The news is by your side.

Спаси и сохрани! Не лишайте регион истории

Не лишайте регион истории

Надавно в нашу редакцию обратился член союза журналистов, гражданский активист из Шуского района Макен Уаков, который просит сохранить исторический объект, оставшийся без присмотра. По его словам, сегодня здание, где некогда была церковь, а затем районный краеведческий музей, облюбовали местные бомжи, которые могут его уничтожить.

Оно ещё послужит

По словам Макена Уакова, церковь была построена в 1912 году в центре села Ново-Троицкое Чуйского района (ныне райцентр — село Толе би Шуского района). Сейчас объект находится на территории центрального парка культуры и отдыха. В советские годы здание использовали как кинотеатр, потом как ресторан и дискотеку. С 1998 года здесь базировался районный историко-краеведческий музей. Вернее то, что от него осталось после пожара.

— В 2013 году музей с частью экспонатов ютился в нескольких кабинетах районной школы искусств. Всего же музейный фонд насчитывает более 3,5 тысячи артефактов. В мае 2019 года для них приобрели здание бывшего ресторана «Қаракөз» по улице Балуана Шолака, провели капитальный ремонт и перевезли все туда. С тех пор здание старой церкви, где более 20 лет хранилась история района, остается без присмот­ра, — говорит М. Уаков.

Он отмечает, что само здание прочное и еще послужит долго, если за ним ухаживать. Аксакал рассказывает, что вместе с бывшим руководителем отдела культуры акимата района, покойным Ериком Айткожаевым обращался к настоятелю шуской православной церкви Игорю Погорелову.

— Он был признателен за то, что отдел культуры сохранил здание, разместив в нем музей, но сказал, что был бы рад принять его на баланс и узаконить в качестве храма, да вот финансовой возможности нет, — вспоминает М. Уаков.

Он уверен, что оформить здание не торопились и местные акимы, руководившие сельским округом. Правда, Кожахан Жабагиев, в бытность акимом Шуского района обещал выделить средства на регистрацию памятника истории и его капитальный ремонт. Но не успел. Став депутатом Мажилиса Парламента, покинул пост акима.

В парке, где расположено заброшенное строение, находятся бюсты Героев Советского Союза Саду Шакирова, Саттара Естемесова и трех десятков Героев Социалистического труда. А в здании, которое считается памятником истории, выбиты окна и двери. И на все это грустно смотрит Владимир Ильич Ленин, памятник которому привезли сюда много лет назад.

— В районе немало бесхозных памятников советской эпохи. Почему бы не собрать их в парке и не организовать музей под открытым небом? Пока не сожгли и не развалили само здание церкви, его тоже нужно привести в порядок. Это же наша история, которую мы можем потерять. Нужно, чтобы акимы района и сельского округа подумали над решением этой проб­лемы, пока не поздно, — предлагает гражданский активист.

Что сохранилось в архиве?

Мы решили поискать данные о церкви. И нашли! В паспорте здания указано, что это важнейший историко-культурный памятник местного значения, характеризующий развитие архитектуры.

По архивным данным, история формирования современных населенных пунк­тов Жамбылской области уходит корнями в период переселенческой политики Российской Империи — второй половины XIX — начала ХХ веков. Это период формирования Аулие-Атинского уезда тогда еще Сырдарьинской области. В 1870-1890 годы из европейской части России в Туркестанский край прибывали первые переселенцы. Это был тяжелый миграционный процесс, крестьяне преодолевали сотни километров степных просторов, с трудом добирались до мест расселения, чтобы обрести здесь новый дом, создать села и города.

Село Ново-Троицкое было основано в 1906 году русскими крестьянами-переселенцами, прибывшими в рамках столыпинской реформы. В начале ХХ века оно имело типичный для переселенческих сел облик — две широкие параллельные улицы с усадебными участками и колодцами во дворах, обширная площадь с церковью и базаром, школа на 90 учащихся. К 1910-1911 годам Ново-Троицкое было уже большим торговым пунктом, конкурировавшим с крупным торговым цент­ром Мерке. Запись об этом имеется в своде памятников истории и культуры Жамбылской области.

До настоящего времени в селе сохранилось три здания — храм, дом бывшего священника (бывший сельский военкомат), здание школы (ныне спортшкола). Все они являются фактическими ровесниками села и свидетелями вековой истории, представляющей богатое архитектурное и историко-культурное наследие края. Городские зодчие использовали во всех постройках эклектику — архитектурный стиль, господствовавший в европейской части России в 1870-1910 годах.

