The news is by your side.

Сознательный выбор. О гражданской, этнической, конфессиональной идентичности

О гражданской, этнической, конфессиональной идентичности

В выступлениях участников научно-практической конференции «Межэтническое согласие на современном этапе: опыт и задачи на будущее» рефреном звучала мысль, что мир и единство — это сознательный выбор каждого участника социума. Если мы считаем себя гражданами Казахстана, если хотим мира и спокойствия в своей стране, то должны для этого сделать все, что от нас зависит.

Кто мы?

Казахстан, имея устоявшиеся исторические, государственно-гражданские, цивилизационные традиции, уникальные памятники материального и духовного наследия, является страной, где духовно-нравственные основы культивируются и передаются из поколения в поколение.

Самобытность нашей страны базируется на сплаве многих культур, с учетом накопленного и активно использующегося положительного опыта сосуществования более 100 различных этносов и десятка различных конфессий, где интеграционную роль исторически занимает казахский народ. И каждый из нас должен понять, хочет ли он быть частью этого народа.

Одним из самых популярных слов на прошедшей конференции было слово идентичность. Говорили об идентичности — политической (identity politics), гражданской, этнической, конфессиональной. Кто мы прежде всего? Граждане своей страны, носители определенной национальной традиции, адепты религии, представители социальной группы? От того, как большинство из нас ответит на этот важнейший вопрос, зависит то, как сложится наша жизнь и наших детей.

В этой связи недаром депутат Мажилиса Парламента РК Ерлан Саиров напомнил, что во Франции «француз» — определение не национальности, а гражданства. Точно так же, как как в Великобритании «британец».

Этническая идентичность

Специалисты говорят, что проблема становления этнической идентичности является одной из актуальных тем современной педагогики и психологии. Долгое время она находилась на периферии научного анализа в психологии, но в последние годы обрела свое место в психологии познания.

Можно выделить классическое определение этнической идентичности, которое чаще всего используется учеными.

Этническая идентичность — составная часть социальной идентичности личности, психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности.

В психологии этническая идентичность рассматривается как одна из черт личности, являющейся социальной по своим последствиям. Этническая идентичность —
это осознание своей принадлежности к определенной этнической общности и обособления от других этносов. Этническая идентичность — это переживание своего тождества с одной этнической общностью и отделения от других. Этничность определяется по ряду объективных показателей: этнической принадлежности родителей, месту рождения, языку, культуре.

В научном мире выделяют несколько типов этнической идентичности.

Моноэтническая идентичность. Она возникает, когда в семье родители принадлежат к одной этнической группе или когда личность отождествляет себя с культурой одного из родителей (если родители разной национальности, но одной расы). У большинства людей преобладает моноэтническая идентичность.

Моноэтническая идентичность с чужой этнической группой (измененная этническая идентичность) возможна в случаях, когда в полиэтническом обществе чужая группа расценивается как имеющая больший высокий статус, чем своя. Конечным результатом идентификации с чужой группой является полная ассимиляция.

Биэтническая идентичность свойственна людям, осознающим свое сходство с двумя группами и обладающими компетентностью в двух культурах.

Маргинальная идентичность проявляется у тех людей, кто балансирует между двумя культурами, не овладевая в должной мере нормами и ценностями ни одной из них.

Возможна четко не выраженная идентичность или даже ее отсутствие в ряде случаев на осознаваемом уровне, когда человек отрицает значимость этнической принадлежности в жизни.

Этнический статус чаще всего остается неизменным на протяжении всей жизни человека. И все-таки этническая идентичность не статичное, а динамичное образование: внешние обстоятельства могут толкать человека любого возраста на переосмысление роли этнической принадлежности в его жизни, приводить к трансформации этнической идентичности.

Наиболее отчетливо человек осознает свою этническую идентичность в процессе межнационального общения, в поликультурной среде. Определяющими признаками при этом являются родной язык, культура, религия, историческая память, национальный характер, эмоционально-ценностные отношения. Эволюционное развитие человечества постепенно сформировало осознание народами общности происхождения, понятия о родине, предках, культурных различиях, религиозных взглядах и тому подобного.

