The news is by your side.

С нуля. Как начать своё дело без больших кредитов

Как начать своё дело без больших кредитов

В Казахстане по официальным данным на начало 2022 года было зарегистрировано 1694672 субъекта малого и среднего бизнеса. По их количеству лидируют Алматы и Алматинская область (295861 и 150000 субъектов соответственно), Астана (191109), Туркестанская область (149383). Наш регион занимает далеко не последнее место в этом списке — 87108. Показатели неплохие, но следует, конечно, учитывать и направление деятельности малого и среднего бизнеса, поскольку большая его часть задействована в сфере услуг, ведь именно там происходит самый быстрый оборот средств.

Сегодня мы расскажем о том, как можно организовать собственный, пусть и небольшой, но стабильно действующий бизнес исключительно собственными усилиями. Думаете, это невозможно, если речь идет не о торговле пирожками и домашними солениями? Возможно, если для этого нужно отказаться от праздного времяпрепровождения и лишних трат. И вкалывать круглые сутки, не забывая при этом о качестве выполняемой работы. Все это — о двух индивидуальных предпринимателях, создавших собственный цех по ремонту, восстановлению блоков головок цилиндров двигателей внутреннего сгорания, братьях Дмитрии и Константине Ким.

— С делом мы определились сразу, когда по получении образования встал вопрос — кем быть? — рассказывает Дмитрий. — С одной стороны, перед глазами был пример отца, который умел разбираться в любой технике, починить, собрать-разобрать любой механизм, тот же двигатель. То есть рабочая специальность, если она востребованная, может кормить всю жизнь. С другой стороны, самостоятельная работа позволяет выбирать режим и направление работы, распоряжаться заработанными средствами и так далее. Само направление деятельности определили быстро. У нас основной рынок автотранспорта — вторичный. То есть те авто, что отработали гарантийный срок где-то в Европе, продаются в третьи страны, и, соответственно, количество машин, которым требуются техобслуживание и ремонт, постоянно растет. Если вспомнить, сколько автомобилей было на улицах Тараза 30 и 20 лет назад, то станет ясно, что такой бизнес, как техобслуживание, всегда будет иметь огромную клиентскую базу. Но ведь мы не одни такие умные. В этой сфере — жесткая конкуренция, сами видите, сколько станций и пунктов техобслуживания в городе. Значит, нужно сосредоточить внимание на какой-то особо сложной проблеме, с которой постоянно сталкиваются автовладельцы, которая трудно решаема. Но чтобы начать какое-то дело, нужны опыт и собственные наработки, а в теории это трудно, так что мы начали работу с не сложных, но постоянно нужных операций. В 2005 году арендовали гараж в микрорайоне и занялись заменой масел и прочих технических жидкостей в авто.

Период накопления опыта и зарабатывания стартовых средств у братьев занял несколько лет. Как бы ни было трудно, но они выбрали принцип накопления такой — 70 процентов заработанного откладывали на депозит. То есть создали собственный мини-инвестиционный фонд. Но на что жить-то, спросите вы, при таком раскладе? А это решалось с помощью интенсивности труда и рабочего дня, порой доходившего до 12-14 часов. Братья брались (и берутся) за любой заказ. Разумеется, за это приходилось платить отсутствием свободного времени, зато и долгов перед банками как не было, так и нет.

— Втянулись мы в такой ритм, несмотря на его тяжесть, быстро, наверное, еще и потому, что выросли в частном доме, где были и сад, и огород, и все время находилась какая-то работа, — вспоминает Константин. — В детстве даже и подумать не могли, что родительский дом и участок в шесть соток со временем будут заняты нашим новым цехом. На улице Ат-Тарази, недалеко от базара, место оказалось удобное для создания собственного предприятия.

Сейчас здесь стоит солидное, высотой с трехэтажный дом, сооружение, вмещающее в себя все оборудование цеха, а также вспомогательные технические службы, зону отдыха и столовую. Внутри есть и автостоянка. Помещения расположены в два уровня, хорошая вентиляция и отопление. В момент моего визита на улице было минус 10, а в боксах — плюс двадцать.

