The news is by your side.

Сегодня, завтра и всегда. Каково жить в «умном городе»?

Каково жить в «умном городе»?

На 1 января текущего года в стране проживали 18,63 миллиона казахстанцев, что на 1,3 процента, или 236,6 тысячи человек, больше, чем в начале прошлого года. Причем сегодня доля городских жителей в общем числе казахстанцев составляет 58,5 процента. Если тенденция сохранится, то к 2050 году две трети казахстанцев будут горожанами.

При таких темпах урбанизации нагрузка, создаваемая на городские службы, вырастет кратно. А если учесть, что и сейчас специфические городские проблемы множатся, то требуются новые технологические решения для городов. Неслучайно именно сейчас стала внедряться концепция Smart city.

Как концепция Smart city применяется в Казахстане и сколько у нас сейчас «умных городов»?

 

Что это такое?

В целом и говоря просто, можно сказать, что smart city — это система, при которой ресурсы городских служб при помощи интеграции нескольких информационно-коммуникационных технологий и Интернета вещей (IT-решения) используются для эффективного управления городом и обеспечения максимальной безопасности, комфортной жизни в городской среде.

Сейчас концепция «умного города» получила очень широкое распространение и реализуется в 2500 городах мира. На сегодня в мировой практике есть два основных подхода для создания «умных городов»: либо его создание с нуля — это пока редкие случаи (Масдар-Сити (ОАЭ), Нью-Сонгдо (Южная Корея), Тяньцзинь (КНР), либо постепенное внедрение умных технологий в устоявшиеся городские системы (Амстердам, Лондон, Стокгольм, Фуджисава и другие).

 

Masdar Smart City

Формирование «умного города» предусматривает внедрение эффективных технологий в такие отрасли, как государственные услуги, управление транспортной сетью, рациональное использование природных ресурсов, здравоохранение, образование, инновационные сельское хозяйство и утилизация отходов.

По уже существующим стандартам «умный город» должен охватывать следующие направления развития: умная среда (природные ресурсы); умные люди (социальный и человеческий капитал); умный образ жизни (качество жизни); умная экономика (конкурентоспособность); умная мобильность (транспорт и ИКТ); умное управление (участие граждан).

 

В Казахстане

В идеале главная забота Smart сity — житель и его потребности. Повышать эффективность работы городских служб и внед­рять умные технологии в Казахстане в первую очередь начали в пяти крупных городах — Smart Astana, Smart Karaganda, Smart Ontystuk (Шымкент), Smart Almaty, Smart Aktobe. Постепенно перешли к реализации проектов и во всех остальных областях Казахстана.

Главными исполнителями проектов в рамках данной концепции являются акиматы регионов. Основными приоритетами их работы в части развития «умного города» являются: улучшение качества жизни жителей региона; увеличение доли государственных услуг в электронной форме; вхождение регионов Казахстана в международные рейтинги smart city; стимулирование безбумажного взаимодействия в G2G, B2B и G2B-сегментах. Для оценки эффективности осуществляемых проектов были определены критерии оценки, пилотные зоны по регионам и разработаны дорожные карты.

 

Smart Astana

В 2017 году в Астане реализованы проекты видеонаблюдения и фиксации «Сергек», в котором были интегрированы более 13 тысяч камер; цифровые городские сервисы — мобильное приложение Smart Astana, которое объединяет 30 сервисов государственных и социальных служб города; чат-боты в оциальных сетях для взаимодействия жителей города и представителей бизнеса с городскими службами; Open data — портал открытых данных, предназначенный для разработчиков IT-решений. В 2018 году началось осуществление таких проектов, как внедрение блокчейн-технологий в земельных отношениях, интеллектуальная платформа, умное освещение города.

К примеру, только Единый контакт-центр iKomek 109 акимата Астаны объединяет все кол-центры коммунальных предприятий и является единой точкой контакта с жителями города, работающий в режиме 24/7. Все обращения обрабатываются и вносятся в реестр обращений жителей с присвоением регистрационного номера и далее передаются в государственные органы, коммунальные службы для решения вопроса в установленные сроки. Ежедневно на iKomek поступают более 5000 обращений, при этом операторы принимают заявки жителей со всех каналов коммуникаций. Сейчас в каталоге центра iKomek более 1570 услуг, на которые оператор может предоставить ответ с первого звонка.

Также в столице уже не первый год успешно реализуются проекты Smart-школа, Smart-поликлиника, Smart tickets, Smart payments и Smart-уличное освещение.

