The news is by your side.

Средство от манипуляций. Нужно научиться выживать в словесных войнах

Нужно научиться выживать в словесных войнах

Скачок в области этики

«Есть и хорошие новости. Журналисты готовы пересмотреть свои деонтологические принципы и начинают отдавать себе отчет в важности МИГ. Этот скачок в области этики может помочь преподавателям по-новому позиционировать медиаобразование и дать ему тот толчок, который позволит противостоять угрозам Интернета и сохранить не только конфиденциальные данные, но и сами медиа. Постепенно возвращается осознание значимости журналистского расследования, которое раскрывает недоступную информацию.

Например, такие скандальные журналистские расследования, как колоссальная утечка конфиденциальных документов, известная как «Панамский архив», помогли вернуть мораль в политическую сферу и веру в профессию журналиста. Другие акции больше направлены на борьбу с фальшивыми новостями. Среди них блог Агентства Франс-пресс «За кулисами информации» (Making of, les coulisses de l’info), показывающий закулисье большого информационного механизма, Décodex газеты «Монд» (где сайты сортируются по степени их токсичности), RevEye платформы Google (позволяющий в три клика проверить подлинность фотографий), сайт Spicee и его блог Conspi Hunter (изобличающий теории заговора).

Однако для того чтобы использоваться в полной мере и создать образованное гражданское сообщество, критическое мышление в МИГ должно также применяться к геоэкономике социальных медиа. Цифровые платформы GAFAM, подчиняющиеся кaлифорнийским законам, долгое время отказывались признавать за собой статус медиа, чтобы избегать социальной ответственности и не принимать на себя соответствующие обязательства. Но использование алгоритмов выявило их способность осуществлять редакторский контроль над контентом, из которого извлекается материальная польза. При этом интернет-гиганты сами определяют, что является правдой, а специалисты, создающие алгоритмы, не обязаны отчитываться ни в прозрачности, ни в этичности своих действий.

Эти мегамедиа до сих пор разыгрывали карту саморегуляции: они разрабатывали свои собственные правила, удаляли тот или иной сайт или аккаунт, заподозренный в распространении фальшивых новостей, при этом не отдавая никому отчета. Однако если они желают сохранить доверие своих подписчиков, то они должны будут подойти более ответственно к этому вопросу и использовать более гибридную модель, соединяющую функции «оператора связи» (common carrier) и «общественного куратора» (public trustee). В противном случае пользователи могут начать избегать данные платформы или, полностью отказавшись от их использования, прийти к совместной с журналистами регуляции, как показывает пример сайта Décodex. Решение о совместной разработке специального алгоритма, который сумел бы объединить журналистскую этику и фундаментальную свободу, без сомнения, является одной из альтернатив будущего».

Вышеприведенный текст – перевод работы Дивины Фрау-Майгс.

Толкование медиаграмотности в странах СНГ приведен ниже. В принципе, они ненамного отличаются. Отличие в том, что в первом тексте упор делается на ответственность СМИ и интернет-авторов, во втором —
больше на то, что мы сами ответственны за свое ментальное здоровье.

Свобода слова и современных медиа при всех своих плюсах связана и с серьезной проблемой – достоверностью информации. Зачастую на разных ресурсах потребитель может найти противоречащие друг другу сведения, и возникает сложность в определении истины. Поэтому вся медиаинформация нуждается в грамотном анализе и осознанном потреблении.

Что понимают под медиаграмотностью

Эксперты уверены, что медиаграмотными должны быть не только журналисты, но и обычные люди, потребители медиаконтента, который подчас несет искаженную информацию. По сути, медиаграмотность –
это умение потреблять и создавать медиапродукты, а также критически относиться к получаемым сведениям. В условиях новой информационной культуры это качество человека становится особенно важным.

Понятие «медиа» в современных условиях существенно расширилось. Сегодня это не только СМИ, но и вся цифровая среда, которая особенно активно используется молодежью. Поэтому медиаграмотность эксперты называют важной частью бытовой грамотности. Очень важно, чтобы с ранних лет дети понимали, как правильно ориентироваться в огромных потоках информации, ведь вся их жизнь сегодня происходит в медиасреде.

Зачем учиться медиаграмотности

С информацией различного толка современный потребитель сталкивается ежедневно. При этом ее объем в десятки раз выше, чем, к примеру, в начале прошлого века. Получить новости о США, происшествиях в мире и родной стране медиапользователь может в любой момент, просто воспользовавшись любым из доступных медиа. Эта информация формирует представление человека обо всем, что его окружает, а также оказывает существенное влияние на его мировоззрение, а в целом – и на экономическую стабильность, политическую ситуацию.

Как формировать медиаграмотность

Общие рекомендации по правильному потреблению медиаинформации в целом просты. Прежде всего необходимо всегда надежно защищать свои персональные данные. Надежные пароли, использование проверенных защищенных ресурсов – первый шаг на пути грамотного медиапотребления. Изучая информацию о том или ином событии, следует брать сведения из разных источников. Это поможет сформировать целостную картину ситуации. При этом следует внимательно подходить к выбору этих источников информации, доверять тем, которые подкрепляют данные фактами, доказательствами.

В целом же все сведения нужно воспринимать критически, вне зависимости от того, где они получены. Ведь каждое событие всегда освещено с точки зрения авторов и не всегда позволяет сформировать беспристрастное мнение.

Подготовила Айгуль МАХМУДОВА

Комментарии закрыты.