По данным Центрального государственного архива, церковный приход в Ново-Троицком был открыт указом Священного Синода 13 февраля 1912 года. Там же записано, что переселенческое управление выделяло средства на содержание причта и строительство причтового дома. А первым священником прихода села был отец Иоанн Моисей, окончивший Восторговские курсы в том же году. К сожалению, других сведений не имеется.

Кстати, на здание есть все необходимые документы, в том числе и защитные обязательства, определяющие условия содержания. Поэтому если акимат Шуского района хотел их найти и восстановить, но никак не доходили руки, сообщаем, что данные есть в областном архиве.

Ненужная история?

А в Таразе может исчезнуть целый квартал аулиеатинского периода. Пока общественники и неравнодушные жители обивают пороги городских властей, комиссия, инициированная дирекцией по охране и восстановлению историко-культурных памятников управления культуры, архивов и документации акимата области, уже приняла решение исключить12 объектов из списка памятников архитектуры.

— Мы подготовили документы и направили на рассмотрение акима области. До этого согласовали этот вопрос с Общественным советом области. После того, как глава региона подпишет все документы, они будут направлены в Министерство культуры и спорта. Затем решение должно пройти регистрацию в органах юстиции, после чего будет принято постановление о лишении объектов статуса памятника. Всего рассматривались 14 объектов. Два из них предложено сохранить, — говорит руководитель дирекции по охране и восстановлению историко-культурных памятников Куаныш Даурембеков.

Он также объясняет, что содержать эти объекты ведомство не может, так как они находятся в частном владении.

В числе 12 объектов, которые решено лишить статуса памятника истории и архитектуры, числится и здание бывшей детской областной больницы по улице Пушкина. Постановление аким еще не подписал, а здание уже снесли. По информации из достоверного источника, здесь скоро будет новый частный кардиологический центр. Говорят, что инвестор давно добивался получения этого участка.

Мы поинтересовались у К. Даурембекова, как это стало возможно. Он ответил, что там два здания — двухэтажное и одно­этажное. Последнее в советское время использовалось как лаборатория. Оно и числится в списке памятников. А снесли пока двухэтажное…

Члены общественного объединения «Историко-краеведческий центр «Обелиск» возмущены тем, что подобные решения принимаются в кулуарах акимата узким кругом людей. А ведь еще в начале года тема уничтожения аулиеатинского квартала вызвала большой резонанс.

— Это история нашего города, целая эпоха. Знать бы, чем руководствовались члены комиссии, когда принимали решение. Они бы хоть пригласили активистов или провели общественные слушания, объяснили, сказали, например, что эти здания не представляют никакой ценности. Включили бы кого-нибудь из нас в эту экспертную группу. Но все делается тайно. Наверное, у этих участков, которые хотят поскорее освободить, уже есть будущие хозяева, которые планируют открыть на этом месте очередной ресторан, — предполагает лидер общественного объединения «Историко-краеведческий центр «Обелиск» Галина Выборнова.

Сохранить комиссия предлагает два объекта — жилой дом по улице Привокзальной и старое здание типографии по улице Толе би. В последнем, к слову, в марте 1920 года останавливался советский писатель и революционер Дмитрий Фурманов, когда приезжал в Аулие-Ату.

И с каждым из старых домиков аулиеатинского квартала связаны интересные истории. Горожане просят акимат и Министерство культуры и спорта сохранить квартал, который при правильной организации работы может привлекать туристов. Например, сам квартал находится между историческим комплексом «Древний Тараз» и центральным парком культуры и отдыха.

— Можно восстановить объекты из современных строительных материалов, придать им первозданный вид. И пусть там располагаются предприниматели, главное, чтобы сохранилась сама история. Можно организовать экскурсии по маршруту Древний Тараз — аулиеатинский квартал — парк советской эпохи. Своего рода путешествие во времени. Восстановить это не сложно, потому что у зданий нет элементов высокой русской архитектуры. Они ценны своей историей, так как во многих из них располагались важные государственные организации, которые напоминают людям об их детстве, молодости, родных и близких, — уверен археолог, краевед, директор ТОО «Научная организация «АРК» Искандер Торбеков.

Общественники также просят присвоить статус памятника и сохранить старую мельницу, которую в народе прозвали мельницей Вольтера. Расположена она по проспекту Жамбыла в районе улицы Капал. Недавно там случился пожар, внутри все сгорело. Но само здание уцелело и все еще прочно стоит. Это часть истории, истории древнего Тараза, истории страны. Поэтому активисты надеются, что государство их услышит, возьмет под свою защиту важные объекты и сохранит историю.

Айжан АУЕЛБЕКОВА,
фото Ольги ЩУКИНОЙ
и из открытых источников

Комментарии закрыты.