- Likes
- Followers
- Subscribers
- Followers
- Posts
Проинформирован — значит вооружён. Как не стать жертвой интернет-мошенников
Как не стать жертвой интернет-мошенников
По данным Министерства внутренних дел, в 2022 году на территории Казахстана зарегистрировано 20,5 тысячи фактов интернет-мошенничества.
В некоторых случаях потерпевшие под влиянием злоумышленников закладывали или продавали имущество, а вырученные деньги отправляли на счета злоумышленников. В связи с этим в полиции продолжили проект «Киберпол» по усилению взаимодействия с госорганами в борьбе с интернет-мошенничеством. Также решено усилить информационную работу по повышению правовой грамотности среди граждан. Об этом сообщил заместитель начальника департамента криминальной полиции МВД Арман Оразалиев.
Полицейские напомнили, что самые распространенные виды интернет-мошенничества — онлайн-торговля, привлечение вложений и инвестиций, телефонные звонки от сотрудников банка и полиции.
По словам А. Оразалиева, треть преступлений совершены во время онлайн-торговли. Мошенники размещают объявления на известных сайтах и в социальных сетях, указывают заниженные цены за товар или услугу и просят предоплату либо полную оплату.
Чтобы не стать жертвой обманщиков, гражданам, совершая онлайн-покупки, нужно пользоваться проверенными сайтами объявлений; перечислять оплату только после получения товара или услуги; убедиться в том, есть ли товар у продавца в наличии, можно с помощью видеозвонка; если продавец находится в другом городе, то попросить своих знакомых или родственников получить и переслать товар.
Казахстанцы продолжают участвовать в различных схемах по быстрому преумножению денег, несмотря на их сомнительность и непрозрачность. За год жертвами таких схем стали 1750 человек.
— Мошенники завлекают граждан, создавая ложные сайты от имени крупных национальных компаний, банков, криптобирж. При этом все общение с так называемыми «менеджерами» и «брокерами» проходит в онлайн-режиме. В некоторых случаях для привлечения больших сумм мошенники проводят разовую выплату дивидендов. Например, 16 января в полицию обратилась жительница столицы, которая потеряла 20 миллионов тенге, вложив их в несуществующую инвестиционную компанию. Для этих целей она даже продала свою квартиру, — сообщил Арман Оразалиев. – Поэтому, прежде чем вложить средства в ту или иную компанию, нужно лично обратиться к ее официальным представителям. При этом не нужно следовать телефонным инструкциям неизвестных лиц, которые звонят и убеждают сделать инвестиции.
Следующий распространенный способ – это телефонные звонки от имени сотрудников банков и правоохранительных органов. По данным полиции, указанным способом за 2022 год совершено более 3,5 тысячи мошенничеств. В таких случаях злоумышленники активно используют специальные сервисы по подмене абонентского номера.
Мошенники сообщают о якобы подозрительных операциях на счете либо попытке оформления кредита и проводимой спецоперации по задержанию недобросовестных работников банка. Для обеспечения сохранности денег граждан убеждают перевести сбережения со счета либо депозита на так называемый безопасный «страховой» счет, который в последующем используется для дальнейших переводов либо обналичивания похищенных средств.
— Граждане под диктовку мошенников устанавливали на свои телефоны приложения для удаленного доступа, а также сообщали им поступающие из банков коды SMS-уведомлений. Таким образом злоумышленники с помощью клиентов финансовых учреждений обходят все меры безопасности, используемые банками. Сотрудники банков или полиции никогда не просят сообщить персональные данные и не проводят спецопераций по телефону, — подчеркнул Арман Оразалиев.
В МВД объяснили, что большинство интернет-преступлений совершается из-за рубежа, что усложняет процесс их раскрытия. Если по онлайн-продажам необходимую информацию возможно запросить у казахстанских сайтов объявлений, то по другим источникам необходимо направлять международные запросы, а это, как правило, занимает длительное время.
— В связи с ростом фактов мошенничества с использованием IP-телефонии совместно с Министерством цифрового развития и операторами связи выработаны технические меры по блокированию фрод-звонков. Это позволяет сократить количество телефонных мошенничеств от имени якобы сотрудников банков. Если в июне прошлого года было зарегистрировано 573 таких факта, то в декабре — 105. Сейчас сотовые компании дорабатывают свои системы для того, чтобы исключить мошеннические звонки, — отметил А. Оразалиев.
Он не исключил, что преступники будут искать новые пути для обхода защитных мер и обмана граждан, поэтому техническая работа Министерства внутренних дел и Министерства цифрового развития будет проводиться и в дальнейшем.
— Сегодня самой действенной мерой профилактики является повышение информационной и правовой грамотности граждан. Поэтому мы проводим обширную работу по информированию населения о мерах предосторожности. В столице запущен пилотный проект «Киберпол». Основной акцент сделан на усиление взаимодействия с другими госорганами, финансовыми учреждениями и частным сектором. Также реализуем комплекс мер по задержанию организаторов и соучастников кибермошенничеств, — добавил Арман Оразалиев.
Арын АМЕНОВ
Комментарии закрыты.