Утрата этнической идентичности может привести к негативным последствиям для идентичности человека в целом, когда возникает ощущение «Я — никто, безлик и безымянен». Например, это характерно для воспитанников детских домов, попавших туда сразу после рождения. Таким образом, этническая идентичность занимает большое место в становлении личности и выполняет ряд необходимых функций:

ориентировать в окружающем мире, поставляя относительно упорядоченную информацию; задавать общие жизненные ценности; защищать, отвечая не только за социальное, но и за физическое самочувствие.

Позитивная этническая идентичность способствует успешной социализации человека. В то же время крайне важно, чтобы этническая идентичность не стала источником чувства превосходства над представителями других этносов.

В этой связи гости научно-практической конференции часто ссылались на опыт Ассамблеи народа Казахстана и ее общественных институтов — советов матерей, советов аксакалов, советов общественного согласия, которые выстраивают воспитательную работу с молодежью с тем, чтобы этническая идентичность стала частью гражданской идентичности.

Мы — народ Казахстана!

Гражданская идентичность является более сложным и неопределенным понятием, поскольку соотносится с понятием нации —
одним из самых спорных и неоднозначных понятий современной науки. В общем виде нация (от латинского слова natio — народ, племя) понимается как общность людей, складывающаяся в ходе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, этнических особенностей культуры и характера.

В англоязычной литературе нация — синоним государства и его граждан. Encyclopedia Americana трактует его следующим образом. Нация — большая группа людей, которые рассматривают себя как общность или группу и которые обычно ставят лояльность к группе выше любых других конфликтующих форм лояльности. Часто нации присуща одна или несколько из следующих особенностей: язык, культура, религия, политические и другие институты, история, с которой она отождествляет себя, и вера в общую судьбу. Обычно нации населяют компактную территорию.

Если не вдаваться в тонкости существующих подходов к трактовке этноса и нации, специалисты наиболее существенными считают следующие определения. Этнос — этническая группа, имеющая общую культуру, но существующая за пределами родины предков. Нация — культурное сообщество, имеющее законное моральное право на определенную территорию. В данном случае для обозначения группы людей как нации становится территория и часто, как следствие, политическое образование — государство, страна.

Государство может включать в свой состав несколько наций. Важно отметить, что у людей, составляющих нацию, обычно формируется чувство национализма. Если нация добивается статуса нации — государства, она формирует политическую структуру, идентификация ее защищает и способствует становлению национальных институтов.

Можно полагать, что гражданская идентичность возникает из чувства группового членства к общности, которая может назвать себя нацией. Благодаря этой идентичности люди считают себя объединенными вместе, потому что населяют общую территорию и испытывают привязанность к существующей экосистеме. Их объединяют множество традиций, историческая память о прошлом, которая постоянно переживается в настоящем как гордость за успехи и достижения нации или, наоборот, как стыд за поражения, неудачи.

Сложным является вопрос о психологической природе гражданской идентичности. Почему возникает гражданская характеристика? Логично предположить, что она связана с участием индивида в управлении государством. Хотя очевидно, что далеко не все граждане испытывают такую потребность. Гражданство выступает как институт, сообщество, которое создается не историей и природой, а социальным договором. Гражданская идентичность, таким образом, является специфическим «изобретением» сообщества людей, и ее политическая значимость связана с поддержанием чувства «быть у себя дома», созданием у граждан ощущения целеустремленности, веры, собственного достоинства.

Возможно ли создание глобального общества без государств? Кроме реальных границ между государствами, существуют еще и психологические границы, которые соотносятся со структурой социальной идентичности субъектов и фиксируются в сознании людей. Гражданская идентичность, хотя и представляет собой нечто искусственное по отношению к культурно-
историческим традициям народа, вместе с тем при определенных условиях может быть своеобразным «психологическим государством», отказ от которого равносилен поражению в войне. Как показывает история, смена гражданской идентичности может сопровождаться сильным кризисом, как это было в период развала СССР.

Социальная идентичность основана на процессах интеграции и дифференциации. В ней отражаются представления человека о принадлежности к общности своих и одновременном отличии от чужих. Поэтому важно понять, какие интегрирующие или дифференцирующие признаки заложены в том или ином виде идентичности.

