The news is by your side.

Расширяют границы

Почтовые услуги становятся доступнее

Сегодня в Казахстане отмечают Всемирный день почты. В канун праздника мы выяснили, как работают отделения почтовой связи, к чему стремятся их сотрудники, каковы новшества в услугах для населения.

 

Пространство

— Современная казахстанская почта — это целая система с большой разветвленной сетью представительств по всей республике, — говорит заместитель директора Жамбылского областного филиала АО «Казпочта» Дастан Укибаев. — Помимо почтовых мы оказываем финансовые, а также агентские услуги для банков второго уровня. Кроме того, почта выступает брокером на бирже и рынке ценных бумаг.

В настоящее время в едином почтовом пространстве работают 194 страны, объединенные Всемирным почтовым союзом, созданным ровно 140 лет назад в Берне. Казахстан вошел в состав этого объединения в 1993 году. Сегодня наши почтовики обслуживают международные маршруты по 15 странам мира. Вся международная посылочная и письменная корреспонденция поступает в логистические центры Алматы. В южной столице есть сортировочный участок, способный обработать в день до 30 — 35 тысяч единиц письменной корреспонденции и разослать ее по всему Казахстану.

У жамбылских почтовиков работа начинается с трех часов ночи, когда из типографий Тараза, Алматы, Шымкента и других городов респуб-лики поступает печатная продукция. Примерно два — три часа идет ее прием и сортировка, а затем корреспонденция расходится в отделения по 51 проложенному по территории области почтовому маршруту.

В рамках госпрограммы развития сельских территорий за последние три — четыре года в области построено 86 отделений почтовой связи. И теперь почта представлена 245 своими подразделениями, в том числе стацио-нарными и передвижными отделениями и районными узлами почтовой связи, а также пунктами приема платежей, где трудятся свыше 1100 человек. Переработка всей поступающей корреспонденции происходит на двух производственных участках в Таразе и Шу, которые обслуживает предприятие с 64 единицами автотранспорта.

— В месяц мы доставляем порядка двух тысяч посылок, около трех с половиной — пяти тысяч заказных писем и семи — восьми тысяч единиц письменной корреспонденции, — говорит Дастан Укибаев. — Кроме того, наши сотрудники разносят примерно 34 процента всех пенсий и пособий по области. В основном это в сельской местности. Что касается финансовых услуг, то 64 процента всех платежей от населения в регионе, в частности коммунальных и налоговых, приходится на почту.

 

Проблемы

Бывает, что подписчики недовольны качеством почтовых услуг и жалуются, что периодические издания поступают с задержкой либо их вовсе не доносят.

— По имевшимся заявкам мы отработали, и во всех случаях нашей вины не оказалось, — комментирует Д. Укибаев. — Скажу сразу, что на рынке курьерской доставкой занимаемся не только мы, но и другие компании. В этом вопросе главную роль играют развитость инфраструктуры и численность разносчиков корреспонденции. По области у нас задействованы 364 почтальона, 72 из них — в Таразе. В других фирмах их значительно меньше, что, вероятно, и сказывается на качестве оказания услуги. Поэтому прежде чем жаловаться на кого-либо, настоятельно рекомендую обратить внимание на наименование компании-поставщика. Не исключено, что и на наших работников есть нарекания, но все дело в том, что без корреспонденции получателей могут оставить их нечестные соседи или случайные прохожие.

Такая картина нередко наблюдается как в частном секторе, так и в многоэтажных домах. Отсюда плавно вытекает главная проблема, с которой почтальоны сталкиваются ежедневно уже на протяжении многих лет, — это отсутствие у большинства жителей поч-товых ящиков. Только в областном центре более 1250 многоэтажных домов. Согласно проведенному опросу, у 85 процентов из них ящиков для писем и газет нет, а примерно половина имеющихся непригодна для использования и требует ремонта.

— До сих пор остается нерешенным вопрос, в чьей собственности должны находиться почтовые ящики: КСК, государства или почты, — сетует Д. Укибаев. — Законодательством это не предусмотрено, отсюда и проблема. Согласно букве закона мы обязуемся доставлять печатную продукцию до ящика, а не до квартиры. При этом лифтовые хозяйства в основном у нас не работают. Кроме того, многие устанавливают в подъездах двери с домофоном, что тоже затрудняет работу поч-тальонов. Мы предлагаем рассмот-реть предложение об установке ящиков за счет средств местного бюджета, а затем ввести ежемесячную плату для населения. Для тех, кому почта поступает нерегулярно, можно завести абонентский ящик в отделении, содержание которого обойдется всего около 300 тенге в год.

Между тем в области хорошо развивается курьерская служба EMS KazPost. АО «Казпочта» планирует заключить договор с российской компанией «Пони Экспресс», которая обещает сократить время доставки казахстанских почтовых отправлений еще на 7 — 10 дней.

— Для населения это очень важно, особенно для деловых кругов, — подчеркивает Дастан Укибаев. — Таможенный союз открыл границы, поэтому предполагается вливание инвестиций, заключение контрактов, пересылка документов, поставка товаров. В этом отношении мы должны быть готовы.

В следующем году в районе железнодорожного вокзала в Таразе запустят автоматизированный сортировочный центр, где будет проходить распределение всей периодической печатной продукции по отделениям. Это ускорит доставку корреспонденции адресатам и позволит сэкономить средства. Безусловно, будут изменены и почтовые маршруты.

— Перед нами ставится задача поставлять отправления по области в максимально сжатые сроки, — продолжает собеседник. — Эти требования мы выполняли по всем районам, кроме Мойынкумского, куда корреспонденция поступает с задержкой на день. Мы планируем решить этот вопрос за счет перехода с железнодорожного на автотранспорт. К тому же стали возникать проблемы из-за нестыковки вагонов. Дело в том, что наши почтовые вагоны по стандартам отличаются от российских и китайских, которые стали использоваться в пассажирских поездах. В связи с этим мы планируем перейти на большегрузный автотранспорт. По предварительным расчетам, это выйдет гораздо быстрее, да и экономически выгоднее.

Немало клиентов жалуются, что ввиду их занятости на работе в дневное время они не могут попасть на поч-ту и элементарно оплатить услуги коммунальных служб, не говоря уже о получении посылок. В этой связи, во-первых, ведется строительство нового почтового отделения, которое будет работать круглосуточно. В нем установят платежные терминалы «Касса 24» и посылочные, предоставляющие возможность клиентам воспользоваться почтовыми услугами в любое время суток. Весь процесс будет автоматизирован. Такой проект успешно внедрен в Астане, Алматы и Караганде. Во-вторых, с начала октября этого года внесены изменения в график работы части почтовых отделений. Теперь он стал скользящим, благодаря чему поч-товые услуги стали доступными и в более позднее время — до 19.00.

Введена система отслеживания посылок и писем через Интернет, что удобно для отправителей и получателей.

Кроме того, месяц назад почта по соглашению с органами юстиции экспериментально в селе Бурыл Байзакского района, поселке Гвардейском и ауле Сортобе Кордайского района стала выполнять функции центра обслуживания населения. Пока спектр услуг небольшой, но со временем он будет расширяться.

В целом, как сказал Дастан Укибаев, все проекты направлены в первую очередь на ускорение рабочего процесса, следовательно, на сокращение сроков доставки почтовых отправлений. Кроме того, прилагаются усилия к улучшению условий труда и повышению качества обслуживания клиентов.

Михаил ТЁ, фото автора

Комментарии закрыты.