The news is by your side.

Стабильный рост

Прогноз социально-экономического развития Жамбылской области на 2020 — 2024 годы

1. Основные тенденции социально-экономического развития Жамбылской области в 2018 — 2019 годах

В последние годы экономика области демонстрирует стабильный рост.

В 2018 году (по предварительным данным) рост валового регионального продукта составил 3,7%, сохранив набранную динамику 2017 года (ИФО ВРП — 103,7%). Практически все сегменты экономики показывают положительную тенденцию.

Основными факторами экономического роста стала производственная активность в базовых отраслях экономики.

Рост в отраслях синхронно сопровождается ростом производительности труда на 2,9%. Прирост производительности труда в экономике за счет увеличения объемов производительности труда в сельском хозяйстве (на 4,4%), строительстве (на 11,0%), транспорте (на 9,4%), торговле (на 13,7%) и образовании (на 23,3%).

Итоги 2018 года показали положительную динамику роста промышленности региона, где индекс физического объема составил 101,8%, произведено промышленной продукции на 421,1 миллиарда тенге.

В структуре промышленности достигнут рост по сравнению с 2017 годом в горнодобывающей промышленности и разработке карьеров на 5,3% (49,3 миллиарда тенге), обрабатывающей промышленности — на 3,8% (301,6 миллиарда тенге), водоснабжении, канализационной системе, контроле над сбором и распределением отходов — на 12,7% (3,9 миллиарда тенге).

В горнодобывающей отрасли, доля которой в общем объеме промышленности составляет 11,7%, возросла добыча природного газа на 1,5%, сырья фосфатного дробленого — на 7,3%, руд цветных металлов — на 21,0%, известняка и гипса — на 2,8%. Однако в отрасли уменьшена добыча газового конденсата — на 8,3% и сырья фосфатного тонкого помола — на 6,7%.

В обрабатывающей промышленности (доля 71,6%) выросли объемы производства напитков в 13,7 раза, легкой, химической, металлургической промышленности и машиностроения — в 1,2 раза, нефтепродуктов — в 1,1 раза.

Из важнейших видов продукции увеличено производство желтого фосфора на 32,6%, триполифосфата натрия — в 2,3 раза, фосфорной кислоты — в 1,7 раза, черной металлургии — в 1,2 раза, основных благородных и цветных металлов — на 14,6%, услуги по литью металлов — в 7,5 раза, кожа из шкур КРС — в 3,1 разы, обуви — в 1,3 раза.

Вместе с тем сократились объемы производства продуктов питания на 25,1%, прочей неметаллической минеральной продукции — на 2%, резиновых и пластмассовых изделий — на 12,9%, готовых металлических изделий — на 40,9%, мебели — на 13,7%.

В электроснабжении, подаче газа, пара и воздушном кондиционировании спад на 9,5% (66,3 миллиарда тенге) за счет сокращения выработки электроэнергии на 22,8%, теплоэнергии — на 4%.

В водоснабжении, канализационной системе, конт­роле над сбором и распределением отходов вырос объем услуг по сбору, обработке и утилизации отходов в 1,6 раза.

Успешная реализация Государственной программы индустриально-инновационного развития РК на 2015 — 2019 годы повлияла на экономическое развитие области, в рамках которой за четыре года запущено 27 производств и инвестировано 46,8 миллиарда тенге, создано свыше 1,8 тысячи новых рабочих мест. Из них в 2018 году введено в эксплуатацию 6 инвестиционных проектов на 10 миллиардов тенге с созданием 481 рабочего места.

В 2018 году на основе эффективных мер в рамках Государственной программы агропромышленного комплекса на 2017 — 2021 годы в регионе наблюдается позитивная тенденция роста валовой продукции сельского хозяйства.

Объем валовой продукции сельского хозяйства составил 268,2 миллиарда тенге, или 105,6% к уровню 2017 года, в том числе растениеводства — 146,7 миллиарда тенге (106,4%), животноводства — 120,8 миллиарда тенге (104,7%).

В 2018 году площади ресурсосберегающих технологий доведены до 28 тысяч га, водосберегающих — до 18,2 тысячи га. В результате увеличились урожайность сельскохозяйственных культур и производительность сельского хозяйства. Валовой сбор зерновых и зернобобовых культур (в весе после доработки) по сравнению с уровнем 2017 года вырос на 7,9% (726 тысяч тонн), средняя урожайность составила 24,2 ц/га.

