The news is by your side.

Размер имеет значение

Как мелкие фирмы выигрывают крупные тендеры?

В № 103 от 8 сентября текущего года областная газета «Знамя труда» рассказала о работе специальной мониторинговой группы № 8 под руководством Героя Труда генерального директора ТОО «Казфосфат» Мукаша Искандирова. В материале привлек внимание один факт: ТОО «Ерк Астана» получило подряд на строительство 15 объектов. На момент мониторинга на половине объектов работы не были начаты.

На сайте adata.kz, где можно проверить подлинность компаний, об этом ТОО сообщается, что это малое предприятие с численностью сотрудников до пяти человек. Понятно, что эти пятеро — управленческий персонал и фирма привлекает временных работников на временные работы. Компания «прописана» не в промышленной зоне, где у нее могла бы быть техническая база, а в частном секторе, стало быть, не может взять на себя большой объем работ.

Оговоримся, что к ТОО «Ерк Астана» претензий нет. Оно просто взято в качестве примера того, как небольшая фирма пытается выполнить большие работы… Как же это получается?

Система государственных закупок устроена так, что ради победы в тендере компании до предела снижают цены. А это вынуждает их экономить в дальнейшем при выполнении работ. Такая практика приводит к снижению качества строительства и реконструкции объектов. Но есть еще одна проблема — система расчетов заказчика и подрядчика, которая приводит к очень долгим срокам выполнения заказа.

Сегодня перекопанные улицы, застывшая на них техника, отсутствие рабочих никого уже не удивляют. Социальные сети буквально кишат комментариями о том, как рабочие раскопали дорогу и исчезли. Недавно представителей подрядной организации горожане спросили: «А в чем, собственно, дело?» Последовал уже знакомый ответ: мы ждем трубы из России, у них много заказов, и они не успевают производить. На вопрос о том, почему же нельзя купить трубы на другом заводе, последовал ответ: контракт уже заключен именно с этой фирмой.

Как правило, подрядчики возвращаются на объект через месяц-два, а то и более. И дело здесь может быть не только в отсутствии труб.

— Скорее всего, большинство казахстанских компаний испытывают проблемы другого рода — у них нет оборотных средств, —
считает строитель со стажем, прораб Нуралы Абдуалы. — И тут у них вся надежда на… акимат, который должен перечислить деньги. Механизм госзакупок сегодня таков, что государство выплачивает подрядчику 30-процентный аванс, который быстро расходуется. А дальше средства выделяются только по объему выполненных работ. Допустим, сегодня компания, которая выиграла заказ на модернизацию коммунальной системы, взялась за раскопку земли, чтобы дойти до труб. Получили аванс, потратились на первую часть работ. И… все! Теперь ждут подписания актов по выполненному объему, чтобы получить еще деньги от заказчика, полагая, что именно на эти средства они и закупят трубы и, может быть, погасят еще задолженность по заработной плате, налогам и так далее. Но в том-то и дело, что деньги сразу не поступают — то акт не подписывают чиновники, то казначейство не утверждает, то вообще бухгалтер заказчика в отпуске! И процесс поступления средств может затянуться на месяцы.

В идеале генеральный подрядчик должен обладать крепкой материально-технической базой и достаточными финансовыми ресурсами.

Но если технику и людские ресурсы можно приписать себе договорами аренды, то как быть с деньгами? В условиях конкурсов нет такого пункта, чтобы свободный объем финансовых средств составлял 20 — 30 миллионов тенге. Но ведь зачастую речь идет о проектах на сотни миллионов или миллиарды тенге! А выигрывают компании, которые только вчера получили лицензию на строительно-монтажные работы и фактически ни тиына не имеют на счету.

Когда на объектах гостендеров будут работать квалифицированные специалисты и подрядные организации, тогда и будет хорошее качество. Другой вопрос, как удается компаниям получить лицензию, если они не имеют в собственности дорожной техники, промбазы, квалифицированных специалистов? Мы удивляемся, почему государственные деньги тратят нерационально, почему плохое качество строительных материалов. Очень много промахов, что и приводит к плохому качеству ремонта дорог и улиц в Таразе. Пример тому — средний ремонт тротуара на улице Жубанышева.

— Улица имеет неприглядный вид, мы дышим пылью. А ведь работы начали еще 8 мая текущего года! — возмущается жительница Тараза Тамара Батча.

Чтобы изменить ситуацию, эксперты предлагают внести качественные изменения в процесс госзакупок в части наличия у строительных компаний финансовых гарантий, использовав при этом опыт некоторых западных стран. Там государство или частные компании выплачивают подрядчикам деньги только один раз — когда объект сдан под ключ. В результате мосты и здания строят и реконструируют корпорации, для которых вложение в проект нескольких миллионов долларов или евро — не проблема. И подрядчики там заинтересованы как можно быстрее сдать объект, чтобы быстрее заработать.

Компания, желающая участвовать в тендере, должна предъявлять финансовые гарантии о наличии средств в достаточном объеме, в зависимости от суммы договора с заказчиком, считают эксперты.

Банковские гарантии в нынешнем виде тут вряд ли помогут, ведь банк фактически не выдает средства подрядчикам для ускорения работ. В лучшем случае — кредит, который из-за высокой стоимости не пользуется спросом.

В таком случае все сомнительные ТОО, открытые для извлечения прибыли и не имеющие средств, сами отсеются. Иначе в городах так и будут месяцами зиять ямы и лежать кучи глины и камней, а многоэтажные дома трещать по швам.

Шухрат ХАШИМОВ

Комментарии закрыты.