The news is by your side.

Спасибо нам всем

Вспомним хорошее и простим обиды

Уже пятый год весна для казахстанцев начинается со слова «спасибо» — 1 марта отмечается День благодарности.

Многонациональная семья Казахстана, которой мы все гордимся, — результат нескольких миграционных волн и непростой общей работы по ассоциированию культур и традиций. Во время столыпинских реформ в Казахстан впервые были депортированы целые этносы. Их представителей выгружали из вагонов прямо в голой степи, а казахские семьи, которые сами находились в крайней нужде, принимали их в свои дома.

Затем уже в СССР тотальной депортации были подвергнуты корейцы, немцы, финны-ингерманландцы, карачаевцы, калмыки, чеченцы, ингуши, балкарцы, крымские татары и турки-месхетинцы. Массовые депортации в СССР начались еще до Второй мировой войны и не с «коренных» народов. Еще в середине 1930-х годов в Советском Союзе началась серия акций по обеспечению безопасности крупных городов, границ и приграничных территорий посредством их освобождения (чаще всего по этническому признаку) от «социально опасных», то есть неблагонадежных, с точки зрения советского руководства, элементов.

Одним из первых крупных актов «зачистки» границ стало выселение финнов из Ленинградской области между 1 и 25 апреля 1935 года. Их направляли в Таджикистан (около 1000 семей), Казахстан и Западную Сибирь.

Весной 1935 года (между 20 февраля и 10 марта) значительная депортация была проведена также на Украине. С января 1936 года руководство НКВД Украины и Казахстана обсуждало вопрос о выселении еще 15 тысяч польских и немецких хозяйств (около 45 тысяч человек) из приграничной зоны Украины в Казахстан.

В 1937 году из Армении и Азербайджана в Казахстан (в Алма-Атинскую и Южно-Казахстанскую области) прибыла 1121 семья курдов и армян.

К 25 октября 1937 года с Дальнего Востока было выселено 36442 корейских хозяйства, или 171781 человек. Вместе с корейцами депортации подверглись семь тысяч китайцев, несколько сотен немцев, поляков и прибалтов, около 1000 харбинских репатриантов.

В 1937 — 1938 годах «зачистка» проводилась не только на западных и восточных рубежах Союза, но и на южных границах — с Турцией, Ираном и Афганистаном. 19 января 1938 года было принято решение о переселении двух тысяч семей (или шести тысяч человек) иранцев, оформивших советское гражданство.

1 сентября 1939 года с нападения Германии на запад Польши началась Вторая мировая война. 17 сентября 1939 года на территорию восточных регионов Польши вошли советские войска. В 1940 году началось массовое выселение поляков. Российский историк Александр Гурьянов оценивает общее число депортированных в 275 тысяч человек. Поляков переселяли преимущественно на север европейской части СССР, но некоторых направляли в Северный Казахстан и в Узбекистан.

Годы Великой Отечественной войны для СССР ознаменовались также целой серией репрессий по отношению к части собственного населения. Первый депортационный удар пришелся по советским немцам. В СССР, по данным переписи 1939 года, насчитывалось 1427222 немца. По мнению историков и этнографов, общее число превентивно депортированных в 1941 — 1942 годах можно оценить в 1,2 миллиона человек.

Вслед за ними карающий удар органов НКВД/МГБ приняли карачаевцы (в ноябре 1943 года) и калмыки (в самый канун 1944 года). Большая часть карачаевцев была переселена в Казахстан (более 45 тысяч человек) в основном в Южно-Казахстанскую и Джамбулскую (ныне Жамбылская) области, около 23 тысяч человек были переселены в Киргизию.

В октябре — ноябре 1943 года стала готовиться операция по переселению чеченцев и ингушей, которая была названа «Чечевица». Подавляющее большинство переселенцев было направлено в Казахстан (239768 чеченцев и 78470 ингушей) и Киргизию (70097 чеченцев и 2278 ингушей).

26 февраля 1944 года Берия издал приказ по НКВД «О мероприятиях по выселению из КБ АССР балкарского населения». 5 марта вышло постановление ГКО о выселении из Кабардино-Балкарской АССР балкарцев, а потом и кабардинцев.