В результате реализации программ «Сыбаға» в животноводстве по всем категориям хозяйств отмечается рост в производстве мяса на 5,8%, молока — на 2,9%, яиц — на 9,2%, шерсти — на 3,3%; численности крупного рогатого скота — на 10,3%, овец — на 7,3%, лошадей — на 9,5%, верблюдов — на 7,2%, птицы — на 35,8%.

Оборот розничной торговли вырос на 4,3% за счет роста непродовольственных товаров (на 9,5%). Перевозка грузов увеличилась на 3,8%, пассажиров — на 3,1%, пассажирооборот — на 0,6%, грузооборот уменьшился на 1,9%.

Во внешнеторговом обороте за 2018 год, по данным Комитета государственных доходов Министерства финансов РК, зафиксирован спад на 62,5%, что составило 375,9 миллиона долларов США.

Отрицательное сальдо по сравнению с 2017 годом составило 15,7 миллиона долларов США. Экспортировано товаров на сумму 180,1 миллиона долларов США (25,7%), импортировано на 195,8 миллиона долларов США (64,6%).

Наибольший объем экспорта пришелся на Узбекистан (35,1%), Канаду (31,7%), который составил почти 67% от общего объема экспорта. Основными товарами экспорта является продукция химической отрасли и связанных с ней отраслей.

Взаимная торговля области со странами Евразийского экономического союза увеличилась на 15,9%, в том числе экспорт — в 2 раза, однако импорт снизился на 13,4% за счет сокращения объемов импорта товаров с Республикой Беларусь — на 7,2%, Кыргызстаном — на 63,4%.

Объем экспортной продукции области с Республикой Беларусь вырос в 2,4 раза, Россией и Кыргызстаном — в 2 раза.

По итогам 2018 года объем инвестиций возрос на 8,4%, составив 255 миллардов тенге. Рост обеспечен за счет привлечения инвестиций на приобретение оборудования солнечной электростанции «BurnoyeSolar-2» в Жуалынском районе и на капитальный ремонт железнодорожных сетей АО «Национальная компания «Казахстан темир жолы» — Жамбылское отделение магистральной сети.

Объем строительных работ составил 125,6 миллиарда тенге, или 105% к соответствующему уровню 2017 года.

Общая площадь введенного жилья составила 482,3 тысячи кв. метров, что на 21,3% больше соответствующего периода 2017 года.

Уровень инфляции за декабрь 2018 года к декабрю 2017 года составил 105,2%. Цены на продовольственные товары выросли на 5,2%, на непродовольственные товары — на 6,6%, платные услуги повысились на 3,8%.

Уровень инфляции по области ниже среднереспуб­ликанского показателя на 0,1 процентного пункта (РК- 105,3%).

Производственная активность позитивно сказалась на социальных показателях. Одним из главных приоритетов является создание новых рабочих мест. В 2018 году создано 8007 рабочих мест, в том числе постоянных — 5839, временных — 2168. Выросло число наемных работников на 15,9 тысячи человек и составило 326,7 тысячи человек. Это позволило сохранить безработицу на низком уровне в 4,9%.

В 2018 году (по предварительным данным) среднедушевой номинальный денежный доход населения составил 61561 тенге и вырос на 10,8% по сравнению с соответствующим периодом 2017 года, реальный — на 4,6%.

Среднемесячная заработная плата на одного работника в 2018 году составила 109420 тенге, что на 8,8% выше соответствующего периода 2017 года в номинальном выражении и в реальном — на 2,8%.

С начала 2019 года в экономике области наблюдается позитивная динамика развития.

За январь — август 2019 года произведено промышленной продукции на 308,7 миллиарда тенге. Индекс физического объема — 104,3%.

Увеличены объемы производства в горнодобывающей отрасли на 1,5% (34,7 миллиарда тенге), обрабатывающей — на 5,7% (231 миллиард тенге), электроснабжении — на 0,9% (40,2 миллиарда тенге), водоснабжении — на 10,8% (2,8 миллиарда тенге).

Объем валовой продукции сельского хозяйства за январь — август 2019 года составил 131,8 миллиарда тенге, или 103,9% к соответствующему периоду 2018 года, в том числе объем продукции растениеводства — 50,5 миллиарда тенге (ИФО-105,2%), животноводства — 81 миллиард тенге (ИФО-103,1%).

