The news is by your side.

Сделано в Таразе

Местные предприятия учатся зарабатывать

Способностью генерировать идеи и воплощать их в жизнь отличились десятки таразцев, дерзнувшие создать совершенно новые для региона производства. Большинство их проектов вошли в Карту индустриализации, и теперь они на особом счету. Да и спрос с них тоже достаточно большой: замахнулись на нечто серьезное и отличное от того, что уже имеется, — придется вкалывать. И, как говорится, соответствовать. 

Проекты, реализованные в рамках первой и второй пятилеток программы индустриально-инновационного развития, действительно находятся в центре внимания, в том числе и прессы. Так что областное управление внутренней политики очень кстати организовало пресс-тур, предоставив журналистам и блогерам возможность самим увидеть и оценить ситуацию на предприятиях.

 

Люди света

Для компании «Энерджи-Тараз», в течение 10 лет оказывавшей услуги по электромонтажным работам, выход в сферу производства был революционным шагом. В 2010-м фирма начала выпускать компактные люминисцентные лампы. Тогдашний руководитель предприятия Курманали Баратов преду-смотрел, что потребителям нужно правильно избавляться от отслуживших срок ламп, и запустил цех по их утилизации. А в 2011 году ввел в строй завод по производству светодиодных светильников.

Этот проект вошел в госпрограмму форсированного индустриально-инновационного развития и через год вышел на стопроцентную мощность. В 2012 году продукция завода получила Гран-при на областном конкурсе «Лучшие товары Жамбылской области» и призовое место на республиканском конкурсе «Лучший товар Казахстана».

Нынче же завод, как и другие подразделения компании, вынужден сократить объемы производства. Генеральный директор ТОО «Энерджи-Тараз» Мырзагазы Баратов объясняет это снижением потребностей и уменьшением объемов заказов как по региону, так и из других областей Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, России. Из 120 работников примерно половина находится в отпусках без содержания. Заработная плата — от 60 тысяч тенге у разнорабочих до 300 тысяч тенге у инженеров.

Тем не менее менеджеры предприятия стараются расширить рынок сбыта, и речь идет не только о реализации светодиодных светильников для промышленных нужд, но и трансформаторных подстанций, о металлообработке, а также предоставлении электромонтажных услуг.

— Год только начинается, мы сейчас приступили к заключению договоров с прежними и новыми партнерами, — говорит М. Баратов. — При производственной мощности в 10 тысяч трансформаторных подстанций и 15 тысяч светильников в год пока работаем вполсилы. В зависимости от потребности заказчиков будем наращивать обороты. Кроме того, мы постоянно развиваемся, планируем в этом году приступить к выпуску сухих трансформаторов, уже отвели производственную площадь под цех.

Между прочим, трансформаторные подстанции от «Энерджи-Тараз» более конкурентоспособны, чем те же российские, поскольку комплектующие поставляются из стран Европейского союза, Южной Кореи, Турции. Есть и аналоги подешевле, так называемые бюджетные варианты — с китайской комплектацией, производятся они исключительно по желанию заказчика. Но именно с конкурентоспособной продукцией предприятие пытается осваивать рынок Российской Федерации. Правда, дается это невероятными усилиями, несмотря на договоренности между странами Евразийского союза. Впрочем, это тема для другого материала.

 

Завидуют молча

Кто бы мог подумать, что проект по производству полиэтиленовой пленки для теплиц, реализованный в июне 2015 года по программе индустриально-инновационного развития, станет по-настоящему прорывным. Да-да, именно так. Несмотря на засилье китайского пластика разнообразных видов и форм, можно утверждать, что эта зависимость вовсе не тотальная. И все благодаря маленькому заводику ТОО «Полиэтилен-Агро» с персоналом в полтора десятка человек, выпускающим уникальную продукцию объемом до 2000 тонн в год.

Чем же она уникальна? По словам исполнительного директора предприятия Нурпеиса Калдыбекова, в Казахстане это единственная компания, которая производит пленку для теплиц, парников и бахчей.

