The news is by your side.

Расписное чудо. Работа юных жамбылских художников примет участие в республиканском Пасхальном фестивале

Работа юных жамбылских художников примет участие в республиканском Пасхальном фестивале

Впервые в Казахстане в конце мая в Нур-Султане пройдет выставка декоративных пасхальных яиц в рамках Пасхального фестиваля, организованного совместно с Казахстанским митрополичьим округом Русской православной церкви.

От Жамбылской области активное участие в проекте принимают воспитанники и педагоги центра проведения школьных олимпиад и внешкольных мероприятий «Жамбыл дарыны».

— Наш центр всегда открыт всему новому, нестандартному, креативному! И в этот раз, когда Россотрудничество предложило в рамках нового проекта роспись гигантского яйца-писанки, мы с радостью согласились, — говорит завотделом профориентации областного центра «Жамбыл дарыны» Ольга Сагандыкова. — Сама форма яйца — своеобразного символа зарождения жизни и развития, интересна и любопытна как композиционное решение.

Всего на выставку республиканского Пасхального фестиваля отправят шесть декоративных яиц. Четыре из них были распределены по художественным студиям столицы, одно уехало в Караганду, одно в начале апреля прибыло в Тараз. Метровой высоты и столько же в диаметре яйцо с удовольствием разглядывали ребята, ученики художественной школы «Мерей» областного цент­ра «Жамбыл дарыны». Что изобразить на писанке — вот главный вопрос, который требовал тщательного научного подхода. Юных художников не ограничивали ни в теме росписи, ни в техниках.

— Мы сразу обратились к казахскому фольклору, богатому историческим, литературным, этнографическим материалом, — рассказал член Союза художников РК, педагог дополнительного образования областного центра «Жамбыл дарыны» Сержан Сагындыков. — В казахском фольклоре яйцо — это символ здоровья, удачи и богатства. Наши далекие предки были тенгрианцами, поклонялись духам, силам природы. Например, в книге «Мифы древнего Казахстана» сказано: «Когда-то не было ни Земли, ни Неба, а был только один необъятный океан. Однажды внутри океана возник Белый Свет — Ак Жарык, из которого образовалось сияющее золотое яйцо. Внутри него спал бог Тенгри — прародитель всего мира. Однажды он проснулся, разбил яйцо и вышел наружу. Из верхней части яйца Тенгри сотворил Небо, из нижней сделал Землю. Чтобы Небо не упало на Землю, Тенгри поставил между ними Небесный Кол — Полярную звезду. К Полярной звезде привязал небесных коней — Звезды и Созвездия, и ходят они по всему Небу вокруг».

Традиция раскрашивания яиц уходит своими корнями в далекие дохристианские, языческие времена и насчитывает много тысячелетий. Роспись писанки — это распространенный вид декоративного искусства у многих народов. Название «писанка» происходит от слова «писать», то есть расписывать, наносить узоры. Искусство, которое передавалось из поколения в поколение, сейчас можно изучить на различных мастер-классах.

— Юные художники из областного цент­ра «Жамбыл дарыны» в один голос говорили, что необходимо изобразить наш город с его богатой историей и культурным наследием. И тут мы все поняли, что наше яйцо станет дорогой для каравана по Великому Шелковому пути. С этим и подошли к эскизной части работы над проектом. Ученики третьего и четвертого курсов художественной школы «Мерей» приступили к проработке изображений городов современного Казахстана на Великом Шелковом пути, — объяснила Ольга Сагандыкова.

Специально для консультации была приглашена заместитель директора государственного историко-культурного заповедника-музея «Памятники древнего Тараза» Министерства культуры и спорта РК Анна Крокошева.

По предложенным эскизам ребят караван верблюдов начинает свой путь по нижней части яйца. А на самом верху писанки — знак вечного движения Солнца в природе, символ эволюции и единения — шанырак.

Стоит отметить, что на расписном яйце имеются еще две темы, это птицы Великого Шелкового пути и наскальные рисунки.

— Расширив географию тем писанки, мы хотели приобщить подрастающее поколение к доброму отношению к природе, пониманию экологических проб­лем современности и важности сохранения животного и растительного мира. Такие, в том числе редкие, обитатели жамбылского края, как райская мухоловка, журавли-красавки, белоголовый сип, жаворонки нашли свои места на нашем яйце. Что касается петроглифов, то наши ребята постоянно выезжали на пленэры в горы, чтобы делать зарисовки наскальных рисунков на месте. Изображение наскальных рисунков древних животных тоже нашло отражение в проекте «Писанка», — отметил Сержан Сагындыков, под руководством которого шла вся основная работа.

Настоящий шедевр живописи, на который выпускники художественной школы «Мерей» потратили целый месяц, требовал авторской подписи. Ребята спрятали свою подпись — «Мерей» — в одной из зарисовок, и внимательные зрители обязательно ее обнаружат. Писанка отправлена в Нур-Султан на выставку Пасхального фестиваля, который пройдет в конце мая в главном православном храме столицы.

Лариса ГУБАШЕВА

Комментарии закрыты.