Наблюдается рост в производстве мяса (на 3,6%), молока (на 2,9%), яиц (на 6,5%); поголовье КРС (на 6,9%), овец (на 4,4%), лошадей (на 8,2%), верблюдов (на 8,1%), птиц (на 8,5%).

В отраслях сферы услуг: объем розничной торговли вырос на 5,1%, что обусловлено увеличением темпов продаж в оптовой торговле на 10,2%, объем грузоперевозок увеличился на 0,2%, пассажироперевозок — на 5,5%, грузооборот — на 5,0%, пассажирооборот — на 5,1%. В доходах от услуг связи прирост составил 5,7%, что связано с позитивным ростом количества пользователей Интернета в области.

За январь — июль 2019 года, по данным Комитета государственных доходов Министерства финансов РК, внешнеторговый оборот составил 160,8 миллиона долларов США и снизился на 37,2% к аналогичному периоду 2018 года, в том числе экспорт — 49,9 миллиона долларов США (на 52,1%), импорт товаров — 111 миллионов долларов США (на 27,0%). Сальдо внешнеторгового оборота сложилось отрицательным — 61,1 миллиона долларов США.

В январе — июле 2019 года взаимная торговля области со странами Евразийского экономического союза увеличилась на 2,9%, в том числе экспорт сократился на 6,4%, импорт товаров увеличился на 11% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года. Экспорт области в Беларусь вырос в 1,4 раза, Кыргызстан — в 1,3 раза.

За январь — август 2019 года объем инвестиций в основной капитал возрос на 13,3%, составив 166,6 милиарда тенге. Рост обеспечен за счет привлечения инвестиций в строительство дороги республиканского значения Мерке — Бурылбайтал, а также приобретения оборудования областным филиалом АО «Алтын Алмас», разведения племенного скота ТОО «Мойынкум Агро».

Общая площадь введенного жилья составила 333,9 тыс. кв. метров, или 107,3% к соответствующему периоду 2018 года.

Объем строительных работ составил 62,8 млрд. тенге, или 102,5% к соответствующему периоду 2018 года. Рост обеспечен за счет строительства дороги республиканского значения.

Уровень инфляции в августе 2019 года к декабрю 2018 года составил 3%. Цены на продовольственные товары выросли на 6%, непродовольственные — на 2,7%, платные услуги снижены на 0,6%.

Уровень инфляции по области на уровне среднерес­публиканского показателя (РК- 3%).

Рост экономики позволил сохранить стабильность на рынке труда. Уровень безработицы по итогам 2-го квартала 2019 года сократился до 4,8%.

На фоне принимаемых мер по социальной поддержке населения — это увеличение МЗП, зарплат работникам бюджетной сферы и размера социальных выплат, а также снижение ИПН низкооплачиваемым работникам, реальные денежные доходы в I квартале 2019 года выросли на 8,5 %, номинальные — на 11,4 % составив 66361 тенге. Среднемесячная заработная плата на одного работника во II квартале 2019 года составила 126498 тенге, что на 13,7% выше соответствующего периода 2018 года в номинальном выражении и в реальном — на 8,2%.

2. Основные приоритеты прогноза социально-экономического развития Жамбылской области на 2020 — 2024 годы

В среднесрочной перспективе социально-экономическое развитие области будет нацелено на дальнейшую реализацию Стратегии «Казахстан-2050» с учетом государственных программ, Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2025 года, Плана нации «100 конкретных шагов» по реализации пяти институциональных реформ и Пяти социальных инициатив Президента, а также стратегических направлений ежегодных Посланий Главы государства народу Казахстана и объявленных инициатив Первого Президента Республики Казахстан — Елбасы и предвыборной платформы «Благополучие для всех! Преемственность. Справедливость. Прогресс» Президента Республики Казахстан, где ключевыми приоритетами социально-экономической политики Республики Казахстан определены:

1) удержание инфляции в рамках целевого коридора в пределах 4 — 6% на период 2020 — 2021 годов с последующим снижением к 2022 — 2024 годам до 3 — 5%;