— Все начинается в приемной, — поясняет Константин. — Это не кабинет с секретаршей и факсом (прекрасно обходимся без этого), а помещение, куда приходят заказчики, приносят то, что нуждается в ремонте, и регистрируются. После первичного осмотра блоков головок двигателей называем сроки проведения работ. Даже сейчас, зимой, когда активность падает, заказы поступают каждый день.

После этого блок — здоровенная железяка — поступает в первый бокс, где проводят опрессовку, то есть проверяют на наличие микротрещин. Есть ведь и такие горе-водители, что ухитряются ездить с полностью вытекшей из системы охлаждающей жидкостью, отчего двигатель покрывается сетью трещин и годится только на металлолом. После опрессовки, объясняет Константин, производятся разбор блока и притирка клапанов. В общей сложности работа проходит в девять этапов, трещины ликвидируются, и двигатель в результате работает почти как новый.

— А если клиент вернется через пару дней с претензиями? — спрашиваю.

— На свою работу мы даем год гарантии, — отвечает Константин.

Сегодня цех выглядит вполне современным предприятием, одна аргоновая сварка чего стоит.

Но в 2000-е годы до этого было еще далеко. В арендуемом гараже братья по мере наработки опыта осваивали разные специальности, нарабатывали клиентуру.

— Создать собственный бизнес при существующих законах в Казахстане несложно, — говорит Дмитрий. — Индивидуальным предпринимателем может стать любой гражданин, если у него есть хоть минимум элементарных знаний. Налоговая нагрузка тоже невелика. Работать можно, было бы желание. Вот вопрос с клиентурой уже сложнее. Город у нас маленький, и любая заработанная тобой репутация (хорошая или плохая) в считанные недели становится широко известной. Водители — это особый народ, в их среде любая информация расходится быстро, так что надо держать марку. Вот простой пример, когда можно погореть, вроде бы и не обманывая клиента. Пригоняет к тебе клиент только что купленное авто, которое он оценил на вид, да еще проехал на нем туда-сюда. Оценил — не дымит, не скрежещет, тормоза держат, а в большем он и не разбирается. Конечно, про то, когда последний раз меняли масло и прочее, не спросил. Вот и возникает искушение, «зарядить» клиенту такой заказ — нужно, мол, поменять все: и масло в коробке переключения передач, и в двигателе, и антифриз. Как не поменять, скажем, воздушный фильтр, масляный? В гидроусилителе руля масло надо менять через каждые 20 тысяч километров в идеале… Вроде как и совесть чиста: кто его знает, когда прежний хозяин этим занимался и занимался ли? Один клиент согласится на все эти расходы, другой же отгонит машину на компьютерную диагностику, где ему скажут: ничего себе вам «зарядили»! Тут и то, и это делать не нужно, можно вообще антифриза долить — и достаточно. Вот и считай, что этого клиента ты потерял. А когда число таких «недовольных» превысит критический уровень, вдруг окажется, что ты сидишь неделями без работы. Так что с самого начала мы выбрали такой девиз — клиент не должен возвращаться с претензией.

Шли месяцы, годы, и братья «дозрели» до качественного роста бизнеса. Им стало быстрое возведение металлических ангаров, для чего потребовалось специализированное оборудование. Можно, конечно, все детали заказать в Китае, но тогда резко возрастает стоимость объекта. Один только российский станок «Радуга» по производству деталей для быстровозводимых ангаров обошелся предпринимателям в восемь миллионов тенге. Для этого им пришлось брать беспроцентный кредит у родной сестры, которая с мужем-летчиком проживает в России. В качестве первого объекта строительства выбрали ангар на участке, с которого снесли старый родительский домик. С помощью станка изготовили необходимые конструкции, а всю остальную работу сделали сами. Знакомые, узнав, во сколько же братьям обошелся ангар, восхищались (и завидовали) — как недорого! Вот только так вышло из-за трех месяцев каторжного труда. Увы, неплохой вроде старт оказался фальстартом — удалось построить на заказ только еще один ангар. Оказалось, что в нашем климате металлические помещения (без доработок) летом, несмотря на внушительные размеры, прогреваются как микроволновки, а зимой превращаются в холодильник. Свой ангар братья утеплили изнутри, так что и в морозы там вполне комфортно, и летом тоже. Тем не менее пришлось думать о том, как быть дальше.

