Найти истину

Историю надо писать объективно

Омирбек БайгельдиВ номере нашей газеты от 19 апреля мы сообщали, что в текущем году известному государственному деятелю Республики Казахстан, бывшему руководителю Жамбылской области Омирбеку Байгельди исполняется 75 лет, в связи с чем редакция планировала опубликовать цикл материалов о нем. Сегодня вниманию читателей предлагается беседа с Омирбеком-ага о казахской истории.

— История — это такая наука, которая может возвысить или принизить роль той или иной нации в мировой цивилизации. Поэтому она нередко становится орудием политики, чтобы манипулировать общественным мнением. Особенно это касается истории тех народов, которые волею судеб становились колониями других государств. С этой точки зрения как Вы можете оценивать уровень исторической науки в Казахстане?

— Ты правильно заметил, история в руках империй зачастую становится не наукой как таковой, а инструментом влияния на общественное мнение. Не будем далеко ходить, вспомним историю нашей республики. Царское правительство, а затем и большевистская власть сделали все возможное, чтобы стереть историческую память нашего многострадального народа. В итоге казахов представляли темной нацией без истории, варварами, и будто бы только царская Россия и коммунисты принесли в казахскую степь образование, культуру, умение обрабатывать землю и прочие атрибуты цивилизованного государства.

Однако это далеко не так. Казахская нация имеет глубокие исторические корни. Конечно, с обретением нашим государством независимости стало намного легче изучать историю. К сожалению, историки пока не до конца осознали это.

В истории было много событий, которые мы не вправе отрицать, а тем более искажать. Поэтому надо научиться говорить правду. А она такова: да, мы находились под колониальным гнетом России. Одни историки говорят, что это длилось 300 лет, другие возражают — больше. Я такую трактовку считаю неверной. В 1847 году последний казахский хан поднял народ на борьбу с царской Россией. Это была война на нашей территории. В 1848 году белый царь издал указ о новой системе правления в Степи.

Бывает так, что два государства воюют десятилетиями. Например, Англия и Франция воевали сто лет. Англия хотела подчинить себе Францию. В той войне ни одна из сторон не победила. Но французы же не говорят, что сто лет находились под английским гнетом. Дело в том, что они воевали против агрессора. А вот если бы одно государство было оккупировано и признало поражение, тогда другое дело.

У нас такого не было. Вплоть до гибели Кенесары хана мы не были под российским игом. Но вышеупомянутый указ царя есть документ, удостоверяющий оккупацию царскими войсками казахских земель. В нем регламентировано, как править Степью. С тех пор вплоть до 1991 года, пока не провозгласили государственную независимость, мы не были свободным народом. Ведь и Советская власть продолжала колониальную политику царского правительства. Следовательно, мы были колонией 142 года, 52 года из них в XIX веке, остальные — в прошлом. Вот правда, которую не надо искажать. Да, русские войска вошли в казахскую степь намного раньше, но тогда мы находились в процессе войны с ними.

— История казахской нации исчисляется веками. Как глубоки ее корни? Неужели наши предки были варварами, как утверждали учебники истории советского периода?

— В одно время наши далекие предки были могущественными, завоевывали новые земли, покоряли другие народы. А для этого мало только черной силы, нужны вооружение, стратегия и тактика ведения войны, то есть военная наука. Они придерживались политики невмешательства в религию покоренных народов, не трогали их языки, их историю. Единственное, что требовалось от них, — это уплата налогов. Видно, что степняки действовали по тем временам вполне цивилизованно, справедливо. Облагали податью правителей, князей и знать, но так, чтобы это не было обременительно. В то же время от налогов освобождались храмы, школы. Соблюдался определенный порядок. Всякие попытки насилия над мирными жителями пресекались, виновных наказывали.

Самое главное, наши предки не ставили перед собой цель стереть с лица земли какой бы то ни было народ. Но когда на их земли пришли колонизаторы, они столкнулись с невиданной доселе политикой, которая была нацелена на то, чтобы вырвать из мировой цивилизации корни нашей истории. А это было первым шагом на пути стирания нации с мировой арены. Мы должны знать об этом, чтобы в будущем не допустить такого. У нас нет намерения обвинять кого-то сейчас, все это было в истории и пусть останется одной из ее печальных страниц. Однако мы должны прочесть эту страницу. Беспокоит другое. Та варварская политика продолжает иметь место и теперь, но в совершенно ином виде. Возьмите расплодившиеся всякие религиозные секты и общины с экстремистским уклоном. Причем секты, которые проповедуют ислам. В частности, они нам говорят, что не надо поминать умерших родителей, дедов. Мы мусульмане и знаем религиозную литературу. Поэтому утверждаем обратное: нигде не написано, чтобы Аллах требовал от верующих мусульман забывать свои корни, предков, родителей. Напротив, везде говорится, чтобы мы почитали своих родителей, внимали их наставлениям, помнили их. К тому же многовековая традиция требует от нас поминать умерших. А эти сектанты утверждают, будто они проповедуют истинный ислам, и говорят, если родители умерли — похорони и забудь. Так они привносят в наше общество бездушие, которое является первым шагом к деградации нации. К сожалению, некоторая часть молодежи пошла у них на поводу. Они еще не поняли, что скрывается за такими чуждыми нашим представлениям проповедями, какую цель преследуют миссионеры «истинной» веры. А это разобщение общества, столкновение поколений, неприятие молодежью национальных традиций и утрата национальной идентичности. Надо молодым людям объяснять, что мы уже тысячу лет проповедуем ислам, что тысячу лет мы шли дорогой, проложенной предками, что их религия не мешала, напротив, помогала нам жить. Что вера сидит в наших сердцах и разуме. Пусть почитают труды отца мировой истории Геродота, где он описывает традиции наших предков, которые устраивали поминки, содержали в порядке могилы родителей. Когда великий царь Дарий ступил на земли наших предков и никто не стал поднимать оружия против него, он удивился: почему местный народ не хочет воевать? И ему ответили: хочешь войны, попробуй тронь кладбище, оскверни могилы. И тогда возмездие последует незамедлительно, и ты поймешь, что такое война. В этих словах скрыты две истины: во-первых, если тронешь могилы предков этого народа, на тебя падет Божья кара, Аллах будет разгневан твоим поступком и откажет тебе в своей милости. Во-вторых, здесь живет мирный народ, но всегда умел защитить свою честь, берег могилы предков, и его помыслы чисты. Потому милость Аллаха на его стороне. Не гневите, не то будете биты. Так оно и вышло, наши предки победили Дария в той войне.