2) содействие в обеспечении стабильного роста экономики за счет стимулировании экспортоориентированной индустриализации путем повышения производительности, конкурентоспособности бизнеса и технологической модернизации базовых отраслей, привлечения прямых инвестиций в несырьевой экспорт, а также реализации потенциала развития регионов области в рамках Стратегической карты ключевых национальных индикаторов;

3) реализация при разработке третьей пятилетки индустриализации с внедрением инновационного развития, комплексных информационно-технологических платформ, повышением требований к энергоэффективности, энергосбережению, экологичности предприятий, стимулированием к инвестированию в «зеленые» технологии;

4) развитие «экономики простых вещей» путем освоения широкой номенклатуры товаров народного потребления через рост производительности труда, реализации экспортного потенциала и насыщения внутреннего рынка отечественными товарами, усиление работы транспортно-логистического сектора, а также обеспечение развития направлений «экономики будущего»;

5) увеличение производительности труда в сельском хозяйстве за счет реализации актуализированной Государственной программы развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан путем обновления сельскохозяйственной техники, увеличением площади посевных площадей и орошаемых земель, увеличением экспорта переработанной сельскохозяйственной продукции;

6) кардинальное улучшение и расширение бизнес-среды за счет увеличения охвата в рамках Государственной программы «Еңбек», дальнейшей реализации Государственной программы поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса-2020» до 2025 года, снижения всех видов издержек для бизнеса, расширением охвата микрокредитованием и использования механизмов ГЧП, а также развитие экспортного потенциала сектора малого и среднего бизнеса;

7) укрепление и развитие международных торговых связей с созданием благоприятных условий для продвижения отечественных товаров на рынки иностранных государств, проведение эффективной политики по выстраиванию взаимовыгодного сотрудничества с государствами-членами ЕАЭС;

8) ускорение темпов развития экономики и улучшение качества жизни населения за счет использования цифровых технологий в среднесрочной перспективе, а также создание условий для перехода на принципиально новую траекторию развития, обеспечивающую создание цифровой экономики будущего в рамках Государственной программы «Цифровой Казахстан»;

9) формирование благоприятных и комфортных условий проживания с расширением доступности нового жилья в рамках Госпрограммы «Нұрлы жер» и программы «7-20-25». Обеспечение строительства арендных квартир для молодежи, многодетных и малообеспеченных семей с внедрением механизма по повышению доступности жилья для многодетных и неполных семей, семей с детьми с ограниченными возможностями. А также улучшение условий проживания студенческой молодежи, модернизация жилищного фонда с учетом аспектов регионального развития, включая электро-, тепло-, водоснабжение и водоотведение, а также дальнейшую газификацию и доступ к питьевой воде;

10) продление реализации государственных программ инфраструктурного и жилищного строительства с интеграцией вопросов тепло-, водоснабжения и водоотведения, модернизации жилищного фонда, а также повышением эффективности транспортно-логистической инфраструктуры, внедрением интеллектуальной транспортной системы и современных технологий в строительном секторе;

11) расширение сети современной местной автодорожной сети, модернизация транспортной инфраструктуры, а также развитие инженерной и социальной инфраструктуры в рамках реализации проекта «Құтты мекен»;

12) улучшение экологической обстановки, в том числе по вредным выбросам, состоянию почв, земли, воздуха, утилизации отходов, реализация проектов по переработке твердых бытовых отходов;

13) обеспечение доступа к качественным медицинским услугам с повсеместным внедрением электронных паспортов здоровья, повышением доступности первичной медико-санитарной помощи, особенно на селе, организацией передвижных пунктов для полного охвата медицинским осмотром населения, полным оснащением районных больниц и поликлиник медицинским оборудованием, а также увеличением обеспеченности служб скорой помощи автомобилями и реанимобилями;

14) ориентированность на потребности граждан с усилением работы по налаживанию обратной связи с населением, в том числе путем живого обсуждения, разъяснения людям конкретных мер и результатов государственной политики, организации телефонов горячих линий и использования социальных сетей;

15) использование конкурентных преимуществ регионов с укрупнением населенных пунктов, опережающим созданием развитой инфраструктуры. Развитие перспективных сел путем реализации спецпроекта «Ауыл — ел бесігі», а также малых и моногородов.

