The news is by your side.

Радуга ремёсел

Простые способы радовать себя и окружающих

Газета «Знамя труда» предлагает своим читателям новую серию публикаций из цикла «Город мастеров». Мы знакомим вас с рядовыми жамбылцами, которые восхитили нас своими талантами и заслужили звание особенных. Ведь для того чтобы творить, действительно нужен особый дар. И по-настоящему одаренным остается тот, кого не покидает незримый спутник, который сулит славу и успех, — вдохновение.

 

Сам создай настроение

Тысячу и один секрет изготовления красивых вещей своими руками знает журналист с 40-летним стажем, в недавнем прошлом ответственный секретарь «Знамени труда» Светлана Манько. Она прошла путь от корректора в областной газете «Андижанская правда» до корреспондента, заместителя редактора различных изданий, а затем главного редактора областного радио, газет «Химик» и «Новый регион». При этом рукоделием увлекалась всегда.

Но раньше о ее хобби знали немногие. А сейчас об эксклюзивных, совершенно неповторимых вещицах с удовольствием рассказывают те, кому повезло получить их в подарок.

В арсенале мастера не только искусство плетения словес, но и шитье, вязание, вышивка, батик, макраме, валяние из шерсти, возможно, не всем еще хорошо известные пэчворк и декупаж.

Дома у Светланы Васильевны немало экспонатов, которых вполне хватило бы для персональной выставки. В коллекции декоративные вазы, корзинки, посуда, оформленная в технике декупаж, салфетки и плед в технике «крейзи» — «сумасшедший лоскуток».

— Хорошо шила мама, у нее я и научилась шить еще в детстве, — вспоминает моя собеседница. — Всю жизнь вязала. Позже начала плести изделия из шнура и шпагата в технике макраме. А после выхода на пенсию, когда появилось больше свободного времени, стала изучать новые виды рукоделия.

Один из любимых — декупаж. Это украшение предметов различными способами и покрытие полученной композиции лаком. Еще в школе эту технику Светлана Васильевна открыла для себя самостоятельно, наклеив детскую картинку на кухонную разделочную доску. Получилось симпатично. Много позже она узнала иностранное слово для названия своего «открытия» и полный свод правил по изготовлению таких вещей.

Так появились бутылки, украшенные открытками и салфетками с новогодней тематикой, и сложные в исполнении изделия под крокодиловую кожу, декорированные вазы, бокалы и блюда, детали интерьера. Все это декупажные работы. Одна из любимых — бутылка, оформленная подсолнухами почти  Ван Гога, которые в славянской традиции считаются семейным оберегом.

Особая техника рукоделия — валяние из шерсти. Говорят, что люди обнаружили способность шерсти сваливаться около 8000 лет назад. Всякий, кто видел валенки или кошму, может себе представить, что это такое.

— В этой технике выполняются и тончайшие вещи. Кстати, комментируя проходящую сейчас в Сочи зимнюю Олимпиаду, дикторы обратили внимание на изысканные платья из валяной шерсти, в которые были одеты девушки из казахстанской делегации. Действительно, шерсть можно привалять даже к шифону, — рассказывает Светлана Васильевна и показывает свой хэнд-мэйд — изящный футляр для телефона или очков, аппликации на свитере, берет, броши и миниатюрные панно.

После небольшого мастер-класса выяснилось, что валяние бывает мокрым и сухим. Сухое выполняется специальной иглой, которая как бы «проращивает» шерсть в вещь-основу, а в мокром валянии материал превращается в единое целое вручную с помощью мыльного раствора.

Макраме — это узелковое плетение. Известное еще в Древнем Египте, Древней Греции и Древней Руси, оно популярно и до сих пор. Светлана Васильевна отдала должное и этой технике. Множество вещей в ее исполнении — пояса, салфетки, абажуры, кашпо, стилизованные изображения птиц и животных — стали подарочными сувенирами.

— Если бы не журналистика, какое занятие Вы могли бы выбрать для себя на всю жизнь? — интересуюсь напоследок.

— Может быть, дизайн, хотя я всегда чувствовала, что журналистика — это мое призвание, — признается наша героиня.

Что объединяет эти два занятия? Каждое требует не только знаний и навыков, но и творческого подхода.

Сколько может стоить такой вот сшитый из бесчисленного количества разно-цветных лоскутков плед (это и есть техника пэчворк) или винтажная юбка с аппликацией? Вопрос риторический. Кажется, все вещи ручной работы бесценны, так много труда и любви в них вложено.

Может быть, поэтому свои изделия Светлана Васильевна всегда щедро раздаривает родным, друзьям и знакомым. А потом с воодушевлением берется за новую работу, осваивая терра инкогнита страны мастеров.

 

Сувенир — это не игрушка

Среди основных декоративно-прикладных техник в багаже художницы Сауле Мусаевой изготовление сувениров из дерева и гипса, чий и макраме. Ключевая тема, объединившая большинство работ, — «Казахстан на Великом Шелковом пути».

А началось все около 15 лет назад. За плечами у Сауле был худграф пединститута, а также мастер-классы от известной художницы Рахат Сапаралиевой, которая и предложила заняться изготовлением сувениров с южным колоритом. Тогда в Таразе их почти не было.

Сегодня конек Сауле — так называемые офисные куклы ростом 50 сантиметров. Кстати, она и придумала делать их такого размера. До этого в основном изготавливались миниатюры. Дебютировала с куклой Айша-биби. На конусообразную основу из дерева было нанесено изображение девушки в национальном костюме в красно-розовых тонах с орнаментом, скопированным с облицовочных плит одноименного мавзолея. Позже появились вариации на ту же тему.

