The news is by your side.

Средство коммуникации. Чтобы дороги не выходили быстро из строя

Чтобы дороги не выходили быстро из строя

Казахстан является надежным транзитным коридором для транспортировки международных грузов. Для этого строятся современные трассы, позволяющие как можно быстрее двигаться большегрузным автомобилям. Между тем не все дороги, построенные всего несколько лет назад, сегодня выдержали испытание временем. На эту проблему обратили внимание Премьер-Министра РК Алихана Смаилова депутаты Сената Парламента РК Сергей Ершов, Серик Шайдаров и Аскар Шакиров.

«Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в Послании народу Казахстана 1 сентября 2022 года подчеркнул, что «Казахстан является очень важным сухопутным коридором между Азией и Европой в нынешней геополитической ситуации. Мы должны в полной мере воспользоваться этой возможностью и стать транспортным узлом мирового значения», — отмечают они.

В данной связи, по мнению сенаторов, исключительное значение приобретают строительство и реконструкция автомобильных дорог. В настоящее время сеть автодорог общего пользования составляет более 96 тысяч километров, в том числе пять дорог международного значения общей протяженностью 23 тысячи километров, из которых 11 тысяч километров нуждаются в ремонте. Следует отметить, что Правительством проводится значительная работа в данной сфере.

Проекты Талдыкорган — Усть-Каменогорск, Караганда — Балхаш, Калбатау — Майкапшагай, Мерке — Бурылбайтал и юго-западный обход города Астаны финансируются за счет средств внешнего займа Эксимбанка Китая под государственную гарантию. Общая сумма кредита составляет 2,4 миллиарда долларов США, стоимость работ — 836,6 миллиарда тенге, из них освоено 635,6 миллиарда тенге (76 процентов).

Вместе с тем авторы запроса обращают внимание на то, что проведенный анализ состояния дорог указывает на недостаточное соответствие требованиям и темпам, поставленным перед отраслью. Показательным примером в данном контексте является автодорога Алматы — Екатеринбург, в частности, ее отрезок Караганда — Балхаш, на неудовлетворительные темпы строительства и неоднократные переносы сроков завершения которого обращал внимание Глава государства.

У депутатов Парламента после непосредственного ознакомления на месте с ходом строительных работ и анализа представленной информации вызывает сомнение планируемое в 2023 году завершение данной работы.

Как известно, начало строительства дороги с момента утверждения проектно-сметной документации было задержано на два года в силу ряда причин, в том числе нерационального использования заемных финансовых средств и систематических срывов графиков производственных работ. Вышеуказанное, а также последующий резкий рост цен на дорожно-строительные материалы привели, по предварительным подсчетам, к удорожанию стоимости проекта более чем на 50 процентов, что составляет 128 миллиардов тенге.

Согласно данным Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК и АО «НК «КазАвтоЖол», в 2019 году устройство нижнего слоя основания дороги было выполнено лишь на 1,2 процента (9,2 километра из 726 километров по проекту, имея ввиду расширение дороги на две полосы), устройство верхнего слоя основания дороги — на 1,1 процента (8,2 километра), устройство нижнего слоя покрытия дороги — на 0,8 процента (шесть километров). В 2020 году эти показатели составили 19,5 процента (142 километра), 25 процентов (181 километр) и 24,9 процента (153,23 километра) соответственно.

При этом в 2019 году к работам были привлечены, по данным МИИР, 622 человека (по данным «КазАвтоЖол» — 1798 человек), а в 2020 году — 873 человека (по данным «КазАвтоЖол» — 2165). В 2019 году было задействовано 998 единиц дорожно-строительной техники, в 2020 году — 1042.

Обращает на себя внимание значительная диспропорция в сравнении объемов выполненной работы с количеством привлеченной рабочей силы и техники в указанные периоды.

«Приведенная выше уполномоченными органами статистика, так же, как и по последующим годам, в своих значительных расхождениях вызывает явную двусмысленность», — подчеркивают сенаторы.

Особая их озабоченность связана с качеством строительства. По официальным данным, в настоящее время осуществляется проезд по нижнему слою покрытия дороги общей протяженностью 281 километр. Следует отметить, что согласно существующим ГОСТам и общепринятым стандартам длительное использование такой дороги без верхнего (окончательного) слоя покрытия недопустимо, если не сказать катастрофично. Данная трасса интенсивно эксплуатируется, в том числе в весенне-осеннюю распутицу, большегрузным автотранспортом, что чревато не только просадкой уложенной колеи, но и потерей всего дорожного полотна.

На сегодняшний день верхний слой покрытия дорожного полотна уложен только на 9,79 из 363 километров (1,3 процента). Этот же показатель обозначен и по итогам 2021 года, что свидетельствует о том, что в текущем году данная работа вовсе не производилась.

Вместе с тем, по данным МИИР, в текущем году в работе были задействованы 1101 человек (по данным «КазАвтоЖол» — 1661), дорожно-строительной техники — 620 единиц (680 единиц).

В октябре депутаты Парламента в ходе ознакомления с ходом дорожных работ на протяжении 260 километров в направлении от Караганды до Балхаша не обнаружили ни одной единицы дорожно-транспортной техники и ни одного работника.

«Очевидно, что, помимо технической стороны существующих проблем, имеет место финансовая недостаточность, и этот вопрос необходимо решать», — считают авторы запроса и продолжают показывать свою осведомленность: «На сегодняшний день на рассматриваемом объекте заготовлено: щебня менее чем на 10 процентов (197 тысяч тонн при плане 2059,9 тысячи тонн), битума — на 3,75 процента (3,6 тысячи тонн при потребности 96 тысяч тонн).

Также предстоит изготовить дорожные знаки (3560 штук), барьерное ограждение (683896 погонных метров), снегозащитные заборы (370203 погонных метров), георешетки (747796 квадратных метров).

Учитывая то, что в стране всего три завода с полной рабочей нагрузкой изготавливают вышеуказанную продукцию, а также отсутствие соответствующих контрактов на ее изготовление, нет гарантии того, что вышеупомянутые изделия будут получены в срок».

Приведенные факты вызывают у депутатов Парламента обоснованное сомнение в реальном завершении работы в установленные сроки и с требуемым качеством. Они убеждены в необходимости всесторонней оценки сложившейся ситуации и принятия надлежащих мер для обеспечения реализации данной стратегической задачи.

Заявленное Казахстаном участие в глобальных международных транзитно-транспортных проектах, а также необходимость своевременного возврата внешнего кредита указывают на неотложность решения рассматриваемого вопроса. В этой связи сенаторы попросили ответить главу Кабмина на некоторые вопросы. В частности, их интересует ситуация с финансированием проекта, в том числе с обслуживанием заемных средств. Также они хотят узнать, почему допущено нарушение запланированного алгоритма работы и технологии строительства. Далее они спрашивают, будет ли проведена корректировка проекта или планируются другие пути решения данного вопроса.

Возможно, что данный депутатский запрос станет поводом для того, чтобы не только получить ответы на заданные вопросы, но и стимулом для активизации работ по строительству важных транзитных коридоров.

Лариса РУБЦОВА

Комментарии закрыты.