— Проанализировали те работы, что требуются на авторынке круг­лый год, и занялись специфическим ремонтом, — продолжает рассказ Дмитрий. — В своем ангаре открыли цех по ремонту, восстановлению блоков, головок цилиндров двигателей внутреннего сгорания. Двигатели берем в работу любые — от легковушек и грузовиков, карбюраторные, инжекторные, дизельные. Как я уже говорил, большинство нашего автотранспорта — не новые машины, так что работы хватает. Но если разворачивать работу в масштабах цеха, сразу встает вопрос с кадрами. С этим у нас во всех отраслях большие проблемы. Работа у нас специфическая, откровенно говоря — грязная, так что тут не всякий захочет руки марать… Да и навык нужен хороший, иначе не только не починишь то, что клиент принес, но еще и угробишь окончательно.

Действительно, этот вопрос в нашем региональном бизнесе стоит остро.

По результатам опроса, проведенного среди бизнесменов регио­нальной палатой предпринимателей, дефицит квалифицированных кадров на местных предприятиях составляет 10 тысяч человек. Причин тому много. Низкий уровень заработных плат заставляет работников искать точки приложения сил в более благополучных регионах либо за пределами страны.

К решению этого вопроса братья подошли творчески. Нет специалистов? Подготовим сами! Если есть цех с 10 боксами и дюжиной единиц оборудования, почему бы не пригласить на рабочую практику тех же учащихся специализированного колледжа, например?

— Мы остановили свой выбор на Современном гуманитарно-техническом колледже, — рассказывает Дмитрий. — Там как раз обучались молодые люди по нужным нам специальностям — токарь и фрезеровщик. Руководство колледжа пошло нам навстречу. Мы заключили договор, и учащиеся стали проходить у нас производственную практику. Этот договор 9 декабря текущего года пролонгировала директор колледжа Фарида Накыш, и в настоящее время у нас практикуются пять учащихся. Разумеется, за проделанную работу они получают оплату, как и остальные работники. Таким образом, за пару лет мы обу­чили и подготовили собственные кадры, теперь наш коллектив насчитывает 12 человек. Это удобно со всех сторон — не надо работников вводить в курс дела, объяснять, где, что и как, ведь они с самого первого дня практические навыки получали у нас. Сразу скажу, что обу­чение начинается с азов техники безопасности, ведь все работники у нас имеют дело со станками, а это — источник повышенной опасности.

В качестве одного из примеров мне продемонстрировали, как оборудовано место сварщика, работающего с аппаратом аргоновой сварки.

— Аргон — газ для человека небе­зопасный, так что мы разработали специальное рабочее место, — показал Дмитрий. — Помните, в фильмах раньше показывали, как работали водолазы? Им через гибкий шланг подавали под воду воздух с помощью компрессора с поверхности. Мы используем ту же схему: сварщик перед началом работы надевает каску, защитные очки и герметичную маску, в нее через длинный шланг из-за пределов помещения и через фильтр подается чистый воздух. Это надежнее и безопаснее, чем использовать респиратор, и сварщик при этом утомляется меньше.

Действительно, в отделениях-боксах все продумано — и вентиляция, и освещение, и полы не скользкие. Все работы проводятся в защитном снаряжении.

