The news is by your side.

Родиной не размениваются

Манкурты существуют не только в книгах

Широко известная в советское время песня на слова Михаила Матусовского «С чего начинается Родина?» по-прежнему близка сердцу многих его современников. Даже несмотря на то, что сегодня у каждого из них своя Родина, свои государственные символы. 

Уже выросло поколение людей, которое живет в новых исторических реалиях, которое и мыслит по-иному, и мечтает совершенно о другом, нежели их предшественники. Но есть понятия, которые не подвержены влиянию времени и политической конъюнктуры. К разряду таковых относится и отношение к Родине, к земле, на которой ты родился и вырос, к народу, частью которого ты являешься.

Действительно, Родина начинается с детства, с картинки в букваре, с верных друзей, с песни матери и весенней запевки скворца. Но все это как бы первая, еще не осознанная по-настоящему подростковая любовь. Затем наступает пора зрелости. Уже не все воспринимается так радужно, как в детстве. И картинки в букваре не вызывают восторга, и напевы матери не слышны, и друзья уже вовсе не друзья, а просто давние знакомые.

В этот период, мне кажется, каждый начинает переосмысливать свое отношение к окружающему. У человека формируются новые взгляды на вещи и явления. Кто-то в поисках лучшей доли перебирается «за бугор», к цивильной жизни. Наверное, их тоже можно понять: жизнь дается один раз, и хочется прожить ее красиво, в свое удовольствие.

Но ведь уезжают немногие. Да и те, кто уехал, тоскуют по родным местам, как тоскуют по горькому запаху полыни в благополучной Германии семейства Гинтеров, Гаммелей и Шарфов, покинувшие Южный Казахстан на первой волне массовой миграции. Многие из них до сих пор своим родным языком считают казахский и зачастую общаются между собой на нем. В их домах всегда слышна казахская музыка, на почетном месте висит домбра, а к празднику обязательно накрывается дастархан с баурсаками и бесбармаком, старшие облачаются в чапаны и камзолы.

«Когда я начинаю тосковать по Казахстану, то сразу сажусь в машину и еду в гости к своим казахам, чтобы наговориться от души», — признается с грустью Яков Гинтер. Не изменили своей привычке Гинтеры и в нынешнем году. Этим летом они посетили друзей, живущих в Таразе и Шымкенте, с радостью прошлись по знакомым местам, от души пообщались с бывшими соотечественниками. Да и принимающей стороне было приятно видеть, с каким душевным трепетом относятся гости ко всему, что их связывало долгие годы с этой землей и ее людьми.

А какое трогательное письмо пришло недавно в редакцию нашей газеты из Беларуси! Его автор Раиса Литвинович, наша бывшая землячка, с теплотой вспоминает годы проживания в Джамбуле. «Глядя с вершины прожитых лет, хочу сказать огромное спасибо и низко поклониться моему городу детства, где мне было так уютно, где окружали меня чудесные люди», — пишет она.

И досадно становится оттого, что у некоторых наших земляков, живущих сегодня рядом, притупилось чувство — не говоря уже любви — уважительного отношения к тому, что принято обозначать понятиями «Родина», «патриотизм». Нередко в СМИ проскакивает информация о том, что где-то использовали истрепавшийся государственный флаг в хозяйственных целях, что чиновники в отдельных госструктурах пренебрежительно относятся к государственному языку. Есть факты и явления, которые не иначе как кощунством и предательством не назовешь. Причем действующие лица не пришельцы со стороны. Они выросли среди нас, в нашей среде. Но мыслят, словно чужие. И, видимо, невдомек им самим, что они делают.

Недавно, в канун Дня Конституции страны, довелось мне ехать в автобусе внутригородского маршрута № 12. За рулем находился молодой смуглолицый человек, кондукторша тоже из местных. Казалось бы, ничего необычного. Но что это?! В кабине водителя на видном месте был установлен флажок. Не казахстанский — российский. Конечно, никто не может запретить человеку выражать свои симпатии, так же как и антипатии к кому-либо или к какой-либо стране. Но в любом обществе обязательно существуют нормы и неписаные правила, которых следует придерживаться. Одно дело, если бы этот флажок красовался в салоне личного автомобиля водителя. Но управлял-то он общественным транспортом. А это уже, как говорится, другая статья. Своим поступком, как мне думается, он оскорбил патриотические чувства граждан, находящихся в автобусе.

Не так давно общественность была шокирована высказываниями некоего Е. Тайчибекова в интервью одному из российских сайтов. Молодой казахстанский предприниматель, уроженец Кордайского района нашей области, на полном серьезе заявил о том, что Казахстан должен стать губернией России. Что это — игра на публику, больное воображение? Или новое проявление манкуртизма?

Бредовые речи относительно истории Казахстана, его роли и места в современном мире то и дело звучат из уст некоторых российских политиков. Затем они пытаются оправдаться, что их не так поняли, что журналисты вырвали их слова из контекста. Но если подобные выпады случаются не раз и не два, а становятся правилом, то, видимо, за этим стоит что-то серьезное. Вот уже и господин Путин, вторя Жириновскому, на молодежном форуме во всеуслышание заявляет о том, что до 1991 года у казахов не было государственности. Иными словами — Родины.

Признаться, меня, как и многих моих соотечественников, шокировало это высказывание главы государства, с которым у нас установлены давние дружеские связи и с которым мы собираемся строить будущее всего Евразийского континента.

Что касается своих доморощенных жириновских и прочих, то Бог им судья. Люди, не дорожащие родной землей, исторической памятью народа, пренебрегающие заветами предков, всегда были изгоями и кончали плохо.

Радует то, что за годы независимости у нас выросло новое поколение — свободное и гордое. Для него дороги такие понятия, как родной очаг, шанырак, родная земля, память предков. Они поют новые песни. Но в них тоже есть слова о любви к матери, к бескрайним степям и высоким горам, ко всему тому, что объединяется одним емким словом — Родина.

Кукен ОРШАБЕКОВ,
Сауле СЕЙДАХМЕТОВА (фото)

Комментарии закрыты.