— Археологические раскопки доказывают, что на территории нынешнего Казахстана была древняя цивилизация, что люди здесь жили в достатке. В этой связи вспоминается Золотой человек из иссыкских курганов.

— Нам надо исследовать свою историю. Для чего это нужно? Для того, чтобы доказать, что корнями наш народ уходит в глубь веков, что наш народ был великим, что мы были великой империей. А это в свою очередь нужно для воспитания молодежи в духе патриотизма, чтобы она могла гордиться своими корнями.

История свидетельствует, что наш народ был чрезвычайно богат, носил одежду, расшитую золотом, ел из золотых блюд, ездил в золотом седле, а правители восседали на золотом троне. Собрания проводились в золотых дворцах. А мы — потомки того великого народа. Это никакое не преувеличение, это есть историческая правда. Всему есть подтверждения. Легенды, эпосы, сказания, дошедшие до нас из глубины веков. Археологи тоже находят множество доказательств тому. Да, Золотой человек — яркое свидетельство цивилизации высокого уровня. В разных курганах находят золотые седла, золотые кареты, в каждую карету запрягали по восемь пар лошдей, чья сбруя была отделана золотом. В Эрмитаже хранится скифское золото, казна Кубырат хана. Какие великолепные золотые изделия! Нам навязывают мысль, будто бы эти изделия изготовлены мастерами в Византии. Тогда позвольте спросить, а где золото Византии, если там жили ювелиры? Нету. А у нас есть! И вот эти находки напрочь опровергают внедренное в сознание современных казахов, а также мирового сообщества мнение, будто бы наши предки были дикими варварами, что они ничего не умели делать, были кочевниками. Но это далеко не так.

— Хорошо, с дикими варварами перебрали, но даже классики казахской литературы, а также историки признают, что наши предки были кочевниками.

— Да, я понял, о чем речь. И в литературе, и в статьях на исторические темы нередко употребляется слово «кочевник» по отношению к нашим предкам. Прежде такого слова не было. А применительно к нам в нем заложен оскорбительный смысл — народ, который бродяжничает, скитается. И я не могу понять, почему наши ученые соглашаются с этим понятием, хотя знают его истинное значение. Ведь китайские письменные источники свидетельствуют об обратном. В частности, пишется, если пустить козленка из пяти городов к железным воротам, то к ним он будет все время идти по крышам домов, настолько плотно стояли дома. Так писал китайский путешественник, ученый. И после этого кто сможет сказать, что наши предки только кочевали, что здесь не было оседлости, не было городов? В тех же китайских источниках сообщается, что в междуречье между Таласом и Шу находятся десятки городов. Мы сейчас уже знаем названия этих городов. В свое время огромных трудов стоило доказать, что Тараз имеет двухтысячелетнюю историю. Не пойму, почему, но этого не хотели признавать наши же ученые! А теперь вопрос: что, раньше здесь никто не жил? Вдруг из ничего возник город? Такого не бывает. Теперь я ошарашу этих не верящих правде ученых — появились сведения, что Таразу около семи тысяч лет!

Конечно, тот древний город не был таким, как мы воспринимаем нынешние города, чтобы в них жило по 50 — 100 тысяч и более населения. Но что он очень древний и густонаселенный, можно судить по его расположению. С востока его огибала река Талас. Было время, когда по ней ходили суда. На западе — река Аса. В свое время она тоже была многоводной и норовистой. Старожилы до сих пор помнят ее большой рекой, которая сносила верблюдов. Так вот, в междуречье, где располагался Тараз, создавался особенный природный микроклимат, идеальный для проживания. Летом тут было прохладно, а зимой относительно тепло. Здесь существовала древняя цивилизация.

— Вопреки общепринятой версии, что в исламе было 124 тысячи пророков, Вы утверждаете, что их было больше.

— Да, я говорю, что их было больше. Дело в том, что многие оставались неупомянутыми. Кто такие пророки? Это выходцы из человеческого общества. Позже они становились богоизбранными. То есть Аллах видел в них проводников своих идей и каждому из них говорил: ты будешь моим любимым рабом. Конечно, все люди — рабы мои. Но ты особенный, поэтому будешь моим представителем. И через этих людей Аллах спускал человечеству знания, правила поведения. Так в разные периоды у разных народов появлялись пророки.

Надо сказать, что у народов, населявших нынешнюю территорию Жамбылской области, тоже были пророки. Например, в первом веке жил Кажи Ахмет Аса би. Он был правителем сакского мира, говорят, завоевал три четверти земли. Тому есть свидетельства. Например, Одесса до 1847 года именовалась городом Кажи би. Против истории не пойдешь. А кто такой Кажи би? Это и есть Кажи Ахмет Аса би.

Чтобы избежать разночтений, следует напомнить, что у всех пророков было по нескольку имен. Например, у Пророка Мухаммеда было шесть имен.

А у нашего героя два имени — Кажи би и Аса би. Весь Крым находился в его подчинении. Сейчас в Крыму сохранились два города — Судак и Саки. Это курортные города. Однажды я обнаружил, что за 70 с лишним лет Советской власти Казахстану не было выделено ни одной путевки на курорты этих городов. Мы могли отдыхать повсюду, даже за границей. Но дорога в эти два города была закрыта. Вот и спрашивайте, почему? А потому, что там сохранилась народность саки, люди разговаривают на казахском языке. И порядки у них идентичны нашим. И лицом мы похожи. То есть там есть следы нашей истории, которую хотели от нас скрыть. И тут вновь возникает закономерный вопрос: а почему? Дело в том, что ни царское правительство, ни Советская власть не хотели, чтобы мы знали свою историю. Мы — древний народ, носители древней цивилизации. И это никак не вписывалось в придуманную ими ложь о том, что наши предки были дикарями, что у нас нет истории, не было цивилизации со всеми вытекающими отсюда выводами. Так было бы легче управлять нами.

Историки мечутся, много говорят о саках, спорят, мы саки или нет. Я им советую съездить туда и посмотреть на саков, а потом сказать, мы саки или нет. Тем более сейчас дорога открыта.

