The news is by your side.

Работа над ошибками

Реклама должна быть грамотной

Наружная реклама — один из традиционных и популярных каналов распространения необходимой информации. В Казахстане реклама распространяется на государственном и русском языках, и содержание смысла при переводе не должно искажаться. 

В соответствии с Государственной программой развития и функционирования языков в Республике Казахстан на 2011 — 2019 годы в 2018 году степень использования государственного языка в визуальной информации должна была составлять 85 процентов. В соглашениях между нашим управлением и акимами районов и города Тараза этот показатель определен в качестве целевого индикатора. По его итогам показатель составил 86,4 процента.

Областным управлением по развитию языков ежеквартально изучалось состояние визуальной информации в районах и городе Таразе. Из 10427 объектов 8903 соответствовали требованиям законодательства. Акимам районов и города Тараза были направлены письма об устранении недостатков.

Организованы акции «Сауатты жарнама», «Қала келбеті — көрікті ақпарат», в рамках которых проведена разъяснительная работа с владельцами объектов относительно языка рекламы. В Таразе рабочей группой было изучено 3255 объектов. В ходе работы демонтировано 1967 рекламных средств, владельцам 918 объектов направлены предупредительные письма, еще на пятерых предпринимателей составлены административные протоколы.

Отделы культуры и развития языков акиматов районов изучили 2094 объекта, из них на 300 были выявлены несоответствия требованиям законов Республики Казахстан «О языках», «О рекламе» и постановления Правительства Республики Казахстан № 1371 от 22 ноября 2011 года. Итоги рейдов рассмотрены на аппаратных совещаниях районов, акимам сельских округов сделаны замечания для устранения нарушений.

В соответствии с поручением акима области Аскара Мырзахметова в мае 2018 года изучалось состояние языковой грамотности в средствах визуальной (рекламной) информации города Тараза по шести направлениям. Всего было охвачено 8587 объектов, расположенных на трех проспектах, 864 улицах, в 445 переулках, 44 тупиках. В результате на 1114 объектах обнаружены несоответствия. Итоговая справка направлена акиму города Тараза для принятия мер. Аналогичные мероприятия проведены и в сентябре минувшего года, выявлено 147 несоответствий.

В ноябре 2018 года проверялось соответствие оказания всех видов услуг требованиям законов Республики Казахстан «О языках», «О рекламе» в торговых точках, местах общественного питания и на пассажирском транспорте города Тараза с охватом 124 объектов предпринимательства (46 гостиниц, 51 ресторан, 27 торговых домов) и 30 автотранспортных средств. Владельцам объектов предпринимательства оказана методическая помощь, розданы информационные листовки. Проведен социологический опрос пассажиров на автобусных остановках, жителей города о состоянии государственного языка, его применении в общественном транспорте, изучены виды услуг общественного транспорта, языковая ситуация в автобусах.

Впервые организован областной конкурс «Жарнама — жаңалықтың жаршысы», в котором приняли участие руководители восьми рекламных агентств. Участники конкурса отвечали на вопросы, соревновались в изготовлении рекламы.

В текущем году степень использования государственного языка в визуальной информации должна составить 100 процентов. По итогам первого квартала этот показатель в регионе составляет 86,3 процента.

Наиболее частым нарушением является несоблюдение требований статьи 21 Закона Республики Казахстан «О языках» (язык реквизитов и визуальной информации) и статьи 6.2 Закона «О рекламе», то есть размещение визуальной информации только на одном официальном языке. Владельцы объектов предпринимательства до конца марта должны были устранить выявленные ранее недостатки. Результаты этой работы будут рассмотрены в апреле — мае. Руководителям отделов культуры и развития языков акиматов районов и города Тараза необходимо уделять особое внимание правильному размещению и грамотному написанию визуальной информации.

Управление по развитию языков планирует ежеквартально изучать ситуацию с использованием визуальной информации, провести областные конкурсы «Грамотная реклама — отражение чистоты языка» и «Лучшая визуальная информация-2019», акцию «Художественный язык — визуальная реклама». В первом полугодии планируется довести степень применения государственного языка в гостиницах и ресторанах, на других предприятиях бытового обслуживания до 100 процентов. Всего таких объектов 1755 (150 гостиниц, 456 ресторанов, кафе, 1149 предприятий бытового обслуживания).

Совместно с региональной палатой предпринимателей, управлением предпринимательства и индустриально-инновационного развития акимата области планируется организовать семинар-совещание с представителями малого и среднего бизнеса в Таразе.

Медет АТЕН,
руководитель отдела управления по развитию языков
акимата Жамбылской области

Комментарии закрыты.