Основные компоненты проекта Smart-школа — система контроля и управления доступом (далее — СКУД), видеонаблюдение, е-библиотека, е-столовая и личный кабинет. Впервые введен в эксплуатацию в июне 2015 года в школе-гимназии № 3 и школе-лицее № 15. Внедрение модуля СКУД привело к полному учету учащихся при входе в здание школы, а также ограничило вход посторонним лицам.

Эффект от проекта: повышение уровня безопасности учащихся в школах до 85 процентов; предотвращение проникновения в школу посторонних лиц до 90 процентов; предупреждение нештатных ситуаций в школах до 75 процентов; автоматизация учета библиотечного фонда.

Проект масштабируется и в других школах за счет привлечения инвестиций и оказания услуги по сервисной модели.

Повышение качества медицинских услуг за счет автоматизации внутренних и внешних процессов поликлиник стала возможным благодаря проекту Smart-поликлиника. Основные компоненты проекта — информационная система, терминал самообслуживания, онлайн-запись через портал smart.astana.kz.

Впервые реализован в июне 2015 года в городской поликлинике № 4.

Реализация проекта Smart tickets в столице позволила повысить качество обслуживания населения и значительно сэкономило время на походы в кассы, обеспечив прозрачную финансовую деятельность учреждений. В качестве площадки для реализации проекта выбраны подведомственные акимату Астаны культурные и спортивные учреждения города. В 2015 году к системе Smart tickets подключены 11 культурных объектов. Сейчас проект позволяет приобрести билеты в режиме онлайн в кинотеатры, музеи, на спортивные мероприятия.

Сэкономить на энергии и грамотно управлять уличным освещением позволил проект Smart-уличное освещение. К примеру, осветительные установки оснащаются регуляторами мощности, что в итоге приводит к снижению эксплуатационных затрат на уличное освещение. Учитывая, что всего в городе 30177 ламп уличного освещения и 17542 лампы паркового освещения, — экономия весьма ощутимая. Проект Open Wi-Fi — еще один проект в рамках Smart Astana.

Работа по его реализации была начата в 2011 году. Городская сеть с открытым доступом к Интернету имеется в 26 общественных местах столицы: в сквере монумента «Байтерек», водно-зеленом бульваре «Нур жол», сквере «Круглая площадь», вдоль набережной реки Есиль, на Старой площади, в международном аэропорту Астаны, на железнодорожном вокзале и автовокзале, в Ледовом дворце «Алау», а также в ресторанах и торгово-развлекательных центрах. По подсчетам местных властей, бесплатным Интернетом в общественных местах Астаны ежедневно пользуются до 15 тысяч человек, а ежемесячно — более 300 тысяч человек.

Проект «Умный район» — это «живая лаборатория», которая концентрирует в себе известные на сегодняшний день «умные» технологии и решения. Принять участие в проекте может любой желающий. Достаточно предоставить креативное технологическое решение по одному из следующих направлений: «умное» управление, «умная» экономика, «умный» транспорт, «умная» окружающая среда, «умное» общество и «умный» образ жизни.

 

В южной столице

Не уступает столице по внедрению инноваций и Алматы. В городе для разработки «умных» технологий открыт проектный офис по цифровизации. Внедрены проекты видеофиксации, система «Oңай», платные парковки, общественной приемной — Open Almaty, центр правовых услуг.

К примеру, в рамках проекта «Комфортный город» за четыре года удалось создать более комфортные условия для проживания, работы и проведения досуга. Так, в Алматы появился «зеленый коридор» — непрерывная сеть пешеходного движения по зеленым зонам города, больше открытых общественных пространств, безбарьерная городская среда (убрали заборы и ограждения), стандартизировали дизайн городской рекламы, фасадов первых этажей зданий, перенесли воздушные инженерные коммуникации под землю, ведутся работы по дальнейшему сохранению исторического наследия, обеспечению безопасности людей. К примеру, smart parking — интеллектуальная платформа, которая позволяет быстро и легко найти свободное парковочное место, забронировать и оплатить его в один клик. Система подходит как для «умного города» в целом, так и «умных» жилищных комплексов и объектов бизнеса.

 

«Детская» услуга

Все большую популярность в Алматы обретает сервис по аренде электросамокатов. Для того чтобы арендовать транспортное средство, нужно скачать и воспользоваться мобильным приложением от компании, которой оно принадлежит. Аренда и ее оплата производятся онлайн через смартфон, поэтому мобильное устройство должно быть заряжено и иметь доступ к Интернету. Оплата начисляется за фактическое время использования.

