- Likes
- Followers
- Subscribers
- Followers
- Posts
Шедевр казахской оперы. К 110-летию со дня рождения Мукана Тулебаева
К 110-летию со дня рождения Мукана Тулебаева
«… Оперу «Биржан и Сара» по праву можно назвать выдающимся достижением современной казахской музыки, первой оригинальной казахской оперой, написанной национальным композитором».
Евгений Брусиловский
Мукан Тулебаев (1913-1960) — первый национальный композитор-классик, один из авторов первого Гимна Республики Казахстан (1947), написал знаменитую оперу «Биржан и Сара», сюиты и кантаты, симфонические произведения и инструментальные пьесы, более 50 песен и романсов, всего создал более 100 музыкальных произведений. 13 марта этого года ему исполнилось бы 110 лет.
Музыкальный памятник
Работу над оперой «Биржан и Сара» композитор начал в 1942 году, вернувшись с учебы в Московской консерватории имени П. И. Чайковского, прерванной войной. Жил он тогда в холодном общежитии Алма-Атинского музыкального училища. В трудных житейских условиях рождалась опера о любви знаменитых в XIX веке поэтов-певцов, мастеров айтыса. Дипломной работой будущего композитора стал первый акт оперы «Биржан и Сара». Над оперой он работал около двух лет, но впоследствии продолжал совершенствовать музыку и сделал несколько вариантов.
Один из лучших исполнителей роли Биржана, народный артист Казахстана Байгали Досымжанов, гордился тем, что именно ему предназначалась композитором партия Биржана. Еще в процессе завершения оперы Мукан Тулебаев дал ему собственноручно написанные простым карандашом ноты двух центральных партий Биржана, напевал ему и объяснял характер образа акына-певца. Эти авторские рукописи первого национального композитора-классика Б. Досымжанов хранил как дорогую реликвию.
В статье «Слово о друге» он вспоминает, как композитор представил свою оперу художественному совету оперного театра. Он сам спел ее в сопровождении концертмейстера и только две арии Биржана спел Байгали Досымжанов. Первоначально опера была названа «Биржан», и это название было проставлено автором на титульном листе партитуры. В ходе обсуждения оперы для принятия ее к постановке Куляш Байсеитова предложила назвать произведение «Биржан и Сара».
Премьера оперы в четырех действиях состоялась 7 октября 1946 года в Государственном академическом театре оперы и балета имени Абая. Первыми исполнителями стали народная артистка СССР Куляш Байсеитова и народный артист Казахстана Ануарбек Умбетбаев. Во втором составе пели Байгали Досымжанов и народная артистка Казахстана Шабал Бейсекова. Режиссером-постановщиком стал Курманбек Джандарбеков, либретто написал Кажим Жумалиев. Спектакль имел невиданный успех.
Композитор Евгений Брусиловский писал: «Автор и спектакль родились под счастливой звездой — им сразу и до конца повезло… Это был праздник казахского музыкального театра. «Биржан и Сара» сразу был благодарно принят казахской аудиторией, и каждый спектакль проходил с шумным успехом. Вчера никому неизвестный Мукан Тулебаев сразу стал знаменитостью, признанным и любимым первым казахским профессиональным композитором».
В репертуаре Куляш Байсеитовой образ Сары занимал особое место. Она вспоминала: «Это новый образ в моей сценической биографии. Она отлична от образа милой, но пассивной Жибек… Сара не так знатна, но она талантлива — она смелая, как птица, и ее сила в нескончаемых и быстрокрылых песнях. Она сама идет навстречу опасности…».
В 1949 году все участники оперы были удостоены Государственной премии СССР.
Вторая декада казахской литературы и искусства в Москве в 1958 году открылась оперой «Биржан и Сара». На сцене в главных партиях блистали Байгали Досымжанов и народная артистка СССР Роза Джаманова. Опера имела большой успех у московских зрителей и критиков. Были восторженные отзывы в центральных газетах, в частности, «Правда» написала, что «Биржан и Сара» — это опера-поэма. Именно в дни декады Мукан Тулебаев и Роза Джаманова были удостоены высокого звания «Народный артист СССР». В 1959 году клавир оперы был издан в Москве.
В 1972 году опера была поставлена на сцене Башкирского оперного театра, в 1985-м была показана в Германии во время гастролей ГАТОБ имени Абая и в Турции.
Опера «Биржан и Сара» является бессмертным музыкальным памятником любимому акыну казахского народа, другу Абая Биржану и талантливой дочери народа, поэтессе Саре.
Путь к мастерству
Мукан (Мухамедсалим) Тулебаев родился в селе Карашиган Каратальского района Талды-Курганской области. Он не окончил даже семилетку, пришлось работать в колхозе счетоводом. Потом был секретарем сельсовета. Почти до 22 лет трудился в колхозе. Интерес к искусству у него проявился в юношеские годы — он организовал кочевой самодеятельный театр «Рабочая молодежь» для рыбаков и чабанов Прибалхашья на старом теплоходике, названном «Жас қазақ», позже был участником Всеказахстанского слета народных талантов (1936), где его приметили и дали направление в Москву.