Основой обеспечения экономической стабильности будет сдерживание уровня годовой инфляции в 2020 — 2021 годах в планируемом коридоре 4 — 6%, с последующим снижением до 3 — 5 %, для чего будет продолжена реализация мероприятий, направленных на насыщение внутреннего рынка сельскохозяйственной продукцией путем продолжения практики по организации еженедельных продовольственных ярмарок, дальнейшее развитие оптовых (коммунальных) и розничных продовольственных рынков и торговой инфраструктуры.

В оперативном порядке будут отслеживаться внешние и внутренние факторы, влияющие на изменение цен на потребительском рынке. Для создания условий развития конкурентных внутренних рынков, борьбы с ценовым сговором и недобросовестной конкуренцией будут приняты меры, направленные на сдерживание цен на продовольственные товары и топливо.

На период до 2025 года основной индустриальной специализацией области по-прежнему будут являться ключевые отрасли региона: производство продуктов питания, химическая промышленность, металлургическая и производство стройматериалов.

Улучшению состояния и динамичного развития экономики области будет способствовать реализация третьей пятилетней программы индустриально-инновационного развития, в рамках которой в области планируется реализация 15 инвестиционных проектов с объемом инвестиций на сумму 544,1 миллиарда тенге, с созданием свыше 4,2 тысячи новых рабочих мест.

Химическая отрасль будет оставаться доминирующей отраслью экономики. Объясняется это значительными запасами фосфорного сырья, дальнейшей разработкой фосфоритов, обработкой фосфора, наращиванием объемов и расширением ассортимента минеральных удобрений, открытием новых производств (ТОО «Казфосфат», ТОО «ЕвроХим-Удобрения», «Химический парк «Тараз»).

В среднесрочной перспективе продолжится проведение технологической модернизации базовых отраслей, увеличение экспортного потенциала и производительности труда, диверсификация и повышение конкурентоспособности продукции обрабатывающей промышленности с усилением ее социальной эффективности в рамках дорожных карт по развитию легкой, мебельной и строительной промышленности на 2019 — 2021 годы, предусматривающие создание полноценной цепочки добавленной стоимости и роста объемов производства, а также продвижение цифровизации на предприятиях.

Жамбылская область является одним из лидеров среди регионов по приоритетному направлению развития «зеленой» экономики. В области запланирована реализация инвестиционных проектов по строительству гидро-, ветро- и солнечных электростанций суммарной мощностью до 1390,2 МВт.

Основой развития агропромышленного комплекса будет являться Государственная программа развития АПК, направленная на увеличение объемов конкурентоспособной продукции сельского хозяйства, в рамках которой будут централизованы услуги по забою скота, ветеринарии, кормозаготовке, агрохимии, доставки продукции до объектов переработки и торговли путем развития сельхозкооперации с вовлечением личных подсобных и мелких крестьянских (фермерских) хозяйств.

Также для увеличения объемов производства продукции животноводства будет разработан кормовой баланс и расширены площади обводненных пастбищ.

В целях увеличения производства продукции растениеводства будет проводиться диверсификация посевов.

Особое внимание будет уделяться агрохимии — стимулированию внесения минеральных удобрений и увеличению доли площадей посевов качественных сортов семян.

В растениеводстве будет обеспечено повышение урожайности сельскохозяйственных культур за счет расширения посевных площадей, а также вовлечения в оборот неиспользуемых пахотных угодий. В перспективе планируется увеличить площадь с 28 тысяч гектаров до 35 тысяч гектаров.

Производство сахарного сырья является стратегически важной отраслью. К 2025 году планируется увеличить площадь выращивания сахарной свеклы до 15 тысяч гектаров. В регионе также активно разводятся сады, в том числе по интенсивной технологии.

Увеличение объемов производства животноводческой продукции будет обеспечено на основе создания современных животноводческих хозяйств, развития племенной базы и повышения генетического потенциала, строительства откормочных площадок и перерабатывающих предприятий.

В сфере переработки сельскохозяйственной продукции в рамках Дорожной карты по развитию пищевой и перерабатывающей промышленности на 2019 — 2021 годы усилия будут направлены на техническое и технологическое перевооружение производства, переход на международные стандарты качества, расширение ассортимента продовольственных товаров.

Развитие внутренней торговли в среднесрочном периоде будет осуществляться путем развития современных форматов торговли, повышения эффективности инфраструктуры действующих торговых рынков, совершенствования электронной торговли.