В апреле 1944 года, сразу же после освобождения Крыма, НКВД и НКГБ приступили к «очистке» его территории от антисоветских элементов. Постановление о выселении крымских татар (и греков) с территории Краснодарского края и Ростовской области датировано 29 мая 1944 года. По окончательным данным, из Крыма было депортировано 191014 крымских татар (более 47 тысяч семей).

Дополнительно в течение мая — июня 1944 года из Крыма и с Кавказа было депортировано еще около 66 тысяч человек, в том числе из Крыма — 41854 человека (среди них 15040 советских греков, 12422 болгарина, 9620 армян, 1119 немцев, итальянцев, румын; их направляли в Башкирию, Кемеровскую, Молотовскую, Свердловскую и Кировскую области СССР, а также в Гурьевскую область Казахстана).

Реабилитировать депортированные народы начали после 1946 года, но полностью все обвинения с народов сняли и разрешили вернуться на родину только в 1957 году.

Большая часть репрессированных выслана в Среднюю Азию, особенно в Казахстан — 20170 семей, или 95526 человек. Каждая депортированная народность ведет свои подсчеты, по общим же данным, не удалось выжить примерно одной трети депортированных граждан. Местные власти не торопились заниматься высланными раздетыми и разутыми людьми. Только добрая воля местного населения помогла выжить политическим изгнанникам.

В каждой депортированной семье помнят если не фамилии, то имена своих спасителей. Помнят и рассказывают о них потомкам.

На первых порах депортированным (особенно выселенным зимой) пришлось очень тяжело в силу непривычности климата и физической слабости. Но со временем переселенцы из разных частей страны, работая в колхозах и сов­хозах, показали свои навыки в разных отраслях сельского хозяйства. Жители земледельческих районов проявили умения в выращивании сельхозкультур (табака, сахарной свеклы, хлопка, овощей). Народы Северного Кавказа удивляли местных жителей и руководителей хозяйств навыками в животноводстве: уходе за скотом, заготовке сена. Нередко ударный труд спецпереселенцев вызывал у местных жителей дух состязательности. В результате в колхозах и совхозах повысилась урожайность сельскохозяйственных культур, улучшилась культура животноводства. Сказались хозяйственные навыки, мастерство и самоотверженный труд ссыльных. Местное население и депортированные, работая вместе, перенимали друг у друга навыки, формы и методы труда.

Трудовые достижения депортированных (возросшие с появлением демобилизованных с войны мужчин) нередко отмечала местная печать. Да и отношение к депортированным со стороны руководства колхозов и предприятий в целом изменилось к лучшему. Фронтовики из числа депортированных часто были грамотными. Немалую роль играло и то, что они развенчали миф о предательстве выселенных народов, о том, что они якобы служили немцам.

Тесный труд плечом к плечу сплотил переселенцев и местных жителей в единое целое. Стали регистрироваться смешанные браки, особенно между представителями тюркоязычных народностей. Дети депортированных, родившиеся в Казахстане, научились свободно владеть казахским языком.

Даже после возвращения представителей разных народностей на исторические места проживания они продолжают помнить и чтить гостеприимство казахского народа. В социальных сетях нередко можно увидеть видео из Германии, Греции, России, на которых люди отмечают семейные праздники в нарядах с элементами казахского костюма, поют казахские песни. Причем участвует в торжествах не только старшее поколение, жившее в Казахстане, но и молодежь, родившаяся уже после отъезда на историческую родину.

День благодарности можно назвать полезным праздником, который несет в себе большую смысловую нагрузку. Он сплачивает казахстанцев. Ценности дружбы, взаимовыручки являются непреходящими.

Поэтому учреждение праздника — это дань уважения и благодарности всех этносов друг другу и к казахам, про­явившим милосердие и принявшим этих людей как родных.

В современном мире глобализация стирает границы, миллионы людей на планете числятся мигрантами. Поэтому в текущем столетии главным экзаменом для народов станет экзамен на умение сопереживать и не оставаться равнодушными.

Подготовила Айгуль МАХМУДОВА

Комментарии закрыты.