— Историю костюма и орнамента, народные промыслы я изучала в библиотеках. Вообще в рисунке нет ничего случайного. Например, элементом большинства изображений стал тюльпан, так как наша земля — родина тюльпанов, в том числе и тех, которые теперь сюда привозят из Голландии,
— объясняет художница и показывает красавицу, по платью которой с подола поднимается прямо ей в руки яркий цветочный поток.

Отдельная тема — материнство и семья. Вот кукла Женеше — жена брата. На головном уборе молодой женщины зеркало, а в руках камча — символ власти, так как женеше считается хранительницей семейного очага. В прежние времена она к тому же нередко играла роль свахи. Поэтому снизу на платье изображены женихи, девушки и домбрист. Деталь орнамента — два пересекающихся треугольника — символ единения женского и мужского начал. Сейчас тему развивают парные куклы — муж и жена.

Кстати, куклы-мужчины появились немного позже. Прежде всего в образе защитника. По полам его одежды на фоне выжженной степи скачут сражающиеся всадники, а рука главного героя прижимает струны домбры. «Когда говорят пушки, музы молчат», — поясняет Сауле.

Юрта-шкатулка с изображением ее внутреннего убранства, а также семейства с гостями с внешней стороны, другая юрта — со сценами охоты с беркутом и наскальным рисунком, герои, закружившиеся в танце на декоративном блюде «Камажай», композиция «Караван» — все это части летописи народной жизни, запечатленные в дереве.

Немалых усилий требуют работы в технике чий. Для того чтобы изготовить панно, необходимо очистить соломку, промыть и окрасить шерсть, а после этого накрутить ее точно по рисунку на тонкие веточки. Обычно изображается традиционный орнамент. Среди наиболее удачных работ Сауле — «Всадник на барсе», «Богиня Умай», «Олень».

И еще фаворит — макраме. Узелок завяжется на радость ценителю прекрасного во все, что душе угодно, — от изящных кулонов и сумочек до внушительных панно и декоративных занавесей.

В прошлом году состоялась первая персональная выставка Сауле Мусаевой. Этому предшествовало успешное участие в таких масштабных проектах, как национальные женские ярмарки идей и товаров «Окрыленная женщина», Центрально-Азиатская выставка в Алматы, национальная премия «Ажар», проект «Знак качества ремесленной продукции в Центральной Азии» UNESCO — CACSA, и многих других республиканских и областных конкурсах и фестивалях. Впереди воплощение в жизнь новых идей.

— Главное для меня — творчество, если бы приоритетом были деньги или слава — ничего бы не получилось, — утверждает Сауле.

 

Главное, чтобы замок открылся

Сегодня мы не можем себе представить жизнь без ключей. Это неотъемлемый атрибут каждого дома, офиса. В стандартной связке мы носим как минимум три-четыре ключа. И если какой-нибудь из них потерялся, идем делать дубликат. Потому мастера по их изготовлению никогда не сидят без работы. К некоторым из них даже очереди выстраиваются.

У небольшого киоска Мухамеда почти всегда очередь. Пока он колдовал над моим ключом, я успела задать ему несколько вопросов.

— Чем Вы до этого занимались?

— Пробовал таксистом работать, на центральном рынке овощами торговал. А потом друг за рубеж уехал и подарил мне машину по изготовлению ключей. И мне эта работа понравилась.

— Вы и сейчас его оборудованием пользуетесь?

— Нет, эту машину я в прошлом году сам купил. Та была китайская, часто настройки сбивались.

— Эта, наверное, точная…

— Она тоже иногда обманывает, но я с ней научился договариваться.

Мухамед может сделать дубликат любого ключа. Был бы нормальный оригинал. А ведь иногда к нему приходят с ключами, которыми открывали пивные бутылки. За такие заказы клиенту приходится платить больше, ведь мастеру понадобится больше времени, чтобы вернуть заказчику нормальный ключ.

— Сколько в среднем зарабатываете в месяц?

— Сложно ответить сразу. Все зависит от времени года. Активный сезон работы — ранняя осень, когда люди возвращаются из отпусков и начинается учебный год. Часто в этот период обращаются родители школьников, потерявших ключи. За один ключ я беру 300 тенге.

— Чем для Вас интересна Ваша работа?

— В ней есть элемент творчества. Можно сравнить с работой скульптора, которая каждый раз неповторима. У нас — тоже, ведь каждый ключ уникален по-своему: его отличают от других количество зубцов, форма, цвет. Иногда для того чтобы сделать ключ, нужен и замок.

— Замки каких производителей сегодня встречаются на прилавках наших магазинов?

— Очень много китайских, есть отечественные и европейские. На любой вкус и по любым ценам. Качество замков и срок их службы при этом варьируются. Хороший замок может прослужить и 20 лет.

— Какие бы Вы дали рекомендации при приобретении замка?

— Хорошие замки могут обойтись дорого, порой свыше 50 тысяч тенге, но они того стоят. Кроме того, при покупке необходимо обратить внимание на профили или язычки: чем их больше — тем лучше. Впрочем, можно просто внимательно относиться к ключам. Чтобы потом не нужно было делать дубликат ключа или менять замок.

Елена ЛЯЛИНА,
Людмила МЕЛЬНИК,
Виктор БАРБАШ (фото)

Комментарии закрыты.