— Бывают, конечно, технические загадки похлеще, чем у всяких знатоков или на «Поле чудес», — говорит Руслан Кусепов, токарь и мойщик в одном лице. — Принесут двигатель: в нем масло попадает в цилиндры. Наверняка вы видели, как едет машина, а из выхлопной трубы — шлейф как из паровоза? Вот разбираем такой движок, а в нем сальники в норме, направляющие втулки в норме, опрессовку блока цилиндров проводить смысла нет. А оказывается, стерлись поршневые кольца! Так что всяких профессиональных загадок и секретов и в нашей работе немало.

Руслан уже окончил колледж, здесь прошел практику и после службы в армии вернулся на хорошо знакомую работу. Его коллега и тезка 20-летний Руслан Абдыкаримов — тоже выпускник Современного гуманитарно-технического колледжа, по специальности — токарь-фрезеровщик, проходил практику у братьев Ким в течение четырех месяцев и уже тогда решил, что останется работать здесь.

— Коллектив у нас небольшой, но дружный и надежный, — говорит парень. — В таком сразу видно, кто чего стоит и на что способен, так что работаем все на совесть и с душой. А такое возможно, только если чувствуешь к себе соответствующее отношение.

Далеко не все бизнес-структуры, предприятия заслуживают у своих работников столь лестную оценку. Токарь-фрезеровщик Артур Дайкер не сразу выбрал профессию, но о сделанном выборе совершенно не жалеет.

— Куда пойти учиться, какую профессию выбрать, решал долго, — вспоминает Артур. — Когда попал в этот цех на практику, понял, что не ошибся. Здесь учат, как выточить любую деталь из любого металла. Почти все, что мы используем, изготавливаем здесь сами. Приятно осознавать, что умеешь то, на что не всякий спец в годах способен.

А вот Хамзат Ишутин, проходящий здесь практику (ему осталось полгода учебы в колледже), не собирается оставаться в рабочей специальности.

— Окончу учебу и отправлюсь в Алматы, поступать в вуз на IT-специалиста. У меня брат работает в Лондоне, он не просто программист, а специалист высокого уровня, хочу стать как он, — делится парень. — Когда спрашивают, а почему пошел в колледж, да еще на токаря-фрезеровщика, отвечаю: умение работать руками еще никому не мешало. Плюс здесь появились навыки работы в коллективе, возможность оценивать людей, это тоже важно. Хорошая школа жизни!

Но не только молодежь трудится здесь и получает первые трудовые навыки. Токарь-фрезеровщик и газоэлектросварщик Алексей Помольцев годится большинству коллег в отцы, ему 57 лет.

— У братьев Ким работаю уже три года. Сразу понравились и атмосфера в коллективе, и возможность поделиться опытом с молодежью, — говорит он. — Начинал я работу в Шымкенте еще в 80-е годы, на заводе «Пресс-автомат», работал фрезеровщиком до середины 90-х, потом ушел в сварщики. Это специальность непростая, много моих неосторожных коллег попортили или вовсе потеряли зрение с годами, так что молодежь учу с первого правила — не выглядывай из-за маски! Второе правило — у брака всегда есть имя. Отвечай за свою работу! А что до самой работы, то она у нас нужная и востребованная. Много старых машин, а мы их «оживляем», и они приносят пользу людям.

Все те часы, что я провел с братьями Ким, в цех приходили заказчики — привозили «больные» детали и забирали «выздоровевшие», шумели станки, хотя и не слишком громко, искрила за двойными дверями сварка, поднимался пар над ванной в опрессовочном отделении…

— Вести собственный бизнес вполне возможно, если четко представляешь, какую цель ставишь, — подводит итог Дмитрий Ким. — Налоговая система у нас теперь достаточно простая, и ставка налога небольшая, так что работать в реальном секторе экономики можно и нужно. Мы вносим свой вклад в развитие местной логистики, и надеюсь, что на этом пути еще будут новые успехи и достижения. Планы на будущее? Они есть, и когда появятся реальные результаты, поделимся ими обязательно

— Пусть у вас все получится!

Юрий ЕФИМОВ,
фото автора

Комментарии закрыты.