The news is by your side.

Спасти, нельзя дать умереть. Особенности работы врача интенсивной терапии в педиатрии

Особенности работы врача интенсивной терапии в педиатрии

В отделении реанимации и интенсивной терапии Жамбылской областной детской многопрофильной больницы очень боятся тишины. «Ведь если маленькие пациенты возмущаются и плачут, значит, у них есть на это силы, а это не может не радовать», — говорит врач отделения Ирина Юлдашева.

Уже 26 лет она работает в этой больнице и знает, что слезы — это не всегда плохо, а каждая секунда в критической ситуации — на вес золота. Ежедневно она в буквальном смысле спасает детские жизни.

 

Мечта, которая сбылась

Ирина Юлдашева рассказывает, что никогда не хотела быть кем-то еще, кроме как врачом. Пока ее друзья в детстве мечтали покорить космос, она твердо знала, что будет лечить людей.

— Мои родители видели мой интерес к медицине и всячески его поддерживали. Доставали мне разную научно-популярную медицинскую литературу, что была большим дефицитом. Я до сих пор помню обложки этих книжек, — рассказывает она. — А когда в семье встал вопрос, кто поедет поступать в вуз в другой город — я или моя старшая сестра (обеих отправить было тяжело финансово), мама, папа и сестра решили, что поеду я, ведь в Джамбуле медицинского вуза не было. Сестра осталась здесь, а я поступила в Актюбинский государственный медицинский институт.

Ирина признается, что благодарна семье за это решение.

— Я получила возможность учиться и не думать ни о чем другом. Родители очень заботились обо мне. Спасибо моим родным, что моя учеба была не тяжким голодным бременем, а самым лучшим временем моей жизни, — добавила она.

После вуза Ирина Юлдашева пришла в интернатуру в больницу, где и работает по сей день.

— В трудовой книжке у меня только одна запись, как и у большинства моих коллег. Вообще, коллектив у нас просто отличный. Все друг друга знают уже много-много лет. Мы как настоящая семья. А от атмосферы в коллективе очень многое зависит, особенно в такой работе, как у нас, — сложной физически и эмоционально, — отмечает врач.

 

Не дать смерти победить

Главная задача врача интенсивной терапии, по словам нашей героини, — не дать ребенку умереть.

— Врач должен суметь быстро сориентироваться в ситуации, понять, что именно угрожает ребенку, и в первую очередь устранить эту угрозу, — поясняет И. Юлдашева.

Спасение малышей и подростков в отделении реанимации и интенсивной терапии требует больших сил, умений и знаний. Ответственность на врачах лежит колоссальная.

— Врач-реаниматолог должен не только быстро и продуктивно соображать, но и уметь работать руками. Представьте: ребенок не дышит, необходимо срочно восстановить или искусственно заместить его дыхание. Решение нужно принять за секунды, быстро и точно ввести трубку внутренним диаметром, например, три миллиметра в дыхательное горло. Чем ребенок меньше, тем это сложнее сделать, ведь так анатомически устроено, что у малышей большой язык, но маленькая ротовая полость, — рассказывает И. Юлдашева. — Помимо этих сложностей, есть еще куча других: полный желудок, естественное сопротивление дыхательных путей инородному предмету, трубке, индивидуальные особенности. Короче говоря, все совсем непросто.

Врач отмечает, что объяснить, где именно у них болит, дети могут только с пяти лет.

— Если честно, меня многому научили наши медсестры. Они удивительным образом понимают маленьких детей, их эмоции. К примеру, малыши в зависимости от причины плачут по-разному, и мы должны их понимать. Иногда сложно распознать, в сознании ли маленький пациент, — груднички могут быть без сознания, лежа при этом с открытыми глазами. Движения ребенка, поза, крик, его аппетит тоже многое скажут врачу, — продолжает И. Юлдашева. — И, конечно, родители — наш главный источник информации. Именно они могут рассказать, что случилось, как ребенок себя вел, что они заметили в его состоянии. Любая информация может оказаться ключевой. Поэтому для нас также важно уметь с ними взаимодействовать.

Кстати, во многих зарубежных медицинских вузах студентов в рамках учебных дисциплин обучают правильному общению с родными пациентов.

— Очень важный и трудный аспект нашей работы — уметь правильно сообщать родителям плохие новости. К примеру, что лечение не дает результата. Родители могут впасть в агрессию или панику, — рассказывает врач. — В 2011 году я вместе с коллегами полгода проходила обучение в Израиле и видела, что у них, к примеру, в каждом отделении работает штатный психолог, в чьи задачи как раз входит общение с родными пациентов. Врач сообщает только медицинскую информацию, касающуюся пациента, а психолог помогает родным ее правильно принять, осознать, берет этот эмоциональный удар на себя.

Надо отметить, что обучение в Израиле позволило Ирине и ее коллегам внедрить в нашей детской больнице много современных действенных методик лечения, которые дают отличные результаты.

