваться в сторону уменьшения или увеличения от 5% до 20%.

Продолжится политика сокращения капитальных затрат бюджета через концентрацию бюджетных инвестиций только на проекты с высокой социально-экономической отдачей и высвобождение ниш для частных инвестиций.

Повышение эффективности использования бюджетных средств будет достигнуто путем усиления результативности бюджетного планирования посредством применения принципов бюджетирования, ориентированного на результат. В данном направлении особое внимание будет уделено качеству составления бюджетных программ и на достижение их прямых и конечных результатов.

В рамках налоговой политики будет продолжена работа по повышению экономической отдачи налоговой системы, в том числе устранению диспропорций и увеличению налогооблагаемой базы. Продолжится работа по улучшению налогового администрирования и сокращения доли теневой экономики.

 

5.2 Межбюджетные отношения

Межбюджетные отношения будут основываться на трансфертах общего характера (субвенции и изъятия), утвержденных на 2023-2025 годы.

Стабильность трансфертов общего характера в трехлетнем периоде будет сохранена.

В соответствии с правилами определения объемов трансфертов общего характера на 2023-2025 годы разработаны порядок расчетов трансфертов общего характера между областным и районными (города областного значения) бюджетами и порядок прогнозирования поступлений в местный бюджет.

 

5.3 Приоритеты расходов местного бюджета

Приоритеты расходов областного бюджета на 2023-2025 годы соответствуют общенациональным приоритетам РК и будут направлены на восстановление экономики в условиях спада.

Первоочередными направлениями остаются дальнейшее повышение качества жизни и благосостояния населения, в том числе:

1. Выполнение государственных социальных обязательств в полном объеме с учетом повышения доходов и поддержки малообеспеченных слоев населения.

2. Дальнейшие развитие и модернизация социальной инфраструктуры, повышение качества человеческого капитала.

3. Обеспечение доступа к качественному здравоохранению, профилактика и стимулирование здорового образа жизни.

4. Поддержание занятости населения через стимулирование продуктивной занятости и развитие массового предпринимательства;

5. Развитие и повышение эффективности АПК.

6. Поддержка малого и среднего бизнеса через стимулирование экспорта переработанной продукции.

7. Развитие транспортной инфраструктуры.

8. Создание условий для технологической модернизации и цифровизации отраслей экономики.

9. Стимулирование развития жилищного строительства и повышение доступности жилья, в том числе для граждан с низкими доходами.

10. Развитие энергетической инфраструктуры.

11. Модернизация инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства и сетей водо- и теплоснабжения.

В целях повышения эффективности бюджетных расходов будут исключены неэффективные имиджевые расходы с направлением высвободившихся средств на цели развития. Половина средств бюджета развития области будет направлена на финансирование актуальных инфраструктурных и социальных проектов.

Приоритетными направлениями реализации бюджетной политики являются задачи, обозначенные Главой государства на заседании Мажилиса Парламента Республики Казахстан от 11 января 2022 года, на расширенном заседании Правительства Республики Казахстан от 8 февраля 2022 года, а также в Послании народу Казахстана от 1 сентября 2022 года «Справедливое государство. Единая нация. Благополучное общество».

 

5.4 Новые инициативы расходов, направленные на реализацию приоритетов

В областном бюджете на 2023-2025 годы в рамках реализации инициатив, озвученных в предвыборной программе партии «Amanat» «Путь перемен: достойную жизнь каждому!», предусмот­рены расходы на следующие инициативы:

— поддержка социального предпринимательства, развития семейной занятости;

— субсидирование затрат предпринимателей на строительство арендного жилья на селе;

— создание в каждом городе и районе центров по поддержке семьи;

— внедрение единой образовательной онлайн-платформы;

— увеличение заработной платы педагогов в 2 раза к 2025 году;

— увеличение заработной платы врачей в 2,5 раза к 2025 году;

— увеличение количества грантов на 50% для получения высшего образования по востребованным специальностям;

— реализация проекта «Первое рабочее место»;

— увеличение в 1,5 раза финансирования грантов на проекты молодежных организаций и развитие волонтерских движений;

— создание в каждом регионе центров активного долголетия для людей старшего поколения;

— субсидирование субъектов АПК.

 

5.5 Основные приоритеты бюджетной инвестиционной политики на трехлетний период

Приоритеты расходов областного бюджета на 2023-2025 годы будут направлены на реализацию направлений, целей, задач и положений, определенных документами системы государственного планирования, ежегодными посланиями и поручениями Президента Республики Казахстан народу Казахстана, а также в рамках реализации инициатив, озвученных в предвыборной программе партии «Amanat» «Путь перемен: достойную жизнь каждому!».

Для привлечения дополнительных источников финансирования реализация государственных инвестиционных проектов будет переориентирована на механизмы ГЧП.

Приоритетными для бюджетных инвестиций будут отрасли, имеющие мультипликативный эффект на рост экономики и занятости, направленные на повышение благо­состояния населения.

Ключевыми направлениями бюджетных инвестиций будут:

1. Диверсификация экономики и инфраструктурное развитие через развитие смежных отраслей экономики и поддержания экономической активности.

В рамках данного направления будут приоритетно финансироваться мероприятия в рамках национальных проектов «Сильные регионы — драйвер развития страны», «Качественное образование» образованная нация», «Здоровая нация» «Качественное и доступное здравоохранение для каждого гражданина», Национального проекта по развитию предпринимательства, «Национальная безопасность».

2. Развитие региональных драйверов и улучшение условий жизни населения путем модернизации инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства и сетей водо- и теплоснабжения, развития жилищного строительства, повышения конкурентоспособности субъектов агропромышленного комплекса, дальнейшее развитие созданных сельхозкооперативов.

Для сохранения объемов производства малого и среднего бизнеса и обеспечения занятости населения продолжится реализация Дорожной карты бизнеса-2025.

3. Модернизация социальной сферы. Финансирование расширения сети дошкольных организаций, школ и объектов здравоохранения будет осуществляться с учетом решения проблем по ликвидации аварийных школ и трехсменного обучения, сокращения дефицита мест в дошкольных организациях.

4. Повышение качества государственных услуг и реализации государственных функций путем внедрения государственного планирования, ориентированного на результат. Будут приоритетно финансироваться мероприятия по повышению качества государственных услуг и реализации государственных функций, в том числе в рамках Национального проекта «Технологический рывок за счет цифровизации, науки и инноваций».

В целях повышения эффективности бюджетных расходов планирование бюджета будет осуществляться по программам, обеспечивающим реализацию приоритетов социально-экономического развития.

Продолжится политика сокращения капитальных затрат бюджета через концентрацию бюджетных инвестиций только на проекты с высокой социально-экономической отдачей и высвобождение ниш для частных инвестиций.

Повышение эффективности использования бюджетных средств будет достигнуто путем усиления результативности бюджетного планирования посредством применения принципов бюджетирования, ориентированного на результат. В данном направлении особое внимание будет уделено качеству составления бюджетных программ и на достижение их прямых и конечных результатов.

Все социальные обязательства государства будут выполняться в полном объеме.

Комментарии закрыты.