Вернемся на свою жамбылскую землю. Неподалеку от Тараза протекает река Аса. Было время, когда ее именовали Ассой, так, как выкрикивают кавказские народы, входя в азарт своих танцев. Но откуда это кавказское слово могло стать названием нашей реки? На то нет никаких оснований. Просто исковеркали исконное название — Аса, что встречается сплошь и рядом, например, город Сарытау превратился в Саратов, Омбы — в Омск, Кокшетау — в Кокчетав. Так что Аса — это производ-ное от имени Аса би. Недалеко находится одноименное село. Это все его следы. Он поначалу правил этими краями и оставил после себя свое имя.

Например, у правителя Едиля, которого мир знает как Атиллу, был сын по имени Кадыр. Так он тоже был Пророком. Его сын Кали — также Пророк. В свое время он поехал в нынешнюю Турцию, восстановил город Карнас, потому что это была священная земля. Там находились библиотеки, которые Кали поднял из пепла, там была цивилизация — он ее привел в порядок. И в его честь город назвали Каликарнас. Я посетил этот город. Там семь тысяч лет назад проживал Пророк Мусыл. Ему первым с неба пришло учение, как поклоняться, молиться Аллаху. Со словами «я Ваш раб» надо склонить голову до самой земли. «Я Вас хочу спросить вот о чем…» — так следовало обращаться к Аллаху. И по имени этого пророка произошло слово мусульманин, то есть последователи Пророка Мусыла. Об этом написано в Куране. Ему от Создателя пришло повеление поехать в нынешний Бодрум и жить там. И был ему дан наказ распространять мусульманство в том краю, нести людям знания. То есть современные турки живут на земле, где ислам существовал с незапамятных времен.

— Вот Вы упомянули всемирно известного Атиллу. Да, в мировой литературе его называют не иначе как Атилла. Но казахские литераторы и историки называют Едилом. Нет ли в этом ошибки?

— Великий батыр Едил — выходец из наших краев. Да, его по-разному называют — Атилла, Атыл, некоторые даже Отелло… Но только в казахском языке среди тюркоязычных народов есть буква «е», поэтому в корне он — Едил. У него было семеро сыновей, и их имена один в один похожи на казахские. Еллах — елдің лағы (как вы знаете, у казахов принято ласково называть детей жеребенком, ягненком, козленком и другими именами), поэтому елдің лағы — это козленок народа. Теңіз — это тоже казахское слово, кому непонятно — это море, Ернах — ер еді, нағыз ер (настоящий мужчина), Узынтура — высокий и прямой, Ерназар — ердің назары (внимание, взгляд мужчины). Казахи до сих пор называют этим именем своих сыновей.

Едил учился и воспитывался в Баласагуне. Его отца звали Мынсак — тысяча саков. За рубежом его имя исковеркали и пишут как Мунсак. Он был ханом. Но в те далекие времена случались вой-ны, и Мынсак рано погиб в одной из них. Тогда у наших предков был заведен порядок, когда детей правителей воспитывали по-особенному. Так воспитывался и Едил. В школах, где занимались дети знати, преподавали ученые из разных стран и детей наряду с науками учили языкам. Вот почему все правители и мыслители того временами знали несколько языков. Поэтому понятно, почему в некоторых источниках сообщается, что Едил владел шестью языками. Конечно, подтвердить или опровергнуть это сейчас немыслимо. Однако бытует легенда, что во время его правления Европой к нему прибыла делегация из Византии, которая платила Едилю подати, чтобы он не пошел войной на эту страну. Принц Панойский, его имя сохранилось в истории, был в составе той делегации. Вот он и написал об Едиле. Но позже нашлись люди, которые вырвали из его книги все страницы, где автор восхвалял Едиля. Как жаль, что совершено такое преступление против истории! Это свидетельствует о том, что и в то далекое время существовала практика переделывать историю. Из той книги принца сохранился лишь обрывок об Едиле, но в нем имеется бесценная информация. И теперь весь мир судит об Едиле по обрывкам книги принца Панойского. Так вот, автор пишет, что Едил беседовал с ним через переводчика. И вдруг, когда возник какой-то спорный момент, он горячо высказал свою точку зрения на нашем языке, и мы все были поражены этим, сообщает принц.

Вот таким грамотным человеком был Едил, который тоже возведен в ранг Пророка. И ему, как нам известно, было дано новое имя. Например, наш Пророк Мухаммед был Мустафой. Однако Всевышний, одаривая его своей милостью, сказал, что он отныне будет зваться Мухаммедом. А Едила назвал Ескендиром. Все это описано в Куране. И тем не менее появляются статьи, ставящие под сомнение, был ли Ескендир Пророком. Что можно ответить? Есть следы, оставленные им в Европе, есть его портрет, изготовленный ткачами, на нем написано «Едил-Ескендир». Некоторые путают Ескендира с Александром Македонским и называют Пророком его. Я изучал и этот вопрос. И не обнаружил у Македонского ни одного посыла называться Пророком. По моему мнению, Александр воспитывался так, чтобы провести первую в истории человечества глобализацию. Ведь еще Аристотель говорил, что на земле нет порядка. Надо, чтобы миром правил один человек, который установит единый порядок для всех. И это станет началом расцвета человечества. И эта миссия возлагалась на Македонского. Следовательно, он воспитывался как военный, полководец, изучал военную науку. И действительно вырос в могущественного стратега. Однако в нем не было ни капли религиозности. Ему не дали религиозных знаний. Поэтому делом всей его жизни стала война. К тому же у него было несколько тяжких грехов, из-за чего не мог стать Пророком. Но главный грех — это то, что он объявил себя живым Богом. Такую мысль ему внушили в юности, когда воспитывали. Ему нашептывали, что он вершитель судеб не только отдельных людей, но и целых народов, больше того — всего человечества. И Македонский однажды изрек, что он не простой смертный, как все, а живой Бог на Земле. Большего богохульства представить невозможно! И как после такого Аллах назовет его своим любимым рабом? Как скажет — ты мой представитель на земле? Нет, любимым рабом Божьим может быть только человек с чистой душой, который не совершает злодеяний, а творит добро, честный, милосердный, который будет учить людей доброте и искренности. А самое главное — богобоязненный.

