The news is by your side.

Широкое поле деятельности. Ликвидировать административные барьеры, искоренить бюрократию

Ликвидировать административные барьеры, искоренить бюрократию

Одной из основных задач департамента Агентства РК по делам государственной службы по Жамбылской области является координация деятельности территориальных подразделений центральных госорганов и местных исполнительных органов, учреждений и организаций в вопросах соблюдения законодательства о госслужбе и госуслугах.

О работе департамента по делам госслужбы, его функциях наша беседа с руководителем ведомства Шакиром Сұлтанханом.

— Не так давно Глава государства Касым-Жомарт Токаев подписал Указ «О мерах по дебюрократизации деятельности государственного аппарата», предусматривающий повышение самостоятельности и персональной ответственности руководителей госорганов. Можете подробнее прокомментировать этот документ?

— Прежде всего отмечу, что ключевыми принципами дебюрократизации определены приоритет сущности над формой, цифровизация по умолчанию, управленческая ответственность, непрерывное совершенствование, оптимальность регламентации. Указом предусмот­рен комплекс системных и прикладных мер, реализация которых ускорит процесс принятия решений в госаппарате, повысит самостоятельность и персональную ответственность первых руководителей госорганов, сократит объемы документооборота и отчетности.

Важнейшее значение в работе по дебюрократизации имеют цифровая трансформация и системный реинжиниринг всех сфер гос­управления. Основным бенефициаром, получателем результата, станут рядовые граждане. Кроме этого, меры, заложенные в Указе, позволят разгрузить государственных служащих от излишних процедур, не влияющих на конечный результат, а также обеспечат нацеленность госаппарата на эффективную реализацию политических и экономических реформ Главы государства.

— Несомненно, важная роль в реализации Указа Президента возлагается на Агентство по делам государственной службы, его территориальные подразделения. Несколько слов о функциях вашего ведомства, направленных на устранение бюрократических лазеек, создающих волокиту и безответственность.

— Основные наши функции — реализация стратегий и программ в сфере государственной службы, государственной политики в вопросах оказания госуслуг в пределах своей компетенции, разработка предложений по совершенствованию нормативных правовых актов в сферах государственной службы, оценка качества оказания госуслуг и гос­контроля, контроль за качеством оказания государственных услуг.

Большое внимание уделяется консультированию госслужащих и граждан по вопросам, входящим в компетенцию департамента, оценке эффективности деятельности гос­органов в части управления персоналом и качества оказания госуслуг, оказываемых в электронной форме. Мы также участвуем в координации научно-исследовательской, учебной, издательской деятельности, взаимодействуем с другими госорганами в вопросах оказания госуслуг, в разработке предложений по совершенствованию системы оплаты труда, социально-правовой защите госслужащих.

Проводим мониторинги кад­рового состава политических и административных госслужащих, организуем тестирование, координируем деятельность госорганов по вопросам подготовки и повышения квалификации госслужащих. Словом, у нас широкое поле деятельности, направленное на совершенствование работы государственного аппарата.

С 1 января 2016 года введен в действие Закон «О государственной службе Республики Казахстан», которым определена правовая основа для перехода к карьерной модели государственной службы в Казахстане. Внедрение новой модели обеспечено за счет следующих механизмов: продвижение госслужащих осуществляется путем проведения внутренних конкурсов, низшие должности в гос­органах замещаются только посредством проведения общего конкурса. Кроме того, упразднен институт кадрового резерва корпуса «Б», ограничен институт переводов, введен институт ротации руководящего состава корпуса «Б».

— Как поступить на административную государственную службу молодым специалистам?

— Граждане, впервые поступающие или вновь поступающие на государственные должности корпуса «Б» после прекращения госслужбы, проходят следующие этапы отбора: тестирование в порядке, определенном уполномоченным органом; оценка личных качеств с получением соответствующего заключения; участие в общем конкурсе на занятие административной государственной должности корпуса «Б».