Используются два варианта аренды: с привязкой к прокатной станции и без нее. Электросамокат можно разблокировать и заблокировать только с арендной станции; либо бесстанционно, арендный транспорт можно оставлять в любом месте. Проблема в том, что происходит загромождение самокатами тротуаров и мест для движения пешеходов.

Долгое время акимат Алматы не разрешал внедрять бесстанционную аренду, но это в прошлом. Электросамокаты могут разгоняться до 25 километров в час, удобная нескользящая платформа позволяет уверенно себя чувствовать во время движения. При наличии полного заряда вы сможете проехать 30 километров.Стоимость аренды еще год назад колебалась от 25 до 45 тенге за минуту. Но в последние месяцы в связи с наплывом туристов из России все цены на услуги (и не только) резко выросли. В таких условиях встает вопрос о целесообразности такого, пусть даже и экологически чистого транспорта. Часто стало дешевле проехать на такси.

 

Smart city в регионах

Как показала практика, реализация таких социально значимых проектов в городах страны оказывает положительное влияние на улучшение условий проживания в городской местности.

Так, смарт-технологии уличного освещения позволили на 30 процентов сократить количество энергопотребления в Астане. В Шымкенте за счет фото- и видеосъемок дорожно-транспортных происшествий сократились нарушения правил дорожного движения на 16,6 процента.

В одной только Западно-Казахстанской области по концепции Smart City реализуются более 100 проектов. Местные IT-специалисты начали с малого — запустили информационную службу iKomek: короткий номер 109 заменил сразу семь диспетчерских служб. За безопасностью городских улиц и дворов в Уральске следят около 500 камер. Проект «Безопасный двор» предполагает круглосуточную связь с правоохранительными органами — все камеры подключены к участковым пунктам полиции. На любое нарушение порядка реагируют и в Центре оперативного управления. В режиме реального времени инспекторы следят за порядком на дорогах.

Жители Уральска также активно пользуются мобильным приложением Smart Uralsk. Всего в приложении свыше 30 услуг. Прямо со смартфона можно узнать расписание железнодорожных вокзалов, автовокзала, приобрести билеты, получить информацию об общественном транспорте, автобусах, маршрутах. В электронный сервис включены порталы поликлиник и даже график досуговых мероприятий. Здесь же горожане могут отслеживать очередь за жильем и в детсад, а также искать свободные вакансии на казахстанском рынке труда.

В Костане реализация государственной программы «Цифровой Казахстан» начата с 2018 года. С тех пор там запущено 12 проектов на сумму 230 миллионов тенге. Во главе угла каждого из них —
комфорт, безопасность, эффективность городской среды.

Цифровым городом планирует стать и Жанаозен. Реализуется проект «умного города» в Акколе Акмолинской области. Внедрение технологии Smart сity позволило оптимизировать работу городских служб. Теперь работникам коммунальных служб не надо обходить квартиры для сбора показаний, данные будут отправляться автоматически.

 

Будущее — за интеллектуальными городами

В глобальном соотношении smart citi не так много. Да и создание «умного города» — не просто трудоемкий, но и технологически и финансово затратный процесс, который охватывает все слои инфраструктуры. В одном стоит не сомневаться — рост интеллектуальных городов не остановить.

Процесс неизбежен из-за тенденции роста городов и городского населения. В городах сосредоточено до 70 процентов мировой экономики. Чем больше растут эти цифры, тем сложнее становится контролировать такие крупные отрасли.

Поэтому концепция «умного города» еще долго будет актуальной. Цифровые мегаполисы приносят весомый доход в сфере развития IT-отрасли, стоимость которого через пару лет составит приблизительно 1,5 триллиона долларов.

Однако почему города не «умнеют» так долго? В мире не существует единой системы для сбора и анализа данных. Информация собирается слишком разнородными приборами — навигаторами, смартфонами, поисковыми системами.

И чаще всего огромный пласт данных просто лежит мертвым грузом — потому что неясно, как его применить и синхронизировать в рамках работы с одной платформой.

Следующая причина — отсутствие необходимых мощностей. Развитие «умных городов» требует немалых затрат и применения современного оборудования, а для хранения больших данных нужны новейшие серверы. Впрочем, все эти вопросы решаемы. В недалеком будущем smart-города станут обычным явлением.

Подготовил Юрий ЕФИМОВ

Комментарии закрыты.