В истории были еще люди, которые объявляли себя живым Богом на Земле. Например, Юлий Цезарь провозгласил себя живым Богом, и в тот же миг его хватил удар. Он не смог подняться на ноги и сидел, вытаращив глаза. Зачитал указ сената прилюдно и должен был встать. Люди кричат: «Вставай!» Он не встает. Они продолжают настаивать: «Вставай!» А он все не может подняться. Тут по толпе пробежал шепоток: «Он не признает нас за людей, опозорил нас. Нам не нужен такой Бог!» Люди потребовали у охраны поднять его на ноги, но он опять не смог встать. И разъяренная толпа заколола Цезаря ножом. Это убийство не было итогом предварительного заговора. Что ты?! Кто бы посмел организовать заговор против самого Юлия Цезаря?! Он в то время находился в зените славы, которая вскружила ему голову.

Македонский умер в 33 года. И за всю жизнь не провел ни одной проповеди. На будущего Пророка вместе с милостью Божьей снисходит знание, учение от Создателя. И задача Пророка — довести до людей ту истину, в которую его посвятил Аллах. У Македонского было другое предназначение — установить в мире единый порядок.

В противовес его действиям можно привести дела Едила. Он тоже воевал, одержал множество побед, потому что его задачей было освободить от гнета некоторые народы. Поэтому Едил не грабил население, не ставил цель разбогатеть. Когда он вплотную подошел к вечному городу, римский император сбежал. Его трон оказался свободным. Едилу предложили — займи трон. Но он отказался.

Современником Едила был Кудыс, они вместе учились. Кудыса тоже объявили Пророком.

Они были еще детьми, когда один проницательный старик распознал в них великих людей. Он сказал, что в будущем они станут править миром. И в самом деле, они стали Пророками, один следом за другим. В истории он остался как Аль-Кудыси. Даже арабы не распознали его. Его имя тоже есть в Куране, где говорится о том, что к Мухаммеду явился дух Кудыса и учил его, как выйти к людям и объявить, что на него снизошла милость Аллаха,и он стал любимым Божьим рабом. Скажи верующим, наставлял он Мухаммеда, поддержи, чтобы они воспрянули духом. А неверующим скажи, что их путь неправедный, и пригрози им Божьей карой. Потребуй от имени Аллаха, чтобы они приняли веру.

Некоторые оспаривают, что Кудыс был Пророком, путают его с ангелом Джебреилом. Я им возражаю, ведь у Джебреила не было души. Он обитатель того света, создан навечно. То есть Джебреил бессмертен. А коль так, откуда у него может быть душа? И у него всего одно имя — ангел Джебреил.

Так что Кудыс Пророк был на самом деле, можно сказать, являлся наставником, советником Пророка Мухаммеда. Его дух всюду сопровождал Мухаммеда. А мои оппоненты утверждают обратное, доказывая, что Пророк Мухаммед общался только с духом ангела Джебреила.

В честь Пророка Аль-Кудыси даже город назвали его именем. Это он говорил, что Бог един. Да, религий может быть много, но Бог один.

— Но ведь известно, что наши далекие предки поклонялись Тенгри?

— В литературе часто пишется, что существовало тенгрианство, будто это религия. Но я считаю, что такой религии не было. Дело в том, что Тенгри — это одно из имен Бога. Поклонение Тенгри — это есть поклонение Богу. Поэтому утверждение, что тенгрианство — это религия, ошибочно. Происходит подмена понятий.

— А скажите, пожалуйста, где похоронены Едил и Кудыс?

— Едила похоронили на берегах реки Шу. А Кудыс похоронен здесь, в Таразе. Когда Едил умер, а его отравили, родственники решили вывезти тело на родину. Но правители восьми государств, которых он сам посадил на трон, воспротивились их намерению. Они сказали: Едил дал нам свободу. Если вы вывезете его кости, то римская империя вновь поработит нас. Римляне боятся его даже мертвого. Он для нас ангел-хранитель. Если похороним здесь, то его душа будет оберегать нас от всех бед. Так возник большой спор. Наши предки задумались, как сделать так, чтобы, как говорится, и волки были сыты, и овцы целы. И решили тайно вывезти тело домой. Они объявили местным королям — пусть будет по-вашему. Потом отлили из золота гроб, прорыли большой канал и пустили по нему воды Тиссы, а на дне освободившегося русла вырыли огромную могилу, накрыли тканью золотой гроб, рядом положили боевых коней в золотой сбруе, богатства и с плачем (жоктау) похоронили. Затем Тиссу пустили по привычному руслу, чтобы никто не нашел и не разграбил могилу, позарившись на золото. А спрятанное тело мумифицировали, уложили его в заранее сделанную бричку с двойным дном на подстилку из еловых лап. А чтобы никто не позарился на бричку, полагая, что в ней везут богатства, накрыли ее насквозь прогнившей кошмой, посадили людей в лохмотьях. И наказали им скрытно доставить тело Едила на родину и похоронить рядом с Кажи би.

После смерти Едила Пророком стал Кудыс. Он прожил долгую жизнь и похоронен в Таразе, в мавзолее Карахана. Историки путают Кудыса и Карахана. Вообще надо сказать, что в нашей истории есть много тайн, до которых ученые не могут докопаться.

— Мне кажется, что одной из величайших тайн является Акыртас. Когда мы с народным писателем Шерханом Муртазой были там, он высказал мнение, что это сооружение чем-то напоминает египетские пирамиды. Все указывает на то, что так оно и есть. Однако казахстанские ученые датируют его то двенадцатым, то восьмым веком. Что Вы скажете по этому поводу?

— Действительно, Акыртас — это неразгаданная тайна. Да, наши ученые ограничиваются самое большее восьмым веком. Но никто толком не объясняет, что это за сооружение, откуда взяты камни, которыми выложены стены, кто, где и чем их обрабатывал, как их доставляли на место строительства, как грузили-разгружали и, самое главное, как возводили стены?

