The news is by your side.

Семь граней его таланта. К 110-летию Аубакира Исмаилова

К 110-летию Аубакира Исмаилова

Аубакир Исмаилов (1913-1999) — один из старейших художников Казахстана, мастер пейзажей и жанровых многофигурных композиций, народный художник Казахстана, заслуженный деятель искусств Казахской ССР, первый председатель Союза художников Казахстана. 1 мая текущего года исполнилось 110 лет со дня его рождения.

Интерес к творчеству у юного Аубакира появился благодаря матери — рукодельнице, народной мастерице. В 14 лет, в 1927 году, он поступил на учебу в Омскую одногодичную студию для казахской молодежи при Художественном училище имени М. А. Врубеля. Способности и его трудолюбие были замечены преподавателями, и он со своими картинами принял участие в первой Всеказахстанской передвижной выставке, которая была сформирована в Семипалатинске в 1928 году художниками-энтузиастами в целях художественной пропаганды среди народных масс и привлечения одаренных людей в провинциальных городах и селах. После Семипалатинска выставку погрузили на верблюдов, и оригинальный караван прошел по маршруту — Петропавловск, Карсакпай, Лениногорск — до Кызылорды. На выставку А. Исмаилов представил четыре картины, одна из них — акварель «Сарысу» — впоследствии была утеряна, но спустя годы художник восстановил ее. В Государственном музее искусств хранится акварель Аубакира Исмаилова «Передвижная выставка в ауле в 1928 году». Участие в этой выставке положило начало большому творческому пути А. Исмаилова. Он был награжден премией и получил направление на учебу в Москву.

Он писал: «Меня как родного сына учили В. Фаворский, С. Герасимов, Б. Иогансон. Три академика живописи на одного казаха-джигита. А до этого учили Г. Савицкий, А. Крутильников. Только после 60 лет я понял все величие их духовного подвига: каждый из них пытался поднять меня до уровня своего знания, умения, сознания».

Писал Аубакир Исмаилов в основном в жанре пейзажа. В названиях картин представлена география обширных степей, долин и гор республики: «Преобразованная долина Алатау» (1942), «Долина Шалкуде» (1960), «Бурабай» («Боровое»), «На просторах Жуалы», «Ущелье Чарын» (1962), «Нижний Чарын» (1962), «Новый промысел Мангышлака», «Освоение Голодной степи» (1958), «По Южно-Казахстанскому краю» (1962), «Актауская нефть» (1971), «Карьеры Джезказгана» (1977).

В своих картинах он запечатлел не только красоту природы, сохраненной в первозданном виде, но и отобразил преображенную степь, пробудившуюся в век индустриализации и покорения целины: «Преображенный родной край», «Бывшая ковыльная степь», ставшая хлебной житницей страны, «Окрыленная степь», «На просторах Казахстана».

Индустриальная страна представлена циклом графических работ тушью о трудовых буднях шахтеров Караганды — «В шахтах Караганды» (1932), «Строители Караганды» (1932), «Индустриальная Караганда» (1953) и другие. На монументальном полотне «Преобразованная долина Алатау» (1949) дымят заводские трубы, идут поезда, кипит работа на колхозных полях.

Писатель и журналист Олег Мацкевич в 1977 году в статье «Рожденное новой жизнью» писал: «Каждая новая пятилетка преображает облик казахской земли. Меняется пейзаж с детства знакомых нам мест. Лет десять тому назад старейший художник республики Аубакир Исмаилов показал на одной из выставок свою акварель, изображающую пустынный берег реки Или, коричневые скалы, нависшие над мутной водой. А сегодня он представил новую картину: Капчагайская ГЭС, выросшая на тех же берегах; рукотворное море, созданное человеком, затопило мрачные скалы».

Некоторые пейзажи монументальны, вызывают разные настроения — от сентиментальной лирики до патриотического восхищения, ведь художник посредством кисти раскрывает такие красоты нашей родины в реалиях, что захватывает дух: «Куртагай»/«Куртогай» (1955) — урочище, часть Чарынского каньона, «Джайляу у Хан-Тенгри» (1956), «Долина джейранов» и другие.

Несколько картин, созданных в историческом жанре, раскрывают героические и трагические эпизоды в истории народа, образы батыров: «Батыр Камбар» («Поединок Камбар батыра с калмыцким ханом»), «Камбар и Назым» (1932), «Казахи-ополченцы побеждают джунгар», «Кенесары на родине», «Исатай и Махамбет», «В отряд Амангельды», «Великое бедствие казахов» и другие.

В 1930-х годах он оформил немало карикатур и плакатов, работая в центральных газетах республики.

«Коркут-ата», «Абай среди друзей», триптих «Бегство Курмангазы», (1959), «Маншук Маметова» (1962), «Жамбыл среди пионеров» (1948) и другие портреты оставили для истории образы легендарных личностей прошлых и нынешних времен.

О народном композиторе XIX века Курмангазы Сагырбайулы (1818-1889/1806-1879) художник написал еще одну жанровую многофигурную картину «Курмангазы среди народных домбристов» (1986), которую можно увидеть в залах Государственного музея искусств имени А. Кастеева в Алматы. На природе, в предгорной местности сидит почтенный Курмангазы, домбрист-виртуоз, в окружении своих учеников и последователей его исполнительского искусства и музыкального творчества, среди которых заметно выделяется юная Дина Нурпеисова (1861-1955), выдающаяся исполнительница-домбристка и композитор, наследница Курмангазы, которую он посвятил в тайны своего искусства. С домброй в руках она восхищенно слушает игру учителя.

