The news is by your side.

Сказка о благородном разбойнике. «Дубровский»: бунтарь — в каждом из нас

«Дубровский»: бунтарь — в каждом из нас

В Жамбылском областном русском драматическом театре с успехом состоялся премьерный показ спектакля «Дубровский» по пьесе Виктора Гроссмана в постановке российского режиссера, выпускницы ГИТИСа Татьяны Родиной. Вторым режиссером выступил заслуженный артист России Артур Абачараев, художником-постановщиком пьесы является Варвара Бабошина, а балетмейстером — Лия Ратия.

— В целях международного культурного обмена опытом, популяризации русской классики, духовного обогащения и нравственного воспитания молодежи Фонд поддержки русских театров за рубежом, ГИТИС тесно сотрудничают с Жамбылским областным русским драматическим театром. При поддержке Россотрудничества в Казахстане мы решили поставить пьесу «Дубровский» в оригинальном жанре — «игра в разбойники». Мы показываем всю историю пушкинского классического романа «Дубровский», увиденную глазами крепостных слуг, втянутых в ненужную им войну двух дворянских кланов — Троекурова и Дубровского. Спектакль «Дубровский» — о так называемом благородном разбойнике, о борьбе двух совершенно разных миров — хозяев и крепостных крестьян, но мы сделали эту пьесу задорной и озорной, с элементами современной музыкальной, танцевальной культуры, литературы, киноискусства, — рассказала режиссер постановки Татьяна Родина.

Напомним сюжет известного произведения. Псарь Парамошка (актер Адилет Кулмурзаев), слуга Троекурова, нагрубил барину — отцу Дубровского (актер Бекназар Избасаров), тот не стерпел и подал в суд, но от суда и сам пострадал. Троекуров (его играет актер Евгений Орлов) подкупает исполнителей закона и отнимает у соседа имение. Обида для старшего Дубровского становится роковой, он умирает. А когда приезжает сын Дубровского Владимир, то разгоревшийся вроде как местный конфликт из-за двух гордынь перерастает в большой бунт. «Лучше пожар, и имение никому не достанется», — решает Владимир и уходит, словно Робин Гуд — в Шербурский лес, в Кистеневскую рощу разбойничать. Но как-то раз разбойники грабят проезжего француза де Форжа (актер Иван Иванов), которого выписал для обучения своего маленького сына Саши барин Троекуров. Владимир Дубровский переодевается гувернером-французом и проникает в усадьбу Троекурова. Там он знакомится с его дочерью Машей (актриса Нурсулу Токтамурат), влюбляется в нее и приходит в замешательство — как дальше поступить, мстить ли Троекурову?

Точка, где закон и совесть входят в конфликт между собой, становится отправным моментом для развития всей этой истории. Под колеса несущейся неведомо куда телеги русской жизни XIX века, погоняемой самоуправством и беззаконием, попадают две молодые жизни. Лейтмотивом через всю пьесу проходит грустная тема быстро утраченной юности, прощания с детством, игры «в казаки-разбойники» и «дочки-матери», в которые в последний раз суждено сыграть Владимиру и Маше, а потом в один миг повзрослеть. Кстати, очень символично в этом смысле, что Владимира Дубровского играют сразу три актера — Тимур Романюк, Виктор Майнашев и Темур Ичиков. Такой прием отлично показывает зрителям, как в одно мгновение может измениться судьба любого человека.

Как в русских народных сказках, герои стоят у придорожного камня и выбирают свою дорогу «честного человека». И тут нет третьего пути и компромисса. Честность как часть человеческого существа неотделима от него и диктует героям трагическую прямоту поступков. Для Маши честность — это выйти замуж за старого князя Верейского (актер Анатолий Просалович), ведь она, по ее словам, «ждала до последнего» ответа Владимира, он просто не успел спасти ее от решения жестокого отца Троекурова. А для Дубровского честность — это признать свое поражение в борьбе против старого мира. Получается так, что нельзя быть благородным разбойником, разбойник — это всегда нарушитель закона и ответит по закону. Пушкин, конечно же, одиноким бунтарем Дубровским намекал на декабристов. А режиссер Татьяна Родина нашла свой ход: бунтарь сидит в каждом из нас. Недаром спектакль оканчивается такой мизансценой, где все актеры выбегают вперед и выкрикивают: «Нет, это я Дубровский!».

Так как жизнь народа неразрывно связана со сказкой, с озорным весельем, то и в спектакле «Дубровский» соединены воедино сюжеты романа Пушкина с цитатами из его знаменитых сказок. Хорош и такой режиссерский прием, где актеры говорят детские стихи-считалочки. «Вышел месяц из тумана, вынул ножик из кармана», «На золотом крыльце сидели царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной, кто ты будешь такой?». Воображение, мечта — лишь детская игра, реальная же жизнь ведет свой расчет, а кто ты будешь такой — затем для себя решает каждый зритель.

Интересная и захватывающая с первых минут игра второстепенных актеров: Марины Просалович в роли мамы-рассказчицы, Самата Махамбетова в роли бюрократа-секретаря уездного суда, Павла Иванова в роли продажного заседателя суда Шабашкина, Ольги Избасаровой в роли няни-атамана Егоровны, Ивана Иванова в роли Антона Спицына, Галины Соколовой в роли Терентьевны, Эльмиры Аккулиевой в роли смотрительницы. А также Елены Козаченко, Анны Коломейцевой, Ольги Махини в ролях девушек Троекурова.

Хотелось бы отметить прекрасную работу художника-постановщика спектакля «Дубровский» Варвары Бабошиной. Декораций и реквизита минимум, все они легкие, передвижные, несущие глубокий смысл, переданный в жанре гротеска. Например, в качестве барских карет выступают в постановке поставленные на колеса поддоны из-под овощных ящиков, плывущая над Кистеневкой луна — это блестящая декоративная тарелка в руках одной из актрис. А в качестве знаменитого дупла дуба, куда кладут записки влюбленные, в пьесе выступает скворечник в руках самого маленького актера Ратмира Майнашева в роли сына Троекурова Саши.

— Необыкновенное удовольствие я получила от просмотра «Дубровского» в новом видении российского режиссера. Замечательная хореография, простые, но прекрасные и продуманные костюмы артистов. А смысл пьесы прост — побеждает в итоге все равно любовь, будь это любовь двух молодых сердец или любовь к Отечеству, — поделилась своим мнением одна из зрительниц Татьяна Бачилова.

— Мне показалась удачным режиссерским решением игра со словами актрисы-рассказчицы в начале пьесы, «дуб» и «Дубровский», «златая цепь на дубе том». Дуб — это крепкое, сильное, твердо стоящее на земле дерево. А в конце спектакля ведь неспроста Владимир Дубровский оставляет кольцо, предназначенное Маше, в дубе, словно в знак признания твердой убежденности в своей правоте, в своих жизненных принципах, здесь о многом можно задуматься, — высказался еще один зритель — школьник Артур Баклов.

Лариса ГУБАШЕВА,
фото Юрия КИМА

Комментарии закрыты.