Правильно говорит Шерхан Муртаза, Акыртас по возрасту ровесник египетских пирамид. Мы побывали в Мексике, Перу. Там тоже есть уникальные сооружения. Можно говорить, что все они возводились в одно время, в том числе и Стоунхендж. И построены они по велению Бога. Только у Создателя есть такие силы, способные возвести столь гигантские сооружения. Иначе чем объяснить, что огромные камни вытесаны мастерски, в то время как мы кирпичи из мягкой глины не можем вылепить как следует. Наш Акыртас из той эпохи. К сожалению, его секрет до сих пор не разгадан. А теперь это будет сделать трудно, потому что он практически разрушен, в то время как пирамиды сохранены, сохранены города в Перу, Стоунхендж и другие памятники древности. А то, что некоторые ученые утверждают, будто Акыртас — памятник восьмого века, глубоко ошибаются. Не пойму, какие у них есть свидетельства и основания говорить так. Пусть они хоть на миг задумаются, что это не дело рук человеческих.

Многие наслышаны о семи чудесах света. Но мне интересно, кто сказал, что их только семь, почему мы должны верить этому? Ведь чудес света значительно больше. Чем наш Акыртас не чудо света? Только тем, что в Казахстане расположен? Или есть какие-то другие критерии отбора? Просто мы не умеем показать миру то, что есть на нашей земле, не смеем рассказать, что на нашей земле существовала древнейшая цивилизация и у нас есть нерукотворное чудо света. Ведь все эти известные семь чудес света тоже являются творением неземной силы — то есть Бога. Это он их создал, чтобы люди видели и знали, что он есть. Чтобы в их душах не исчезла вера в Бога. Стоунхендж — это земной знак присутствия ангела Джебреила. Там ведь есть семь ворот, которые и являются вратами в рай.

Нашими землями правили великие люди. Здесь были великие государства. Будто этого мало, наши древние предки правили и другими государствами, как Едил батыр, Кажи би (император), Аспар батыр. Он первым в 280 году взял Рим, раньше Едила.

Потомок Едила Кубырат был великим царем Великой Булгарии. В молодости он два года учился в Византии. Поэтому есть молва, что в то время он принял христианство. Однако это не так, он не принимал христианство. Но в благодарность за полученные знания не тронул их, не грабил, только назначил налог. У него было четверо сыновей. Старшего из них одни называют Бекбоян, другие — Ботбаян. Отсюда Ботбай. Но это не тот Ботбай, сын Дулата. Это имя предка, в честь которого назвали нашего Ботбая. Второй сын Котырап, не знаю, что это значит. Третий — Аспар, тоже в честь славного предка. Четвертый — Тербел. Когда он скончался, огромная империя была поделена на четыре части, по одной для каждого из сыновей.

Котырап создал государство Едил. Наверное, это он назвал реку Едил в честь предка. Ботбаян стал царем Хазарии. Аспар правил государством на территории нынешней Болгарии. Тербел царствовал в Венгрии. История — это живой организм. Находятся новые свидетельства, и на устоявшиеся взгляды это оказывает большое влияние.

Могила Кубырат хана нашлась в Украине. В двенадцати километрах от города Полтавы. Когда вскрыли курган, обнаружили большой клад. И самое главное — там находилась его личная печать, на ней написано Кубырат хан. Она сейчас хранится в Эрмитаже. И все они — выходцы из нашей земли, правители.

Интересным был период Западного тюркского каганата. До него было уйсунское государство. Западные историки не понимают процессов, происходивших здесь. Если меняется название государства, они считают, что прежний народ исчез, а на его месте появился новый. Спрашивается, а куда девался прежний народ, живший здесь? Не может же целый народ испариться бесследно, так же как из ничего появиться новый народ. Существовала определенная преемственность. Менялись правители, по чьим именам придумывались новые названия старому народу. То есть один народ в разные эпохи называли по-разному. Конечно, нельзя отрицать, что происходили войны с переменными успехами. Однако это не значит, что один народ одномоментно полностью уничтожил другой народ и также одномоментно занял его земли. Такого в истории не было. Так что Западный тюркский каганат в основном состоял из дулатов и мушпи, так же, как и уйсунское государство. Тюркский каганат просуществовал долго, имел связи со многими государствами. Константинопольский путешественник Земарх приезжал сюда. Надо признать, что все эти путешественники в свое время были шпионами. Поэтому интересно, с какой целью его прислали в тюркский каганат? Тем более что там, в Константинополе, держалась власть потомков Едила. Византия еще не пала. Похоже, им надо было узнать, откуда их корни, какая сила может встать за них. И есть ли сила, способная подмять их.

Земарх был поражен богатствами края. И очень важно, что он подробно описал жизнь и быт местного населения. Например, он сообщает, что зимняя резиденция правителя Западного тюркского каганата располагалась в Таразе. А летняя резиденция — в 60 фарсаках на юго-западе от Тараза, в местечке Мынбулак. То есть Тараз был столицей каганата. Но почему-то никто не хочет говорить об этом. А услышав от меня, не хотят верить, будто я придумываю небылицы. Я никогда ничего не придумывал. Я все изучаю, взвешиваю, думаю, о чем можно говорить, а о чем и умолчать. Потому что нужно говорить только то, в чем уверен. Поэтому я говорю, что все эти «небылицы», о которых только что рассказал, в наследство человечеству оставил Земарх — очевидец тех событий. Это шестой век, когда там правил Естеми, по-нашему Естемес.

Земарх очень красочно описывает Мынбулак, это нынешний Жуалынский район, который до сих пор называется Мынбулак — тысячи родников. Оказывается, там были сплошные леса, где водилась дичь, которая совершенно не пугана человеком. Люди не трогали зверей. Повсюду встречаются олени, на их шеях звенят золотые колокольчики. Они считались собственностью правителя, и каждого, кто посмел тронуть этих животных, строго наказывали. Вся домашняя утварь была отлита из золота. Это нечто невиданное. Это очень ценное историческое свидетельство, оставленное конкретным человеком. Он был восхищен богатствами и порядками, установленными в каганате. Это колыбель великих людей и пророков. Однако такие свидетельства сохранились не везде. К счастью, есть источники о нынешней Жамбылской области. С 699 по 766 год, после Западного тюркского каганата, здесь было образовано государство тюргешей. Однако оно просуществовало недолго, после чего вновь было возвращено старое название. К тому времени Иран захватил территорию нынешней Кызылординской области и половину Южно-Казахстанской области. Но до нас они не дошли. Зато к нам сюда с войной пришел народ, называемый сыданами. Их еще почему-то называют каракитаями. Однако такого народа, как каракитаи, не было и нет.

