The news is by your side.

Сохраним древнюю сказку! Петроглифы ущелья Карасай могут исчезнуть из-за небрежного отношения к истории

Петроглифы ущелья Карасай могут исчезнуть из-за небрежного отношения к истории

Петроглифам ущелья Карасай, по подсчетам ученых, несколько тысяч лет, а первые люди здесь, в долине Таласа, между отрогами Тянь-Шаня, хребтами Алатау и Каратау, появились еще раньше — миллион лет назад. Древние наскальные рисунки расположены на высоте 865 метров над уровнем моря, это отрог Киргизского хребта Тянь-Шаньских гор. Тогда люди были язычниками, поклонялись силам природы и не умели писать, они рисовали на камнях все, что их окружало, свой образ жизни, мировоззрение, религиозные верования. Несмотря на воздействие на скалы ветра, солнца, осадков, природных катаклизмов, рисунки сохранились до наших дней.

К сожалению, некоторые не хотят понять, что петроглифы — это наша уникальная история, жизнь и наследие наших далеких предков, и всячески уничтожают древние рисунки. Вандалы приезжают на грузовиках, пытаются выломать куски камней именно с петроглифами, а еще здесь повсюду полно надписей вольных туристов, скалолазов.

— В ущелье Карасай, которое внесено в Государственный реестр охраны памятников материальной культуры и в книгу «Свод памятников истории и культуры Жамбылской области», насчитываются около 30 официально зарегистрированных петроглифов — наскальных рисунков эпохи бронзы и железного века, а также Средневековья. На самом деле их здесь гораздо больше, можно насчитать за сотню. Встречаются изображения сцен охоты и религиозных ритуалов, горных архаров, оленей, быков, верблюдов, козлов, лошадей, фигурок людей с луками и стрелами, предположительно, они нанесены бронзовыми и железными зубилами, молотками, — рассказал директор ТОО «Научная организация «Арк», а также учитель истории и руководитель кружков «Юный экскурсовод» и «Школьный музей» школы-гимназии № 7 Тараза Искандербек Торбеков.

По его словам, древние изображения делятся в целом на два вида — точечные и контурные, в зависимости от характера линий нанесения.

Петроглифы Карасайского ущелья — уникальная материальная культура широкого спектра народов, населявших Чу-Таласскую долину в разные эпохи, как до возникновения тюркского этноса, так и в период средневекового ислама, начала Казахского ханства, то есть от саков до тюрков, а потом казахов. Ущелье было своеобразным святилищем, местом, куда специально приезжали, чтобы запечатлеть нечто или, возможно, провести какие-либо празднества, хотя краеведы и историки находят здесь и следы непостоянного проживания людей — каменные фундаменты древних кочевий и стоянок. Среди петроглифов встречаются изображения ряженых, древнего шамана, исполняющего некий ритуал, сцены охоты или турниров, а также домашних животных — лошадей, собак, верблюдов.

В ущелье Карасай, по словам И. Торбекова, проводили свои исследования такие знаменитые советские, российские и казахстанские ученые-археологи, историки, востоковеды, как Зейнолла Самашев, Алексей Марьяшев, Яков Шер, Василий Каллаур, Василий Бартольд. Первые упоминания о наскальных рисунках относятся к концу XIX — началу XX века.

— Вся эта древняя сказка может вскоре просто исчезнуть: по периметру всего ущелья Карасай рядом с петроглифами или прямо поверх них — надписи типа «Сеня-Сушняк», «Тимур — Талас», а где-то —
и целыми списками сверху вниз поименно, видимо, тех людей, кто когда-то здесь отдыхал или просто побывал. В нескольких местах вы можете видеть сколы, трещины, уже произведенные современными разрушителями, — возмущается Искандербек Торбеков.

Что же делать с вандалами?

В современном Казахстане, по информации И. Торбекова, есть ученые и реставраторы, которые знают способы восстановления первоначальной исторической картины таких мест, как ущелье Карасай.

— Надписи вандалов можно аккуратно закрасить специальной краской, а на петроглифы нанести, наоборот, защитный слой специального вещества. Такие кампании уже проводились у нас в стране РГП «Казреставрация», Институтом археологии имени Алькея Маргулана в Алматинской области. Есть опыт мастеров-реставраторов Чарлиной, Алтынбекова с его частной научно-реставрационной лабораторией «Остров Крым», использующих новые технологии. Дирекции по охране и восстановлению историко-культурных памятников управления культуры, архивов и документации акимата Жамбылской области во главе с ее руководителем Куанышем Дауренбековым следует обратить самое пристальное внимание и наладить конт­роль над этим важным историческим объектом, — считает И. Торбеков.

Рейды и мониторинги, объезды по таким местам, по его словам, должны быть как минимум еженедельными, а не раз в месяц или раз в год. Также властям следует выделить средства для установки таб­личек, оповещающих о том, что ущелье Карасай является памятником материальной культуры и находится под государственной охраной. Да, и их могут сломать, уничтожить, значит, нужно ставить заново, а также проводить больше разъяснительных бесед среди местного населения, особенно среди молодежи, в школах, колледжах, вузах, неправительственных организациях. А еще следует возродить такую госпрограмму, как «Мәдени мұра» по пропаганде памятников древней истории и культуры, неправительственным объединениям проводить семинары, круглые столы, организовывать проекты, распространять буклеты с информацией об уникальном объекте.

С Искандербеком Торбековым согласен и жамбылский краевед-любитель Рафаэль Искандиров.

— Ущелье Карасай должно в идеале стать музеем под открытым небом. У нас уникальный древний город Тараз, и места вокруг тоже неповторимые. Нам надо возрождать детско-юношеский туризм в регионе, а ущелье Карасай в этом плане удобно, так как относительно недалеко от города. Посещение этого места школьниками — это сразу и исторический, и экологический, и археологический туризм. А помощь могут оказать все неравнодушные люди, в том числе из общественных, а не только государственных организаций. Петроглифы Карасая еще можно спасти, —
уверен Рафаэль Искандиров, кстати, собравший своеобразную частную коллекцию древних орудий труда, найденных на территории нашего региона.

Лариса ГУБАШЕВА,
фото Юрия КИМА

Комментарии закрыты.