The news is by your side.

Спецшкола как спасение от бед?

Перевоспитать можно только заботой

Одни считают, что специальная школа сможет дисциплинировать подростков, а другие категорически против такой меры перевоспитания, уверяя, что спецучреждение только усугубит их проблемы. Но зачастую именно в этих школах детей окружают заботой и вниманием, чего им не хватает в родном доме. 

В Казахстане действуют восемь спецшкол, одна из них находится в Таразе. Школа эта ничем не отличается от обычных учебных заведений. Светлые кабинеты для занятий, теплые комнаты в общежитии, уютный двор, за которым ухаживают сами воспитанники. Никаких железных решеток, никаких надзирателей — это не альтернатива тюрьме, как себе представляют многие. Рассчитана школа на 35 мест, в данный момент здесь находятся 25 человек.

В специальную школу подростки попадают по решению суда. Как правило, за бродяжничество, непосещение школы, а еще — по своей воле.

— Мы принимаем мальчиков и девочек с 11 до 18 лет. Они находятся у нас от месяца до года. Получают среднее образование. Если выпадает, что 9-й или 11-й класс ребята оканчивают здесь, то они получают аттестат и уезжают. Если срок их пребывания у нас заканчивается раньше, то мы направляем ходатайство в суд о его продлении до окончания учебного года, — рассказывает директор школы Оспан Кунтубаев.

По его словам, все дети из неблагополучных семей, и проблемы у них одинаковые: отца нет, а жить вместе с отчимом не хотят, вот и сбегают из дома.

Директором Оспан Кунтубаев был назначен в 2010 году. Как раз в это время происходила трансформация закрытого учреждения. Бывшее здание спецшколы, которое находилось по улице Толе би, строилось как колония для малолетних преступников. И условия были соответствующие. С детьми обращались как с настоящими уголовниками, и они становились еще более агрессивными и неуправляемыми.

— В 2012 году мы провели реорганизацию школы. Если раньше она была специальной школой с особым режимом содержания, то сейчас просто спецшкола. До этого здесь воспитывались только мальчики, а теперь и девочки. И самое главное, мы переехали в другое здание, в переулок Жалаири, 21, — рассказывает О. Кунтубаев.

Обустраивать новое здание помогали и воспитанники: посадили деревья, разбили клумбы, построили беседки. Из дерева смастерили различные поделки и украсили ими двор. Учебный корпус, общежитие, столовая, кабинеты для кружков находятся отдельно друг от друга, что соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Каждый день в школе расписан по минутам, и нужно строго следовать этому распорядку. Детей здесь приучают к чистоте. После утренней зарядки обязательно следует влажная уборка комнат. У каждого есть свои обязанности: девочки ухаживают за цветами, шьют, парни выполняют столярные работы. Отведены часы и для секционных занятий. В школе работают танцевальный, вокальный, спортивный кружки, кружки по игре на домбре и рукоделию. По праздникам воспитанники устраивают мини-концерты.

— Дети после нескольких занятий раскрываются и показывают свои скрытые таланты. Пишут стихи и посвящают их своим матерям, которые не находят времени даже проведать их, — говорит О. Кунтубаев.

Всего за несколько месяцев научилась играть на домбре и Динара. Девушка в этом году перешла в 11-й класс, и ей продлили срок на год, чтобы она смогла получить аттестат. Динаре всего 16 лет, но она уже пережила многое в своей жизни. Когда жила в Шымкенте, попала в сексуальное рабство. Сбежав отттуда, переехала со своей семьей в нашу область, но не смогла ужиться с отчимом.

— Находясь здесь, я успокоилась, научилась вышивать картины и вязать. Надеюсь, что и дальше все будет хорошо, — говорит Динара.

Семнадцатилетний Евгений в этом году получил аттестат и поступил в колледж «Парасат» на специальность «Физическая культура и спорт». В спецшколу с 11 лет его направляли четыре раза, причем по его же просьбе.

— Первый раз попал за бродяжничество. Морально готовился к тому, что буду жить в тюрьме. Тогда я так себе представлял это место. Но оказалось все не так. Я отказался от всех вредных привычек. Вряд ли смог бы получить аттестат в обычной школе, а теперь есть шанс окончить колледж, — говорит Евгений.

С гордостью директор О. Кунтубаев рассказывает, как девочек выдавали замуж, а парней провожали в армию. Но судьба удачно складывается не у всех воспитанников.

— В школе с подростками занимаются преподаватели, психологи, они накормлены, одеты. К сожалению, никто не гарантирует, что они так будут жить, вернувшись в свои семьи. Поэтому, наверное, многие сами хотят вернуться в спецшколу, — делает неутешительные выводы Оспан Кунтубаев.

Диана КАЛМАНБАЕВА

Комментарии закрыты.