Китайский историк Ныгмет Мынжан — это единственный казах, получивший разрешение китайских властей на вход в архивы этой страны для изучения истории нашего народа. Но, видать, он чересчур глубоко копнул историю, поэтому его записи подверглись тщательной цензуре и из них были удалены многие материалы. Но несмотря на это, Ныгмет издал прекрасную книгу на казахском языке, в которой изложил всю истину об истории казахов. Позже он испытал на себе гонения. Все имеющиеся у него на руках материалы изъяли и сожгли. Потом в Китае приняли закон, запрещающий доступ казахам к их письменным источникам. Поэтому вызывают большое сомнение заявления некоторых людей о том, что они якобы добыли материалы в китайских архивах. А их ссылки на архивные материалы есть не что иное, как пересказ статей китайских ученых. Но работа в архиве — это совсем другое. Конечно, в статьях китайских ученых содержатся данные об исторических событиях и датах, о людях, участвовавших в государственных делах. Однако это лишь малая толика настоящей истории. А у Мынжана были действительно архивные материалы. И в его книге пишется обо всех существовавших в древности народах, племенах, родах.

Так вот, есть свидетельства, что в наши земли достаточно глубоко вошли завоеватели, называвшиеся сыданами. Из ненависти наши предки прозвали их каракитаями. Однако между ними и нынешними китайцами нет ничего общего. Ведь Мынжан конкретно написал, что войска династии Ляо состояли из тюркоязычных народов. Он указывает номера документов, в которых отражена эта история. В них сообщается, что ботбаи и шымыры входили в их состав. Это было государство Тан, которое не имело отношения к империям Чин и другим. Впрочем, казахи всегда называли китайцев чин, а их правителей — хунди. Девятьсот лет на их троне сидели наши предки. Ведь тан — это тоже наше слово. Я когда ездил в Китай для изучения материалов по Ли бо, видел их портреты — по одежде и лицам это казахи. А нынешние историки пишут, что Китай был таким, как сейчас, всегда, на протяжении веков. Но это же не так. Пятьдесят одно государство объединилось. Их объединил Кубылай. Именно Кубылай построил главный город. Этот факт признают китайские ученые. И что я заметил, китайские ученые очень объективны, откровенно рассказывают об истории.

— Насколько мне известно, до сих пор ученые не могут прийти к единому мнению по поводу названия нашей нации — казах. Что означает это слово? Например, Шерхан Муртаза рассказывал, когда в детстве он с бабушкой ездил в соседнее село к киргизам, к родственникам, местные жители называли казахов кассак. Позже он был в Монголии, там казахов тоже называют кассак. В переводе на современный язык это означает настоящий сак. Что Вы скажете по этому поводу?

— Наш предок Казах родился 3800 лет назад. Это был святой человек, поэтому его имя осталось в истории, в названии нашей нации. Ведь у нас все племена и роды носят имена конкретных людей. Традиционно и нация названа именем древнего человека. Любой казах знает свою родословную до седьмого колена, а дальше, если не знает или подзабыл, называет род, племя. А были люди, знавшие родословную казахов чуть ли не до самого Адама.

Да, в свое время среди правителей и биев было немало споров, как мы будем называться. Нас даже узбеками называли. Это пошло от Золотой Орды, а не от названия соседней республики, от Узбек хана. Был крупный хан Тохта. Он являлся очень сильным и мудрым правителем. Ногай — один из сыновей Джучи, по-моему, третий. Старшего звали Есентока, в некоторых источниках — Ежен. Делалось все, чтобы исковеркать нашу историю. Второй — Саин, Есенсаин. Ногай был батыром, смелым и решительным человеком. Когда шли на Европу, его всегда посылали в авангард, чтобы он разведал, где и какие вражеские силы находятся. Если где обнаружат крупные вражеские силы, ему ставилась задача предупредить об этом командование. А он не ждал подкрепления и громил всех, кто попадался на пути. По русской земле прошли лавиной, не встретив серьезного сопротивления. Первым городом, который они покорили, стал Брянск — Бірінші. Так и назвали — Бірінші. Уже потом его переименовали в Брянск. Затем пала Пермь, по-нашему Барма. Вокруг было много болот, поэтому воины предупреждали друг друга — барма, не ходи.

У Тохта хана был сын Уайс, очень восприимчивый к знаниям и наукам молодой человек. Хан объявил его единственным наследником престола. Но тут в спор вмешался Ногай. Ему в то время было уже 82 года. Он сказал, что всю жизнь уступал трон старшим братьям. И теперь, коль Тохта складывает полномочия, настала его очередь стать ханом. Однако Уайс не намеревался уступать, возразив, что он занял трон в качестве наследника. Так между родственниками начнется жестокая война. К тому времени Ногай был почти слепой. Но по возгласам своих воинов понял, что сражение проиграно. Тогда он поднял обе руки к небу и, подслеповато озираясь по сторонам, стал кричать: «Отведите меня к Тохта хану! Отведите меня к Тохта хану!» Он хотел признать свое поражение.

В то время в войске Тохта хана служили русские солдаты. Один из них обернулся к старику и спросил, кто он такой, чтобы требовать встречи с ханом. «Я Ногай! Я Ногай!» — ответил ему старец. «А-а, это ты Ногай! — обрадовались солдаты. — Мы как раз тебя и искали». И с этими словами отрубили ему голову. И в надежде получить большое вознаграждение, повезли голову к Тохта хану. Тот посмотрел на голову Ногая и возмутился: «Вот дурак! Ты кто такой, чтобы казнить хана?!» И приказал отрубить голову опешившему солдату.

Так плачевно завершилась бойня за престол. А тут совсем некстати заболел и умер Уайс. Теперь нет наследника на престол. Был брат Тауекел, но и тот убит. От тяжелых дум Тохта хан замкнулся в себе, только непрестанно вздыхал. Глядя на его страдания, к нему подошла жена младшего брата, принцесса Константинополя.

— Почему Вы так часто и горестно вздыхаете? — спросила она у Тохта хана.

— Как мне не печалиться, — ответил он, — некому трон завещать. Теперь он может достаться в чужие руки. И эта мысль гложет, не дает покоя.

— Если Вы проявите милость и не накажете, я могу сообщить вам очень важную новость, — сказала на это принцесса.