В качестве средств реализации идентичности выступают консолидирующие и дифференцирующие признаки, которые традиционно исследуются применительно к этнической и гражданской идентичности. И одним из консолидирующих признаков является прежде всего национальный язык. Чем чреваты споры и разногласия в языковом вопросе, мы можем увидеть на примере Украины. Украинские участники конференции — журналисты и социологи — сами откровенно говорили об этом, предостерегая казахстанцев от повторения их ошибок. И здесь опять стоит сослаться на выступление мажилисмена Ерлана Сариева, который считает, что языком казахстанцев как народа, нации становится казахский язык.

Часто на бытовом уровне люди рассуждают о пользе того или иного языка. Например, изучая английский язык, говорят, что он помогает прогрессу, благодаря тому что Америка и Великобритания были наиболее развитыми экономиками мира. Но с развитием экономики Китая и его выходом в число экономически и политически наиболее влиятельных стран повышается статус китайского языка. Сегодня китайский полезен для торговли, для получения образования, для развития туристических контактов. Если языки оценивать с позиции их утилитарности, то в постоянно меняющемся мире можно всю жизнь посвятить изучению того или иного статусного языка. Что в общем-то и неплохо. Но язык своего народа, своей Родины мы учим не из-за его пользы, а из-за нашей общей судьбы, общего будущего. При этом Казахстан заботится о своем культурном многообразии, помогая сохранять язык и культуру этнических групп через инструменты АНК.

Гражданская идентичность занимает важное смысловое место в самосознании людей, связанное с восприятием социально-политических, перспективных, экономических сторон жизни. Более того, гражданская идентичность выражается в принятии личностью себя не только в качестве члена достаточно большого сообщества нации или страны, но и в разделении ответственности, соответствующих обязанностей и требований этого сообщества.

Гражданская идентичность имеет смысл, связанный с постижением принципов интеграции общества путем включения в совместное дело, экономическое и профессиональное пространство и тому подобное. Поэтому следствием гражданской идентификации будет постижение индивидом своих возможностей профессионального, экономического и социального роста в условиях того государства, в котором он живет. Позитивное принятие своей принадлежности к сообществу граждан означает усиление роли тех ценностей, которые позволяют индивидам распоряжаться ресурсами, выстраивать отношения, социальные нормы, включаться в социальную структуру, а также усиливать потенциал взаимного доверия и взаимопомощи. Это то, к чему сегодня стремится Казахстан.

В своем выступлении заместитель Председателя АНК Марат Азильханов привел следующие цифры: сегодня в числе работающих в структурах государственного управления 24 процента составляют представители различных этносов Казахстана, в структурах общественных организаций —
40 процентов.

Вызовы времени

Большой интерес на конференции вызвала тема известного израильского политтехнолога Давида Эйдельмана «Глобализация и ксенофобия: управления межнациональными конфликтами и политика идентичностей».

В своем докладе он оперировал термином «identity politics», который появился в словаре политиков относительно недавно.

Википедия говорит, что «термин политика идентичности могли использоваться в политическом дискурсе по крайней мере с 1970-х годов. Первое известное письменное упоминание этого термина встречается в заявлении группы черных феминисток Combahee River Collective, которое первоначально было напечатано в 1979 году в книге «Капиталистический патриархат и дело социализма»… Политика идентичности как способ категоризации тесно связана с утверждением, что некоторые социальные группы угнетаются (например, женщины, этнические и сексуальные меньшинства); то есть утверждение, что лица, принадлежащие к этим группам, в силу своей идентичности более уязвимы для таких форм угнетения, как культурный империализм, насилие, эксплуатация труда, маргинализация или порабощение. Следовательно, эти социальные различия можно рассматривать как способы расширения прав и возможностей или пути, с помощью которых можно работать в направлении более равноправного общества».

Вероятно, как одним из примеров политики идентичности и ее влияния на общественные процессы можно рассматривать движение Black Lives Matter (Жизни черных имеют значение), которое захватило всю Америку и даже выплеснулось за ее пределы.

Другие примеры можно наблюдать в тех же США на выборах президента.

«Человеческое свойство отождествлять себя с теми, кто напоминает ему самого себя, имеет самое прямое отношение к политическим предпочтениям, — пишет профессор Джорджтаунского университета Марк Ром. — Политика идентичности означает, что вы отдаете голос кандидату, потому что принадлежите к одной с ним расе, национальности или полу и хотите, чтобы именно такой человек занимал тот или иной выборный пост».