Первоначально М. Тулебаев получил образование в Капальском педучилище (по другим данным, в Алма-Атинском). В предвоенные годы по направлению поступил в казахскую студию при Московской государственной консерватории (1938), где впервые и познакомился с нотной грамотой, сначала учился на вокальном отделении (два года), потом перешел на композиционное, в класс Б. Шехтера, позднее учился у известного Р. Глиэра. В первые месяцы войны, как и многие студенты, участвовал в народном ополчении города Москвы, однако по состоянию здоровья осенью 1941 года вернулся в Алма-Ату. По возвращении работал дирижером оркестра казахских народных инструментов имени Курмангазы, одновременно брал уроки композиции у Евгения Брусиловского. В 1951 году завершил учебу в Московской консерватории (класс композитора Н. Мясковского, затем — В. Фере) и вернулся в Алма-Ату.
М. Тулебаев написал также оперу «Амангельды» (совместно с Е. Г. Брусиловским, 1945), были и незавершенные произведения.
Певец Байгали Досымжанов вспоминал: «Помню, как он пригласил меня и предложил спеть входную арию Козы из новой оперы «Козы-Корпеш и Баян-Сулу», разработанную на основе песни «Сырымбет». Это была эффектная ария, но, к сожалению, композитору не суждено было завершить оперу».
Незавершенными остались и оперы «Нияз и Раушан» на либретто И. Есенберлина, «Песня дружбы» (или «Ибрай Алтынсарин»), начата партитура оперы «Айдар».
Композитор написал и другие крупные музыкальные произведения, в том числе кантату «Огни коммунизма» — вокально-инструментальное произведение для солистов, хора и оркестра на слова Н. Шакенова. Хорошие отзывы о ней были даны в газете «Правда» и журнале «Советская музыка». Она очень нравилась его друзьям. А французский писатель Ромен Роллан написал: «… В кантате «Огни коммунизма» Мукана Тулебаева я вижу неповторимую красоту в этом цветении прекрасных и здоровых мелодий, которые украшают степь…».
Его симфоническая поэма «Казахстан» — масштабная и патриотичная, выражающая народное торжество. Одно из его поэтичных произведений — «Поэма» («Романс») для скрипки и фортепиано. За кантату «Огни коммунизма» и симфоническую «Поэму» М. Тулебаеву в 1953 году присуждена Республиканская премия имени Жамбыла.
На торжественных концертах часто звучит «Танец» — один из популярных фрагментов оперы «Биржан и Сара».
У Мукана Тулебаева немало красивых лирических песен, полюбившихся народу: «Бақыт вальсі», «Тамаша», «Келші, Сәулем», «Жылқышы әні», «Тос мені, тос», «Жастар вальсі» и многие другие. Писал он также музыку к спектаклям драматических театров и кинофильмам.
Мукан Тулебаев был директором ГАТОБ имени Абая, преподавал в Казахской консерватории имени Курмангазы, дважды избирался на должность председателя правления Союза композиторов Казахстана, был членом правления Союза композиторов СССР, дважды избирался депутатом Верховного Совета Казахской ССР.
В памяти друзей
Коллеги отмечали трудолюбие композитора, он постоянно совершенствовал крупные музыкальные произведения, переделывая отдельные части, и любил повторять: «Чтобы писать оперу, нужны огромное терпение и усидчивость. Иначе не то, что оперу, песни не сочинишь».
Он был любимым учеником Евгения Брусиловского, который говорил друзьям: «Наш Мукаш станет настоящим композитором». Тихон Хренников называл его «казахским Чайковским».
К 50-летию композитора, дирижера и педагога академик Ахмет Жубанов написал брошюру «Мукан Тулебаев» (1963), к 70-летию его друзья-композиторы, музыковеды, поэты и ученики издали сборник очерков и воспоминаний «Свет души» (1983) со вступительной статьей Еркегали Рахмадиева, а также полное собрание сочинений композитора.
Байгали Досымжанов вспоминал: «Я преклоняюсь перед памятью Мукана Тулебаева, выдающегося композитора и музыканта. Незабываемы его оптимизм, любовь к людям. Он умел шутить, веселиться, спорить. Каждое новое произведение Мукан обязательно показывал друзьям, особенно будущим исполнителям. … Облик моего большого друга стоит перед глазами так явственно, как будто он живой. Это был выдающийся художник, человек замечательной души, глубокой внутренней правды. Он очаровывал своей высокой культурой и исключительным талантом».
Беспощадная болезнь укоротила творческую жизнь Мукана Тулебаева, но и то, что он успел создать, вошло в историю и Золотой фонд казахской культуры.
Народный артист Казахстана, оперный певец и режиссер Канабек Байсеитов в своих воспоминаниях писал: «Мукан прожил короткую жизнь, всего сорок шесть лет, а успел создать ряд талантливейших произведений, завоевавших всеобщее признание. …Хотя и написал мало, они получили высокую оценку зрителей, общественности и критики. Вся его жизнь похожа на прекрасную песню, которая внезапно оборвалась, осталась недопетой, песню, которую, услышав однажды, невозможно больше забыть».
Фатима ОРАЗБЕКОВА,
педагог-ветеран
Таразского регионального университета имени М. Х. Дулати,
член Союза журналистов Казахстана
Комментарии закрыты.