Хан пообещал никого не трогать. И принцесса сообщила, что у него есть наследник, чем вызвала его крайнее удивление: какой еще наследник?!

— Мы его в свое время переправили в другое место, боясь Вашего гнева, сейчас он воспитывается у черкесов, — сказала принцесса.

— Как его имя?

— Узбек, уже четырнадцать лет он тайно проживает там. Мы хотели сохранить мальчика, чтобы он продолжил Ваш род.

Тохта хан несказанно обрадовался и осыпал невестку богатыми подарками, послал верных людей, чтобы срочно доставили юношу. Пока наследника доставили, хан скончался, а трон занял главный визир из уйгуров. Он принял юношу, однако не торопился уступать ему место, замыслив убить наследника. Однако верные Тохта хану люди были готовы к такому обороту дела и первыми набросились на самозванца и его охрану. Отрубили ему голову, надели на кол и вынесли показать народу, что самозванец свергнут с престола, а на трон посажен прямой ханский потомок. Так Узбек стал ханом. Он правил примерно 36 лет, но ничем особенным не отличился. Естественно, его сыновья тоже становились ханами. Вначале Тыныбек, в некоторых источниках — Чиныбек, был самодуром. Потом на ханский престол взошел Жанибек. Он был умным человеком и правил хорошо. Много позже — Абильхаир. В его время возобновилась борьба за трон. Вот тогда одну из ветвей потомков Узбек хана решили назвать узбеками. До этого Жанибек называл народ кыпчаками. Но это не всем пришлось по душе. Одни назывались узбеками, другие — кыпчаками, третьи — казахами. А народ-то один. Было время, когда наши предки назывались казах-узбеками. Споры были горячими. Но верх одержали те, кто предлагал взять имя святого Казаха.

Бирман, вот как зовут человека, кто предсказал будущее Едила и Кудыса. Он был провидцем, мог заглядывать в будущее на 2000 лет вперед. Именно он предсказал: «Вот вы двое будете выдающимися людьми. Ваши имена будут вписаны в мировую историю». Так оно и случилось. Тем и отличалась та эпоха, что тогда жили такие знаменитости. Наступающая эпоха тоже станет такой. А нынешнее время является своеобразным мостиком между прошлым и будущим. В научном мире это время называется переходным периодом. Ему присущи заблуждения, поиск истины, не всегда правильные решения и выводы. Что это так, можно судить об активности различных религиозных сект, которые нередко несут в себе разрушительную силу. К сожалению, во многих из них заложено отрицательное начало, они пропагандируют экстремизм и терроризм, готовят всякого рода зомби, которые жертвуют собой, совершают террористические акты. Особенно остро это ощущается в постсоветских республиках. Это и понятно. Более семидесяти лет мы все жили по законам, которые носили только запретительный характер, находились за железным занавесом. В том числе под запретом была и религия. Переписывалась история народов. Прервалась связь поколений. У казахов ведь говорят же, что в пятьдесят лет народ новый. И теперь, получив независимость, мы открыли свои двери всем, считая их друзьями. А на деле вышло, что не все идут в наш гостеприимный дом с добрыми намерениями. А возьмите всякого рода цветные революции, которые то и дело сотрясают бывших соседей по СССР. Слава Богу, мы сумели противопоставить этой заразе здравый рассудок народа. А то, что зараза, мы видим на печальном примере других. Одна революция сменяется другой. И ни к чему хорошему это не приводит.

Это и есть переходный период. А в истории всякий раз переходные периоды сопровождались смутами, выходом на арену самозванцев. Затем все становилось на свои места. Так будет и у нас. Настанут лучшие времена, и вновь из нашего народа выйдут величайшие деятели мирового уровня.

— Вы — публичный человек, поэтому Ваша биография известна жителям страны. Но меня интересует вот что. Вы по специальности инженер-зоотехник. И вдруг Вы доктор экономических наук. Теперь мы узнаем Вас как историка. Как Вы пришли в историю?

— Мой отец работал председателем колхоза и был очень общительным человеком, любознательным. В наш дом приезжало много гостей, в том числе и именитые люди, писатели, журналисты, ученые руководители разных рангов. Они долго беседовали, рассказывали разные истории. В то время не было телевизоров, компьютеров и всякой техники. Поэтому люди общались вживую, обменивались информацией. Мне было настолько интересно слушать их разговоры, что даже играть на улицу, как все мальчишки, не выбегал. Все это осталось в памяти. Да и отец был эрудированным человеком и прекрасным рассказчиком. Именно от него я услышал про Пророка Кудыса. Хотя я был еще маленьким, меня интересовало, неужели у казахов не было пророков? Отец вскидывал брови — как не было?! Были! Из нашей земли вышел Пророк Кудыс, покоривший полмира. Вот это запечатлелось в памяти. А когда вырос, стал искать более детальные ответы на все эти вопросы.

Когда еще в школе учился, мечтал стать писателем или историком. Или пойти учиться на юриста. Мои два старших брата окончили пединститут и работали учителями. Меня почему-то это не интересовало. Тянуло в историю. Но в конце концов решил пойти по стопам отца, по хозяйственной части. Поэтому и поступил в зооветеринарный институт. Позже с отличием окончил Академию общественных наук в Москве. Моя дипломная работа как одна из лучших находится на выставке академии.

После окончания института вернулся в тогдашний Джамбул. Здесь находилось территориальное управление на три ближайших района. Меня как дипломированного специалиста приняли сразу на должность главного зоотехника по заготовкам. Через полтора года перевели на должность главного зоотехника управления. А еще через полтора года назначили заместителем начальника — начальником планово-экономического отдела. Меня пригласил начальник управления Алпысбаев и предложил эту должность. Но я поначалу отказался, сказав, что сидячая работа не для меня. Но он настоял, сказал, что мне нужно расти по карьерной лестнице, учиться работать с цифрами, аналитической работе. На этой должности долго не задержишься, сказал аксакал. Вот тогда я понял, что такое экономическая наука. Конечно, нас в институте учили экономике сельского хозяйства. А учился я на отлично, так что теоретическая база уже была. Затем пригласили в Жамбылский район, где мы с ныне покойным Жумабеком Сапаралиевым работали в тандеме. Он был сильнейшим экономистом, и у нас по итогам года не было ни одной копейки неосвоения бюджетных средств. Сутками работали. Все это помогло мне в дальнейшей работе. Докторскую диссертацию защищал в Ташкенте. Тогда я уже работал председателем Сената Парламента Республики Казахстан. Я попросил не называть мою должность, однако кто-то проговорился. И зал ученого совета был забит до отказа. Диссертацию защищал четыре часа! Вопросами засыпали. Всем хотелось узнать в сравнении, как у нас строится рыночная экономика, какие перспективные планы строит независимый Казахстан, на чем основаны эти планы? В чем разница экономики Казахстана и Узбекистана? В итоге сто процентов проголосовали за утверждение моей диссертации.