— Политика идентичности может казаться постороннему взгляду абсолютно нерациональной, но имеет очень глубокие основания, считает Д. Эйдельман.

Политику идентичности в принципе можно считать порождением глобализации, которая ведет не только у международной интеграции, но и к тому, что огромные группы чувствуют себя аутсайдерами.

Например, в промышленности некоторые отрасли остаются в выигрыше: из-за рубежа приходят кадры с нужной квалификацией и дополнительное финансирование. Однако другие теряют в конкурентоспособности, потребность в них снижается, им требуются дополнительные средства и время для перестройки и адаптации. Зачастую адаптироваться так и не удается. В этом случае сотрудники теряют свою работу, а предприниматели — бизнес и деньги. Перемены такого плана сказываются на национальных экономиках отдельных стран, ведут к росту безработицы и вынужденным изменениям в структурах хозяйства.

Продолжением предыдущей тенденции можно назвать явление деиндустриализации экономики. Баланс в данном случае смещается от обрабатывающих отраслей к сфере услуг. Местным кадрам зачастую требуется переучиваться, чтобы подстроиться к изменениям, вызванным глобализацией мировой системы, менять свою квалификацию, чтобы найти новую работу в другой отрасли.

Растет разрыв в оплате труда работников с квалификацией и без. В то время как зарплата у образованных сотрудников растет, неквалифицированные кадры вынуждены довольствоваться очень скромной оплатой, если для них вообще останется работа. Порождаемая этим процессом безработица плохо сказывается на репутации мировой глобализации. Однако при другом взгляде она выступает стимулом к развитию, обучению и повышению квалификации сотрудников.

Под воздействием мировой глобализации меняется экосистема, растет вероятность конфликтов по поводу владения и пользования природными ресурсами. Эти конфликты могут быть и внутригосударственными, и международными.

Еще один из вызовов сегодняшнего дня — конфликтная мобилизация, которой было посвящено выступление российского ученого, профессора МГУ имени
М. Ломоносова Андрея Манойло.

По словам А. Манойло, конфликтная мобилизация — это технологии вовлечения пользователей социальных сетей в массовое протестное движение, направленное против действующей власти и подталкивающее его участников к вступлению с властью в конфликт.

Действие современных технологий конфликтной мобилизации основано на знании сетевой психологии, особенностей индивидуального и массового (группового) поведения в социальных сетях, конструировании виртуальной реальности.

Основной площадкой для поиска и вербовки молодых людей становятся социальные сети, в которых молодежь проводит значительную часть своего времени. При этом пространство социальных сетей устроено так, что оно само способствует организации пользователей в малые и большие социальные группы, сообщества, которые затем демонстрируют тенденцию к быстрому росту числа участников и их сплочению в результате выстраивания между участниками в процессе неформального общения горизонтальных связей.

Помимо горизонтальных связей, устанавливающихся между общающимися участниками виртуальной группы или сетевого сообщества, в любой сетевой группе, по мере роста ее численности, после преодоления определенного порога возникает и вертикальная иерархия, вводящая правила подчинения и управления процессами внутригрупповой коммуникации: в группе появляются администраторы, модераторы, арбитры, авторитетные пользователи (сетевые эксперты), которые составляют управленческий класс или касту.

В результате такая сетевая группа не просто сплачивается вокруг одной идеи (или темы), но и становится организованной, с вертикалью управления, обеспечивающей согласованное индивидуальное и групповое поведение ее участников.

Эти технологии, как правило, применяются в отношении молодых людей, которые в силу различных психологических причин являются наиболее внушаемыми и поддаются манипуляциям. Они не раз были отработаны для организации «цветных» революций и социальной дестабилизации в ряде стран. Поэтому в арсенале политтехнологов и психологов выработаны методы противодействия, но не стоит забывать, что развитие науки продолжается, и ее плоды можно использовать как во благо, так и во вред человечеству. Поэтому лучшей профилактикой конфликтов является правильное воспитание молодежи.

В целом во время двухдневной конференции выступили более 40 докладчиков по разным аспектам заявленной темы. Но все участники форума были единодушны в том, что состоявшийся обмен мнениями дал им новые идеи для научных исследований, подсказал новые инструменты для практической работы.

Материалы конференции планируется опубликовать отдельным сборником.

Подготовила
Айгуль МАХМУДОВА

Комментарии закрыты.