The news is by your side.

Социальный визит

Приоритетные сферы одобрены членами Кабмина

Жамбылскую область с рабочим визитом посетили заместитель Премьер-Министра Казахстана Гульшара Абдыкаликова и министр образования и науки Аслан Саринжипов. Они ознакомились с состоянием дел в сфере образования и здравоохранения, отметив положительные тенденции в развитии данных отраслей. 

Вице-премьер посетила современную кардиохирургическую клинику «Журек», открытую в ноябре 2013 года по линии государственно-частного партнерства. Медицинское учреждение оснащено современным оборудованием, которое позволяет оказывать высокоспециализированную медицинскую помощь населению как на платной основе, так и в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи. Клиника рассчитана на 80 коек, но пока процент заполняемости держится на уровне 20 — 30 процентов.

Гульшара Абдыкаликова побывала в областном онкологическом диспансере, построенном больше полувека назад. Здание уже давно не соответствует современным требованиям. Рассчитано на 135 коек, а количество пациентов достигает 150 человек.

— За последние три года значительно улучшилась диагностика, в результате чего на 9,6 процента повысилась выявляемость онкопатологий. Нам удалось снизить смертность от онкологических заболеваний с 98,4 до 91,3 процента, — говорит руководитель областного управления здравоохранения Салтанат Омарбекова. — Площадь диспансера не позволяет нам развернуться, а хотелось бы открыть и отделение паллиативной помощи, увеличить количество палат. Сегодня в одной палате лежат по пять — шесть человек. А строительство нового диспансера запланировано на 2015 год.

Аким области Карим Кокрекбаев и руководитель областного управления здравоохранения обратились к заместителю Премьер-Министра с просьбой рассмотреть возможность ускорить начало строительства нового диспансера. В свою очередь Гульшара Абдыкаликова пообещала оказать содействие в решении данного вопроса.

Осмотрев объекты здравоохранения, вице-премьер отметила положительные сдвиги в сфере местной медицины. Но при этом напомнила, что не стоит забывать и о дальнейшей реализации поставленных задач. Впереди очередной этап реформирования системы здравоохранения.

— Прошел первый этап реформ в данной сфере. Сегодня в медицинских организациях деньги идут за пациентами. В этом году начался второй этап — уже по поликлиникам. Мы должны больше внимания уделять вопросам скрининга, профилактики, то есть поликлиники должны быть ориентированы на это, — заключила вице-премьер.

Среди объектов, представленых Гульшаре Абдыкаликовой и Аслану Саринжипову, были и учебные заведения. Первым объектом посещения стал Таразский государственный университет имени М. Х. Дулати, где гостей ознакомили с достижениями вуза, в частности с инновационными разработками местных ученых. Среди них был и проект по производству функциональных продуктов питания на основе растительного сырья. Таблетированные молоко и крупа, порошкообразное кобылье молоко вызвали особый интерес. На прошедшем здесь же заседании обсудили вопросы грядущей автономии вузов и подготовку научных кадров.

— Первым шагом на пути к автономии станет создание наблюдательных советов, которые появятся в государственных вузах уже в этом году. В их состав войдут представители местных исполнительных органов власти, общественности и бизнеса, — сказал А. Саринжипов.

Кроме этого, по словам главного учителя страны, в планах министерства введение новых механизмов финансирования.

— Сегодня многие вузы страны сталкиваются с тем, что себестоимость подготовки технических специалистов намного выше, чем гуманитариев. При этом все мы привязаны к единой стоимости гранта. От этого тарифа зависит и стоимость обучения для молодежи, не получившей грант. Но ведь высшее образование должно быть доступно для всех. Поэтому мы должны ввести такие механизмы финансирования вузов, которые не будут привязаны к единой стоимости обучения: дополнительные механизмы субсидирования, финансирования материально-технического оснащения и так далее, — сказал глава Минобразования и науки.

В рамках рабочего визита Гульшара Абдыкаликова и Аслан Саринжипов ознакомились с деятельностью Жамбылского политехнического и казахско-турецкого экономического колледжей, частного детского сада «Мубарак-молдир», средней школы «40 лет Казахстана» в Байзакском районе, построенной в рамках государственной программы «100 школ, 100 больниц».

Посетили гости и среднюю школу № 19 в селе Кумшагал — одно из двух имеющихся в области трехсменных учебных заведений. Здание школы построено в 1977 году и ни разу за это время не ремонтировалось (кроме кровли).

— Раньше здесь был детский сад, в 2001 году здание приспособили под школу, рассчитанную на 240 мест. Но в настоящее время здесь обучаются 645 человек, работают 62 педагога. Это единственное двуязычное учебное заведение в районе, — говорит директор Карима Исаева.