— Между делом Вы занимались исторической наукой…

— Я перечитал несметное количество книг. Искал, находил книги. На многие вещи глаза открываются, когда ищешь ответ на одно слово. Ищешь смысл одного слова, находишь — и перед тобой открывается истина. Например, есть книга «Моголдың құпия тарихы» («Секретная история Моголистана»). В ней описывается момент, когда меркиты украли жену Тимучина Борте ханум и как Тимучин в ярости пригрозил поголовно истребить меркитов за такой поступок, обещал вырезать все мужское население, чтобы прервать род. И там я прочитал, что ханом меркитов был Даир уйсунь. Как так, подумал я. Уйсунь — это значит старший жуз. Между прочим, данная книга тоже прошла через сито цензуры. Но этот момент каким-то образом сохранился. Я по родословной стал искать, в чем тут дело. Например, в старшем жузе в свое время была ветвь абак. А потом она внезапно прерывается. Но в то же время среди кереев есть абак-кереи. Когда меркиты выкрали Борте, освобождать ее пойдет керейский хан Орхон. Отбив ее, он послал гонцов к Тимучину сообщить, что Борте у него, и чтобы он приехал за ней. Тимучин приедет и поздравит Орхона с победой. И тут Орхон говорит ему: ты, оказывается, обещал истребить меркитов. Но народ-то не виноват. Мы наказали правителей, остановись на этом. Я могу понять, что ты хочешь стереть их имя, но как быть с народом?

Затем он попросил у Тимучина подарок за освобождение Борте (наверное, суюнши). Тимучин спросил: а что ты хочешь получить в подарок? Тогда Орхон ответил: мой народ малочисленный — кереев мало. Ты отдай меркитов нам. Тимучин согласился. Так мудрый Орхон нашел выход из критической ситуации, в которой оказались меркиты. Они тотчас направили гонцов к старейшинам меркитов: если хотите сохранить народ в целости, все станете кереями. В противном случае будет исполнено обещание Тимучина. Старейшины посовещались и решили: чем погибать понапрасну, лучше принять предложение Орхона. Но и у раба есть право последнего слова, передали они хану. У нас есть одно пожелание. И какое оно, спросил Орхон. Пусть мы станем кереями, но позволь нам сохранить имя нашего предка Абака. Назовите нас абак-кереями. На том и порешили. Сейчас все кереи, проживающие в Китае, являются абак-кереями. Вот где корень того, почему исчезли меркиты.

Вот так из одного слова начиналось познание целого пласта истории нашего народа.

— А скажите, как и где Вы храните материалы об истории? Может, делаете записи, которые потом можно будет расшифровать?

— Нет! Пока все это хранится в памяти. Впрочем, ты правильно заметил, надо заняться систематизацией информации, надиктовать, может быть, на диктофон. Это очень большой материал.

Бекет МОМЫНКУЛ

Один комментарий к статье Найти истину

  1. Денис 5 ноября 2014 в 17:52

    Престарелого чиновника (по молве: бывших чиновников — не бывает) несёт безудержно: браво замешанные в казан-статью духи, ангелы, пророки (демонов, правда, не хватает: видимо, успели «приХватизировать» более расторопные коллеги) приправлены покорением трети мира (Чингизхан отдыхает) и сдобрены золотыми блюдАми, золотыми сёдлАми и золотыми тронАми.

    Очередная псевдоисторическая ересь… Не осуждаю. Полагаю, не нашедшая более надлежащего практического приложения персона «заслуженного старца» (а жители Жамбылской области прекрасно знают его «заслуги» периода, именуемого «ПриХватизацией») решила, словно Моська из известной басни, потявкать на Историю: за счёт «слона» снова на мгновение выпорхнуть в массы, из забвения, напомнить о себе «достойном» и «уважаемом», «честном» и «антикоррупционном»… Мелко… Жалко…

    Представляется мне сюжет по булгаковским мотивам:
    во времена до н. э., будучи ещё совсем молоденьким чиновником КазССР, вещатель о «золотых блюдАх, золотых сёдлАх и золотых тронАх», незримо сопровождает великого понтифика и теперь живо и красочно рапортует нам:
    «…Юлий Цезарь провозгласил себя живым Богом, и в тот же миг его хватил удар. Он не смог подняться на ноги и сидел, вытаращив глаза. Зачитал указ сената прилюдно и должен был встать. Люди кричат: «Вставай!» Он не встаёт. Они продолжают настаивать: «Вставай!» А он все не может подняться. Тут по толпе пробежал шепоток: «Он не признает нас за людей, опозорил нас. Нам не нужен такой Бог!» Люди потребовали у охраны поднять его на ноги, но он опять не смог встать. И разъярённая толпа заколола Цезаря ножом. Это убийство не было итогом предварительного заговора. Что ты?! Кто бы посмел организовать заговор против самого Юлия Цезаря?! Он в то время находился в зените славы, которая вскружила ему голову»

    А под занавес «полное послесловие»:
    — А скажите, как и где Вы храните материалы об истории? Может, делаете записи, которые потом можно будет расшифровать?
    — Нет! Пока всё это хранится в памяти. Впрочем… надо заняться систематизацией информации, надиктовать, может быть, на диктофон. Это очень большой материал.

    И, что самое страшное, — этот самый «очень большой материал» может вдруг, словно информационная бомба, выпорхнуть при поддержке госаппарата и поработить-задурманить умы народа… Вот именно так, цитируя самое начало авторской статьи, «история… зачастую становится не наукой как таковой, а инструментом влияния на общественное мнение»

You must be logged in to post a comment Login

Свежие комментарии

Архивы

Поиск по сайту

RSS Подпишитесь на «Знамя труда»