— Ее преимущество по сравнению с аналогами из Китая, России, Кореи, Турции в качестве и длине: у нас — десять метров, а у конкурентов — значительно короче, — говорит Н. Калдыбеков. — Поскольку покупатели (а 80 процентов из них — аграрии Южного Казахстана) предпочитают нашу продукцию, мы потихоньку вытесняем иностранцев с отечественного рынка. Кроме того, мы ориентируемся не только на аграриев, но и на строителей, водников, производим для них техническую пленку, нестандартные мешки для гипсокартона, газоблоков.

В прошлом году здесь произвели 232 тонны продукции стоимостью 67,9 миллиона тенге. Сырье поставляется из-за рубежа — из России, Кореи, и это пока единственная проблема, которую руководство завода пытается разрешить. Ну а пока здесь наловчились перерабатывать мешки из-под полипропилена, брак и другие отходы в полиэтиленовые нити, которые затем превращаются в драже, а после — в пленку для дорог, строительной индустрии и других производств. Она другой толщины и качества в отличие от тепличной, но тоже пользуется спросом.

 

Сам себе поставщик

Многопрофильная компания «Арайстроймаркет-2003» всегда на слуху благодаря эффектным и, разумеется, эффективным проектам. В 2013 году фирма построила в рамках государственно-частного партнерства комплекс «Инжу» с детсадом и начальной школой, который нестыдно было презентовать Главе государства Нурсултану Назарбаеву во время его рабочей поездки по региону. А в 2014 году ввела в строй мини-завод по производству алюминиевых и биметаллических радиаторов. Несмотря на приставку «мини», проект вошел в Карту индустриализации, и вовсе не случайно.

— Поначалу мы производили радиаторы только для внутреннего пользования, то есть тех объектов, которые возводит наша компания. Аналогично у нас работают цеха по производству окон и дверей, промплощадки по производству бетона и железобетонных изделий, — говорит директор ТОО «Арайстроймаркет-2003» Арман Едильбаев. — Но со временем вышли на полную мощность — 250 тысяч радиаторов в год, поставляем продукцию по Казахстану, заключили договоры с дистрибьюторами для выхода в розничную сеть. В планах выход на зарубежный рынок, и эта задача кажется осуществимой, потому что местная продукция лучше и значительно дешевле турецких и тем более китайских аналогов.

Среди заводских много молодых работников. И это показатель четкой кадровой политики в компании: обучать, трудоустраивать и всячески развивать своих специалистов. Среди них есть и люди с особыми потребностями, которым инвалидность не помешала освоить технологию производства и закрепиться на рабочих местах.

Всего в компании трудятся 220 человек. Кроме завода и других смежных подразделений сотрудники компании завершают очередной заметный объект: необычное здание бизнес-центра на улице Толе би. В нем завершаются отделочные работы, после чего здесь откроются офисы класса «А» и гостиничный комплекс.

 

Хлебное место

Предприятие «Тараз Нан» действует на базе построенного еще в 1965 году хлебозавода. Последние девять лет завод простаивал. На смену прежним частникам в 2014 году пришел опытный руководитель Закария Маймаков, ранее возглавлявший хлебозавод в микрорайоне Самал. Занялся реконструкцией печей, после чего завод обрел вторую жизнь. Здесь пекут формовой хлеб — 15 — 18 тысяч буханок в сутки, а еще сдобу — батоны, лепешки.

— Если запустим все три печи, сможем полностью закрыть потребность Тараза в хлебе, — уточняет Закария Маймаков. — Но конкуренция большая, приходится с ней считаться. Сегодня на производстве работают 38 человек, средняя зарплата — 58 тысяч тенге.

Конечно же, главный продукт в здешнем ассортименте — 600-граммовая буханка социального хлеба из муки первого сорта. Муку предприятию дают из стабилизационного фонда по 64 тенге за килограмм. Отпускная цена для покупателей и посредников, забирающих продукцию с завода, — 45 тенге. С доставкой хлебушек обходится уже в 50 тенге: по такой стоимости его берут магазины, детсады, школы, больницы и роддом.

Совсем скоро на заводе запустят линию по производству сушек-баранок и печенья. А это дополнительные восемь рабочих мест: со стабильным, пусть и небольшим, заработком и обязательным социальным пакетом.

И заводчане прекрасно осознают: их небольшое предприятие как раз из числа тех, о которых говорят: мал золотник, да дорог.

Гульжан АСАНОВА,
Виктор БАРБАШ
(фото)

Комментарии закрыты.