В прачечных и уборных бывшего детского сада сегодня идут уроки. Под классы пришлось адаптировать музыкальный зал и кухню дошкольного учреждения. В школе нет спортивного и актового залов, в приспособленном помещении находится и столовая, нет кабинета для интерактивной доски, недостаточно компьютеров. Один старенький автобус во вторую смену доставляет 185 детей, проживающих за 19 километров от учебного заведения.

Обо всех насущных проблемах руководитель учреждения рассказала гостям, попросив содействия в строительстве новой школы. Но как выяснилось позже, на строительство новой школы в этом году уже заложены средства из республиканского бюджета. По словам А. Саринжипова, всего из республиканского бюджета будут выделены средства на возведение трех новых крупных школ в Жамбылской области.

Для решения ряда вопросов в сфере образования в этот же день между Министерством образования и науки и акиматом области был заключен меморандум «О достижении целевых показателей и конечных результатов в сфере образования и молодежной политики на 2014 — 2016 годы». В рамках соглашения стороны обязуются принимать действенные меры по улучшению сферы образования и молодежной политики. В частности, планируется до 2020 года полностью обеспечить дошкольным воспитанием жамбылцев от трех до шести лет. С этой целью будет построено 88 детских садов и 53 мини-центра.

С нетерпением ждали министра образования и науки и в Таразском государственном педагогическом институте: не только для того, чтобы продемонстрировать свои достижения и национальные сертификаты, полученные за значительный вклад в управленческий процесс и выдающиеся профессиональные успехи, но и для того, чтобы лоббировать решения давно назревших проблем.

Начали знакомство с инновационного центра «Жерұйық» — этнокабинета, служащего своего рода лабораторией для реализации творческих и научных работ студентов, и музея Героя Советского Союза Бауыржана Момышулы.

А. Саринжипов осмотрел стенды, на которых представлены вся история института, занимающегося непрерывной и системной подготовкой высококвалифицированных педагогов новой формации, сведения о факультетах, научно-исследовательской деятельности, профессорско-преподавательском составе, спортивных и иных победах.

Студент-второкурсник Думанхан Абдашим рассказал, как действует единая электронная система управления высшим образованием, предназначенная для контроля за процессом обучения студентов из любой точки мира, начиная от издания приказа о зачислении в вуз и заканчивая получением диплома. А преподаватели в онлайн-режиме провели мастер-класс «Школа будущего» и телемост -семинар для учителей, находящихся в аудитории и в ресурсном центре имени М. Ауэзова на базе СШ № 12 Жуа-лынского района, по методике преподавания в малокомплектных школах.

Подводя итог встречи, Аслан Саринжипов отметил:

— В предстоящие три года сфере образования будет уделяться особое внимание: без квалифицированных учителей нам не решить задачи по созданию конкурентоспособного среднего образования, а вы как раз готовите педагогов, у вас есть хорошие достижения, перспективы развития, есть и вопросы, которые нужно решать, и мы над этим будем работать. С 2015 года в среднем образовании начнем внедрять новые стандарты и новые программы, которые разрабатываются сейчас на базе Назарбаев Интеллектуальных школ, только в упрощенном варианте. Эти государственные школы далеко продвинулись. Но для того чтобы повсеместно внедрить их опыт с интересными подходами и программами, нужно сначала подготовить учителей новой формации. Уже начата большая работа по повышению квалификации учителей через трехуровневые курсы. Планируется, что в ближайшие три года через них пройдет более 100 тысяч учителей. Новые же специалисты, которые будут оканчивать институты в ближайшие годы, уже должны понимать и уметь работать по новой системе. Мы нацеливаем среднее образование на то, чтобы научить школьника находить, понимать и правильно использовать знания. Среднее и педагогическое образование будет разворачиваться в сторону международной практики и качества подготовки, будем улучшать качество обучения казахскому, русскому и английскому языкам. В рамках подписанного сегодня меморандума о сотрудничестве определен ряд вопросов на перспективу, в том числе по дошкольному и среднему образованию, по инфраструктуре и дополнительному образованию. Надеюсь на совместную плодотворную и качественную работу по подготовке квалифицированных учителей, которые завтра придут в наши школы.

В свою очередь преподаватели и студенты высказали пожелания придать вузу статус университета, предоставить возможность реализовать программу магистратуры, открыть на базе учебного заведения колледж культуры и искусства и другие.

Татьяна БОРИСЕНКО,
Наталья ПЕРФИЛЬЕВА,
Агадил РЫСМАХАН (фото)

Комментарии закрыты.