— Чем вызван конкурсный отбор граждан на государственную службу? Какие изменения произошли в механизме такого отбора?

— Конкурсный отбор обусловлен конституционным принципом равного доступа граждан Казахстана на государственную службу (статья 33, пункт 4 Конституции РК). Конкурсные процедуры в настоящее время упрощены. При участии во внутреннем конкурсе кандидату требуется предоставление лишь двух документов: заявление и послужной список.

При участии в общем конкурсе надо добавить еще один документ — диплом об образовании.

Лица, впервые поступающие на госслужбу, проходят тестирование на знание законодательства и оценку личностных качеств. В целом процедура тестирования является одним из этапов при поступлении на госслужбу. Объективность проведения тестирования обеспечивается стандартностью условий, времени, подсчета результатов, содержания тестов, а также принятием оператором письменных ограничений о недопустимости коррупционных действий.

Для лиц, не преодолевших пороговые значения, повторная сдача теперь возможна через 15 календарных дней.

Таким образом, порядок поступления на государственную службу в настоящее время максимально упрощен.

— Нередко в среде госслужащих можно услышать о деятельности системы «Е-Қызмет». Что она собой представляет?

— Интегрированная информационная система управления персоналом «Е-Қызмет» предназначена для решения первостепенных задач служб управления персоналом гос­органов, а также развития усовершенствования процессов управления персоналом.

Функционирование системы повышает производительность работы служб управления персоналом, сокращает временные и трудовые затраты на получение и актуализацию информации. Система дает полную информацию о госслужащем: персональные данные, организационные сведения о профессиональных и личностных компетенциях, образовании, квалификации, стаже, профессиональном опыте, результатах оценки и аттестации, учете прохождения обучения, сроках и тематике курсов, сведения о поощрениях, административных и дисциплинарных взысканиях.

Главная цель разработанной программы – автоматизация рабочего процесса. И его использование в первую очередь выгодно для самих госслужащих, поскольку сокращаются административные барьеры и бумажная волокита, а также время на выполнение различных операций.

— Почему День государственного служащего отмечается ежегодно именно 23 июня?

— На 57-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 20 декабря 2002 года приняли резолюцию о провозглашении 23 июня Днем государственной службы ООН и призвали государства-члены ООН определить этот день в каждой стране.

В декабре 2013 года Первый Президент Республики Казахстан — Елбасы Нурсултан Назарбаев подписал соответствующий Указ о внесении дополнений в перечень профессиональных праздников. Начиная с июня 2014 года, в Казахстане отмечают День государственного служащего.

— Привлекает внимание ваш служебный кабинет: одна стена здесь прозрачная, через нее видно проходящих мимо сотрудников. Это веление времени или дань моде?

— Главное — специалисты департамента тоже видят, чем я занят. В первую очередь офис открытого типа направлен на предупреждение коррупции, все должно быть открыто.

У концепции оpen space, то есть открытое пространство, есть и другие достоинства. Это удобство организации работы, быстрые коммуникация и обмен информацией; оптимизация расходов на аренду и ремонт помещения; выработка командного духа и сплочение коллектива; возможность отслеживать рабочий процесс: сотрудники всегда на виду; возможность быстро обсудить рабочие вопросы, не тратя время на переписку и звонки; у сотрудников здесь более высокая готовность к взаимодействию.

— И много в нашем регионе кабинетов открытого типа?

— Пока немного, но это вопрос времени. По нормам СНиП нельзя обязать госорганы переделывать кабинеты под новый формат, надо учитывать наличие несущей стены. Зато в новом формате строятся офисы цонов, к примеру. Также в Таразе возводится новое здание госоргана, где кабинеты будут уже открытыми. К слову, все новые здания госорганов и предприятий квазигосударственного сектора будут следовать концепции оpen space. Это один из факторов, благодаря которым государственный аппарат совершенствуется.

Жарылкасын НУРАЛИЕВ

Комментарии закрыты.