The news is by your side.

Социальный портал

Инвалиды Казахстана смогут заказывать средства реабилитации и спецуслуги

Лица с инвалидностью смогут самостоятельно заказывать технические средства реабилитации (далее — ТСР) и специальные соцуслуги через Портал социальных услуг уже с 1 января 2020 года. 

Обеспечение лиц с инвалидностью средствами реабилитации включает в себя предоставление протезно-ортопедических, сурдотехнических, тифлотехнических и гигиенических средств, а также кресел-колясок. К специальным социальным услугам относятся услуги индивидуальных помощников, специалистов жестового языка и санаторно-курортное лечение.

На сегодняшний день ТСР и вышеперечисленные услуги предоставляются посредством государственных закупок. В целях модернизации системы социального обслуживания, повышения качества и доступности услуг с 1 января 2020 года на всей территории страны будет внедрен Портал соцуслуг.

Сегодня на получение технических средств и услуг реабилитации с момента установления инвалидности уходит до 8 месяцев. Это связано с длительностью проведения процедур государственных закупок. Получатели услуг говорят, что тендерная система совершенно не подходит инвалидам. С каждым годом они все чаще жалуются на ухудшение качества услуг и медицинских изделий. Внедрение портала позволит исключить фактор непрозрачности учета потребности на услуги реабилитации. И самое главное, решит проб­лемы несоответствия услуг и средств реабилитации индивидуальным потребностям их получателей, поскольку лица с инвалидностью смогут самостоятельно выбирать необходимый вид товара и услуги.

В результате внедрения портала сроки бизнес-процессов предоставления ТСР и оказания специальных социальных услуг сократятся от 8 месяцев до 1 — 2 недель посредством проактивного формата их назначения. В соответствии с пожеланиями граждан с инвалидностью предусмотрен механизм возмещения установленной стоимости технических средств и услуг реабилитации. Это означает, что на портале будет доступна функция осуществления доплаты при выборе более дорогих товаров и услуг.

Кроме того, будет доступен более широкий круг сертифицированных специалистов, а в едином реестре медико-социальных учреждений (далее — МСУ) будет учитываться оснащенность и загруженность всех МСУ.

Внедрение портала обеспечит равный доступ к средствам и услугам реабилитации, своевременную соцпомощь через «одно окно», не выходя из дома, а также учет индивидуальных потребностей, сведений о поставщиках, соцработниках и специалистах. Это позволит повысить добросовестную конкуренцию и обеспечит прозрачность участия потенциальных поставщиков в реализации средств и услуг реабилитации.

Как сообщалось ранее, портал в пилотном режиме запущен и успешно реализуется в городе Актобе. К нему уже подключены несколько медико-социальных учреждений.

Напомним, внедрение автоматизированной информационной системы «Портал социальных услуг» предусмотрено в рамках Национального плана по обеспечению прав и улучшению качества жизни лиц с инвалидностью.

Планируется, что ресурсом смогут пользоваться жители всех городов Казахстана, который охватит более 400 тысяч пользователей и 200 тысяч поставщиков.

На сегодня проводится работа по интеграции информационных систем «База мобильных граждан», «Социальный реестр», «Единое хранилище данных», АО «Казпочта», «Единая система трудовых договоров», «Регистр движимого имущества».

Перечень вопросов по внедрению Портала социальных услуг

— Каким образом лица с инвалидностью, не имеющие доступа к Интернету и сотовых телефонов, в сельских населенных пунктах смогут воспользоваться порталом? И кто будет оказывать помощь при подборе ТСР?

— Местными исполнительными органами в рамках внедрения Портала социальных услуг будут созданы зоны самообслуживания, где специалисты управлений и отделов занятости и социальных программ будут оказывать помощь при получении ЭЦП и реализации право на выбор технических средств и услуг реабилитации.

— При предоставлении поставщиками некачественного товара или услуг кому будут предъявлены претензии?

— Ответственность за качество товара или услуг несет непосредственно сам поставщик. В случае возникновения спорных вопросов на уровне МИО будут созданы комиссии по решению данных вопросов.

— Будут ли установлены критерии по определению поставщиков на Портале социальных услуг?

— Поставщиками товаров, работ и (или) услуг на Портале социальных услуг могут выступать физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, а также юридические лица и их филиалы.

Зарегистрироваться на Портале социальных услуг могут поставщики, которые:

1) не имеют налоговой задолженности и задолженности по социальным отчислениям;

2) не подлежат процедуре банкротства либо ликвидации;

3) не включены в реестр недобросовестных участников государственных закупок в соответствии с законодательством о государственных закупках;

4) имеют сертификат соответствия при поставке товаров, подлежащих обязательной сертификации;

5) имеют регистрационное свидетельство при поставке медицинских изделий;

6) представили цену для реализации товаров, работ и услуг.

Данные требования будут утверждены приказом министра труда и социальной защиты населения РК.

— В Казахстане отсутствуют специализированные санатории для лиц с инвалидностью с нарушением опорно-двигательного аппарата, можно ли в рамках портала приобрести услуги санаторно-курортного лечения за рубежом?

— В рамках портала средства и услуги реабилитации будут оказываться только на территории Казахстана, получить услуги за рубежом будет невозможно.

Доступность будет основным критерием при включении санатории в список поставщиков санаторно-курортных услуг на Портале социальных услуг.

— Предусмотрен ли отказ от некоторых видов средств реабилитации, которые прописаны в ИПР, но не нужны в данное время?

— Да, эта функция предусмотрена, по желанию получатель услуг может обратиться в течение срока действия ИПР.

— На портале сроки эксплуатации кресел-колясок останутся прежними — 4 и 7 лет?

— Да, на портале сроки эксплуатации кресел-колясок останутся прежними. При внесении изменений в действующее законодательство будет рассмотрен вопрос пересмотра срока эксплуатации кресел-колясок. Однако это требует тщательного изучения и положительного заключения Республиканской бюджетной комиссии.

— Кто будет прописывать медицинские показания и противопоказания для выбора кресел-колясок?

— В индивидуальной программе реабилитации лиц с инвалидностью будут прописаны показания и противопоказания.

— Будет ли расширен перечень технических средств реабилитации?

— Данный вопрос требует согласования с местными исполнительными органами и тщательного изучения. После отработки реальной потребности пакет документов будет направлен в Министерство финансовой для вынесения на рассмотрение Республиканской бюджетной комиссии.

— Можно ли выбрать товар или услугу в другом регионе?

— Принцип территориальности будет применяться при получении специальных социальных услуг в медико-социальных учреждениях, так как денежные средства находятся в местном бюджете.

— Будет ли запущен бизнес-процесс на социальные услуги по оказанию инватакси?

— Оказание услуг инватакси не прописано в индивидуальной программе реабилитации. Также не установлен механизм оплаты данной услуги.

— В случае если товар не подходит лицу с инвалидностью, предусмотрен ли механизм возврата товара?

— В договоре оферты будут прописаны договорные отношения между инвалидом, поставщиком и организацией, осуществляющей доставку товара.

— Как будет осуществлен механизм оплаты за технические средства и услуги реабилитации?

— Министерством разрабатываются Правила возмещения на технические вспомогательные (компенсаторные) средства реабилитации и специальные средства передвижения и услуги реабилитации, предоставляемых инвалидам.

Комментарии закрыты.