The news is by your side.

Сервис от полиции. Как реализуется новый проект в регионе

Как реализуется новый проект в регионе

С декабря 2020 года в Казахстане во взаимодействии с центром исследования правовой политики и при финансовой поддержке Евросоюза реализуется проект по формированию сервисной модели работы полиции. Он кардинально отличается от других проектов, поскольку направлен на оптимизацию рабочих процессов сотрудников местной полицейской службы (МПС), выстраивание эффективной системы управления, установление диалога полиции и общества.

Именно с подразделений МПС Президент страны Касым-Жомарт Токаев и поручил начать реформу полиции. О том, как проект внедряется в Жамбылской области, «Знаменке» рассказали в пресс-службе департамента полиции.

— Расскажите о сервисной модели работы полиции.

— Сервисная полиция — это подход к полицейской деятельности, согласно которому стратегия службы направлена на оказание качественных услуг населению и решение проблем безопасности в партнерстве с обществом. Основными направлениями в развитии сервисной модели являются профилактика преступлений и правонарушений, шаговая доступность, нацеленная на максимальное облегчение гражданам доступа к полиции. Это включает в себя оптимальную дислокацию участковых пунктов, мобильных постов, повышение оперативности реагирования, а также применение цифровых технологий. И самое главное — это тесное сотрудничество с населением.

Президентом определены три основных вектора в развитии сервисной модели. Первое — шаговая доступность, нацеленная на максимальное облегчение гражданам доступа к полиции. Второе — профилактика правонарушений путем свое­временного устранения потенциальных угроз, где ключевая роль отведена участковым инспекторам полиции. Третье — тесное партнерство с населе­нием, поскольку проблемы обеспечения безопасности в большей степени имеют местное значение и эффективно решать их возможно только при активном содействии местного сообщества.

Как подчеркнул глава МВД Марат Ахметжанов, сервисная модель будет способствовать повышению качества работы полиции на местах и более эффективному достижению целей в рамках поставленных задач по реформированию органов внутренних дел.

— Чем она отличается от обычной работы полиции?

— Ключевые отличия между традиционным и сервисным подходами в организации деятельности полиции следующие. В традиционной модели приоритет полиции — борьба с преступностью. Фокус внимания сконцентрирован на правонарушителях, а критериями оценки являются данные правовой статистики. Со здоровой частью общества полиция взаимодействует в основном тогда, когда граждане становятся потерпевшей стороной в преступлении. То есть население минимально вовлечено в процесс профилактики правонарушений и выработку решений проблем безопасности.

В сервисной же модели главная миссия состоит в обеспечении безопасности и профилактике правонарушений.

Задачи сервисной полиции — пресекать правонарушения, быть готовыми оказывать помощь и устанавливать доверительные отношения с населением, чтобы сообща решать проблемы безопасности.

— Как эта модель внедряется в нашей области?

— Распоряжением акима Жамбылской области в 2021 году создана мобильная группа по обеспечению безопасности на базе акимата области совместно с Министерством внутренних дел Республики Казахстан и Офисом программ ОБСЕ в Астане. В ее состав вошли представители органов внутренних дел, прокуратуры, здравоохранения, образования, социальной защиты населения, местного исполнительного органа (акимата), а также общественности.

Основная цель мобильной группы — вовлечение общественности и местных государственных органов в выработку новых подходов и решений по поддержанию правопорядка и законности на конкретных территориях, принятие мер по устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений и иных противоправных деяний.

Мобильная группа функционирует при местном исполнительном органе области и города республиканского значения с местом дислокации на закрепленной территории (определенного района), изучает проблемы безопасности с дальнейшей выработкой рекомендаций по их устранению.

В рамках реализации Концепции «Слышащее государство» руководство департамента полиции Жамбылской области на постоянной основе проводит прием граждан. За два месяца текущего года на прием к руководству ДП обратились 48 граждан, а на прием к руководству районных отделов полиции — 356 жителей области.

Такие встречи важны для выявления и решения актуальных проблем, разъяснения норм действующего законодательства, реформы деятельности органов внутренних дел, в частности, внедрения принципа «шаговой доступности», трехзвенной модели уголовного процесса. Граждане приходят с вопросами, решение которых не входит в компетенцию департамента полиции. Важно выслушать каждого заявителя, поэтому в таких случаях предлагается правовая консультация.

Все больше людей обращаются в подразделения полиции области. Это служит показателем доверия граждан.

— Насколько мы готовы к сервисной полиции технически?

— Новый проект хорошо вписывается в Концепцию «Слышащее государство», в рамках реализации которой у нас проводится планомерная работа по внедрению и развитию цифровых инноваций.

Парк служебных автомобилей департамента полиции в 2022 году пополнился 108 автомобилями. Ведется поэтапное обновление автопарка.

Автомобили оснащены современным оборудованием, имеются звукоусилительная установка и рация. Специалисты централизованно контролируют, в каком направлении движутся машины по системе GPS.

Обновление парка служебных автомобилей департамента полиции — только часть масштабного комплекса мер, принимаемых государством для постоянного повышения качества работы.