Сюжет картины донес до нас творческую дружбу народных композиторов и известных домбристов того времени, среди которых были Кокбала, Менетай, Сугурали, Шора и другие.

Несколько своих произведений Аубакир Исмаилов посвятил Жамбылу. Одно из них — жанровая картина «Юный Жамбыл у Суюмбая» (или «Жамбыл у Суюмбая») — хранится в республиканском литературно-мемориальном музее Жамбыла на его родине, в ауле Каракастек.

Акварель показывает первую встречу юного певца с его будущим учителем — приезд мальчика к знаменитому акыну Семиречья Суюмбаю (Суюнбаю) Аронулы (1815-1898). В то время его слава гремела по всему Южному Казахстану, он был известен своими айтысами и эпическими произведениями, был заступником обездоленных. Народная молва называла его «богом песни», а Мухтар Ауэзов назвал Суюмбая «золотой опорой поэтов Жетысу». На картине — на лоне природы, у юрты Суюмбая, сидят на расстеленном коврике знаменитый акын-певец, напротив него, скрестив ноги, сидит юный Жамбыл с домброй в руках, вокруг них расположились детишки, аксакал и женщины в кимешеках, ребятишки из соседних юрт, белеющих невдалеке.

Образовательная жизнь А. Исмаилова также была насыщенной. С конца 1929 года по направлению учился в высшем художественно-техническом институте, по другим данным, в Московском художественном училище «Памяти 1905 года», где получил высшее специальное образование. В 1930 году учился на графическом факультете Московского полиграфического института. Позже поступил и на режиссерский факультет ГИТИСа (Москва, 1938). Был членом оргкомитета Союза художников СССР, принимал участие в деятельности московского объединения художников «Октябрь». А. Исмаилов оформлял плакаты и карикатуры в казахстанских газетах по принципу «Окон РОСТА». Опыт организаторской работы он применил и на родине — в 1933 году создал первую творческую организацию «Союз художников Казахстана», в которой стал первым председателем. Он приложил много сил для становления и развития изобразительного искусства республики.

Кинематографический опыт Аубакир Исмаилов приобрел еще в студенческие годы в Москве, когда снимался в массовках первого звукового художественного фильма «Путевка в жизнь» (1931). В его активе более 30 ролей в казахских и российских фильмах.

Он также был актером второго плана и массовок, снявшись в таких фильмах, как «Наш милый доктор» (1957) и «Ангел в тюбетейке» (1968) Шакена Айманова, «Кыз-Жибек» Султана Ходжикова (1970), «Синий Маршрут» по сценарию Олжаса Сулейменова (1068), «Однажды и навсегда» Азербайжана Мамбетова, «Возвращение на землю» Мажита Бегалина (1959), «Ожидание», «В те дни» (1970), «Горизонты» (1972) и других.

Аубакир Исмаилов является первым профессиональным режиссером-постановщиком среди казахов. Получив художественное образование, он решил овладеть профессией театрального режиссера и едет в Москву поступать в ГИТИС. Работал режиссером и художником-постановщиком в Казахском драматическом театра имени М. Ауэзова (1938-1943), поставил там спектакли «Айман-Шолпан», «Исатай-Махамбет» (1938), «Отелло» (1939), «Козы-Корпеш и Баян Сулу» (1943) и другие.

Затем в Казахском театре юного зрителя осуществил постановки пьес «Ковер Жомарта» (1945), «Хозяйка гостиницы» (1947 год) и других. Занимаясь театральной деятельностью, он продолжал активно писать картины и участвовать в различных творческих выставках по Союзу и республике.

Талант А. Исмаилова проявился и в танцевальном искусстве. Он, танцор и хореограф, был участником фольклорной экспедиции в группе композитора-исследователя Ахмета Жубанова. Как художник, А. Исмаилов зарисовывал народные игры, обряды, впоследствии его зарисовки были использованы при составлении движений и поз народных танцев. Здесь он проявил себя как этнограф, фольклорист. В 1961 году с известным танцором и балетмейстером Дауреном Абировым написал и издал энциклопедию казахских танцев, в которой приведены зарисовки движений художника. К 100-летию Аубакира Исмаилова был издан «Альбом танцев» (автор и составитель Айым Исмаилова, внучка художника).

В 1939 году Аубакир Исмаилов организовал ансамбль народного танца при Казахской филармонии и первым исполнил мужской народный танец на сцене. Он дважды руководил танцевальными постановками на Всесоюзном смотре трудовых резервов в Москве, принимал участие в Декаде литературы и искусства Казахстана в Москве (1958).

Великолепно играл на домбре, пианино, гитаре, гармони, виртуозно исполнял кюи. Во многих сферах творчества он был первооткрывателем и внес значительный вклад в казахское искусство.

Фатима ОРАЗБЕКОВА,
педагог-ветеран Таразского регионального университета имени М. Х. Дулати,
член Союза журналистов Казахстана

 

Комментарии закрыты.