— Обучение за рубежом — неоценимый опыт для любого специалиста, который позволяет перенять методики диагностики и лечения лучших врачей мира и применять это в работе уже у себя в больнице. То, что мы имели возможность присутствовать на сложнейших операциях от лучших специалистов мирового значения и научиться чему-то у них, помогает нашим детям сейчас, — отмечает собеседница. — В то время каждый из нас привез с собой из Израиля различные медицинские изделия, чтобы ознакомить врачей и медсестер и начать применение в нашей больнице. Сейчас такие привычные всем иглокатетеры, которые устанавливаются раз и могут стоять до окончания лечения ребенка, избавив его от ежедневных болезненных уколов и страха, мы внедрили в свою практику первые в Жамбылской области и используем уже 10 лет, — рассказывает И. Юлдашева.

 

Дело возрастное

С детьми разного возраста, рассказывает доктор, есть свои особенности в работе, поэтому к каждому ребенку она находит индивидуальный подход.

— Чтобы грудничкам было комфортно, важно устранить боль, следить за тем, чтобы они были сыты, находились в тепле и им было удобно лежать. С детками постарше другая проблема. Кроме того, что они пытаются вылезти из кровати, просунуть куда-нибудь свою ручку или ножку, взять в рот все, что видят, они очень тяжело переносят разлуку с мамой, — делится И. Юлдашева. — Мы их жалеем, берем на руки, даем допустимые вкусняшки, чтобы они не чувствовали себя одиноко и им не было страшно. А с подростками тоже непросто. Найти с ними общий язык сложнее, а врачу очень важно, чтобы пациент ему доверял. Когда контакт налажен, ребенок может сказать мне, что с ним произошло на самом деле. Для меня главное: защищать интересы ребенка в любой ситуации, и это касается не только здоровья.

К слову, от возраста и веса ребенка также зависит дозировка препаратов. Врач-реаниматолог должен точно знать, какой препарат в какой дозировке может быть назначен маленькому пациенту, чтобы не навредить ему.

— «Взрослые» врачи удивляются, как мы все это можем помнить. Наверное, это наша суперспособность, — улыбается собеседница. — Каждое утро мы начинаем с того, что пишем новые назначения, заново рассчитываем дозировку лекарств, исходя из веса ребенка и его состояния. Это непреложное правило.

 

Когда становится поздно…

К сожалению, работа врачей отделения реанимации и интенсивной терапии часто сопряжена с риском потерять пациента. В такие моменты важно проявлять профессионализм, не поддаваться эмоциям, но врачи — это прежде всего люди, которым не чужды переживания.

— К смерти и боли нельзя привык­нуть. В нашем отделении дети могут лежать и по два-три месяца. Конечно, мы с ними сближаемся, привязываемся друг к другу. Если они умирают, бывает, что плачут и врачи, и медсестры, — признается героиня. — Мы знаем, что это непрофессионально, но ничего поделать с собой не можем. И потом проходит много дней, когда перестаешь часто об этом думать. Но никогда насовсем не забываешь.

Такая большая эмоциональная нагрузка сказывается и на здоровье врачей.

— Вы знали, что самая короткая продолжительность жизни среди врачей именно у тех, кто работает в интенсивной терапии? Именно поэтому во всем мире у реаниматологов самые большие зарплаты и выгодные условия труда, — говорит И. Юлдашева.

Для того, чтобы сохранять в тонусе свое физическое и ментальное здоровье, в нерабочее время Ирина старается, насколько это возможно, отвлекаться от мыслей о работе — проводит время с семьей, ходит на интеллектуальные квизы, занимается спортом, читает книги.

 

Предложение к размышлению

Как признается Ирина Юлдашева, в ее работе любая, казалось бы, мелочь играет огромную роль. Иногда спасти ребенка может скорость реакции родителей или их навыки оказания первой медицинской помощи.

— В моей практике было три случая: два малыша тонули, один маленький ребенок повесился случайно. Спасло детей то, что рядом находились люди, которые знали, как правильно сделать массаж сердца, — говорит врач.

Она отметила, что во многих странах, где она была, в общественном транспорте можно увидеть картинки, на которых схематично, очень просто и доступно яркими красками нарисовано, как делать массаж сердца. Поймет даже ребенок.

— Думаю, коллеги согласятся со мной, что было бы здорово, если бы в нашем городе было такое. Это недорогая и действенная мера, которая уже завтра может спасти чью-то жизнь, — говорит она. — От врачей зависит, конечно, многое. Мы эту ответственность понимаем. Но иногда спасти жизнь мы просто можем не успеть, поэтому будьте внимательны к своему здоровью и здоровью своих детей и учитесь элементарным навыкам экстренной медицины.

Камила ПОЛЯКОВА

Комментарии закрыты.