Так, на улицах города Тараза установлены специальные устройства, которые предназначены для передачи тревожного сигнала и экстренного вызова полиции в случае возникновения противоправных действий либо чрезвычайных ситуаций. Граждане имеют возможность при нажатии на кнопку данного устройства практически мгновенно связаться с сотрудником центра оперативного управления. С помощью встроенной видеокамеры обеспечивается видеосъемка. Все данные фиксируются системой автоматически. Такое новшество позволит оперативно реагировать на все обращения граждан. На сегодняшний день установлены 10 тревожных кнопок SOS для экстренного вызова полиции в местах скопления людей.

Кроме того, установлены и функционируют три стационарных поста полиции нового образца на территории историко-культурного комплекс «Көне Тараз», парка «Жеңіс» имени Бауыржана Момышулы, этно-исторического комплекса «Тектурмас». Посты оснащены всем необходимым для того, чтобы сотрудники полиции могли нести в них службу. Стационарные пунк­ты полиции представляют собой модули, оборудованные системой внешнего видеонаблюдения с выводом на центр оперативного управления. Полицейские стационарного поста имеют доступ к базе данных и обеспечены средствами связи. В случае получения тревожного сигнала о происшествии или обращения граждан на стационарный пост полицейские немедленно вызывают автопатруль. Данные посты функционируют круглосуточно.

Также в целях обеспечения безопасности граждан и охраны общественного порядка в ЦОУ в круглосуточном режиме анализируется информация со всех камер видеонаблюдения, установленных на улицах города, в районах и на трассах областного и республиканского значения, проводится работа по профилактике правонарушений.

По области выведены в ЦОУ управления полиции Тараза 2846 камер видео­наблюдения, 210 из них установлены на территории областного центра, 2280 камер «облачного видеонаблюдения» АО «Казахтелеком» и другие.

По проекту «Безопасный город» в рамках государственно-частного партнерства на территории города установлены и смонтированы 1250 камер видео­наблюдения, проводятся пусконаладочные работы.

Кроме того, для обеспечения безопасности учащихся реализуется проект по выводу на видеостену центра оперативного управления системы видеонаб­людения средних общеобразовательных школ города.

Эта техническая программа установлена для улучшения общественной безопасности и осуществляет видеоконтроль за обстановкой на территории учебных заведений. Все 443 школы и 438 дошкольных учреждений области обеспечены видеокамерами, проводится работа по выведению их изображений в ЦОУ.

На автодорогах областного центра установлено 68 аппаратно-программных комплексов «Автоураган», вместе несут службу 10 мобильных комплексов «Аркан». Кроме того, в регионе заработали 48 систем «Сергек», по городу установлено три интеллектуальных перекрестка «Интегра-КДД».

Вместе с тем в 2022 году на аварийно-опасных участках автодорог респуб­ликанского и областного значения проведены установка и монтаж дополнительно еще 12 аппаратно-программных комплексов «Автоураган» в целях предотвращения дорожно-транспортных происшествий и правонарушений в сфере дорожной безопасности.

Для обеспечения безопасности дорожного движения на республиканской и областной трассах приобретены и установлены на служебные автомобили 10 мобильных комплексов «АвтоСканАр» на примере опыта США по внедрению бесконтактных методов надзора и конт­роля за охраной общественного порядка и дорожным движением.

В рамках сервисной модели проекта «Цифровой полицейский» сотрудники полиции оснащены всей необходимой материально технической базой: радио­станциями, автомобильными видеорегистраторами, носимыми видеорегистраторами, компьютерной техникой, мобильными планшетами, термопринтерами, спецтехникой, автотранспортом и так далее.

— Что изменится в работе полицейских служб, в каких именно подразделениях произойдут изменения?

— Ключевая роль в сервисной модели отведена участковому инспектору полиции. До недавних пор она сводилась к индивидуально-профилактической работе. Теперь он наделен правом внесения представлений об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений. Расширена компетенция участковых по рассмотрению четырех дополнительных административных правонарушений: «Нахождение несовершеннолетних в развлекательных заведениях в ночное время», «Нарушение запрета потребления табачных изделий», «Нарушение административного надзора», «Создание препятствий для движения транспортных средств». Прорабатывают вопросы штатного укрепления этой службы. За каждым сельским участковым инспектором полиции закрепляется помощник, статус которого закреплен законодательно. И самое главное, работа участкового с гражданским сообществом теперь ориентирована на открытость и подотчетность. Внедрены ежеквартальные отчеты перед населением.

Также взаимосвязь полиции с населением укрепляется посредством интер­активных коммуникаций. Участковые инспекторы на связи с населением все 24 часа, находясь онлайн в общедомовых чатах популярных мессенджеров.

С целью создания комфортных условий для граждан пересматривают дислокацию участковых пунктов и границы их обслуживания. Совместно с акиматами принимаются меры по строительству участковых пунктов, в том числе сов­мещенных с жильем, в сельской местности, а также выделению помещений в новых жилых комплексах в городах.

В 2022 году на территории области были открыты пять участковых пунктов полиции. Запланировано открытие дополнительных пунктов. Работа в этом направлении проводится для укрепления общественного порядка и безопасности, а также для удобства граждан.

Айгуль МАХМУДОВА

Комментарии закрыты.