В инфокоммуникационной инфраструктуре будет продолжена работа по реализации программы «Цифровой Казахстан» посредством повсеместного внедрения информационно-коммуникационных технологий интеллектуальных систем в отрасли экономики, получения электронных государственных услуг на селе, развития услуг мобильной связи по технологиям 3G и 4G, а также высокоскоростного доступа к сети Интернет в сельских населенных пунктах.

Развитие транспортно-коммуникационной инфраструктуры будет направлено на развитие и улучшение транспортной связи между населенными пунктами области. Продолжатся работы по ремонту дорог, будут внедряться новые технологии.

Проводимая политика по местному содержанию будет способствовать росту отечественной экономики, увеличению доли несырьевого сектора, выпуска новой продукции и обеспечения конкурентоспособности отечественных товаров.

В среднесрочной перспективе будет проводиться активная социальная политика, в которой будет уделено особое внимание новой системе образования и здравоохранения, а также совершенствованию социальной системы.

В сфере образования акцент будет сделан на обеспечение доступности и повышение качества образования всех уровней с реформированием школьного образования на базе систем и методик обучения Назарбаев Интеллектуальных школ, повышением квалификации и статуса педагогов, использованием передовой материальной базы и актуальных программ обучения.

В системе дошкольного воспитания и обучения продолжится расширение инфраструктуры через строительство и открытие государственных и частных детских садов, мини-центров, развитие механизма государственно-частного партнерства.

В системе среднего образования будет продолжена работа по введению 12-летнего образования по структуре 0 (предшкола) +11-летнее обучение и планомерному переходу к обучению на трех языках. Обновлены стандарты образования.

Для сокращения количества аварийных и трехсменных школ продолжится финансирование строительства и капремонта школ.

В системе технического и профессионального образования будет обеспечено гарантированное государством получение первой рабочей профессии бесплатно.

Для повышения качества образования продолжится внедрение основных принципов дуального обучения.

Развитие здравоохранения будет направлено на предоставление качественной, доступной медицинской помощи и обеспечение качественными, безопасными лекарственными препаратами. Приоритетными направлениями развития сферы здравоохранения станут профилактика и раннее выявление заболеваний на уровне первичной медико-санитарной помощи в рамках Государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан «Денсаулық» на 2016 — 2019 годы и проекта данной программы на 2020 — 2025 годы.

Продолжится работа по обеспечению доступа к качественным медицинским услугам с повсеместным внед­рением электронных паспортов здоровья, повышением доступности первичной медико-санитарной помощи, особенно на селе, организацией передвижных пунктов для полного охвата медицинским осмотром населения, полным оснащением районных больниц и поликлиник медицинским оборудованием, а также увеличением обеспеченности служб скорой помощи автомобилями и реанимобилями.

Основным приоритетом развития сферы культуры станут активное содействие возрождению, сохранению, развитию и распространению самобытной культуры народа Казахстана, исследование и продвижение культурного наследия.

В рамках формирования единого культурного пространства страны будет продолжена работа по внедрению современных технологий и развитию новых форм культурных коммуникаций, обеспечивающих широкий доступ населения к продуктам культурной сферы и интеграцию казахстанского культурного наследия в глобальное пространство.

В целом акцент будет сделан на сохранение объектов историко-культурного наследия, развитие театральной, концертной и музейной деятельности, киноиндустрии, а также поддержку юных дарований в области культуры, в основе которой выстроенная система ценностей, творческая активность, способность создавать востребованный продукт культуры.

В сфере социального обеспечения работа будет ориентирована на модернизацию социальной защиты населения с упрощением и переводом в проактивный формат процедур назначения социальной помощи, усилением мер поддержки многодетных семей, инвалидов и лиц, воспитывающих детей-инвалидов, расширением применения принципов социального контракта и обязательного участия трудоспособных в мерах занятости, укреплением института семьи в рамках проекта «Бақытты отбасы», а также расширением вовлеченности в продуктивную занятость и мониторингом за соблюдением трудовых прав работников.

Продолжится работа по обеспечению безработных и самозанятых возможностями получения профессио­нальных навыков и компетенций, востребованных на рынке труда. Будут актуализированы и реализованы краткосрочные курсы по востребованным на рынке труда профессиям с упором на инклюзивность для особо нуждающихся групп населения: молодежи (в рамках проекта «Бесплатное профессионально-техническое образование для всех»); лиц с ограниченными возможностями и лиц пожилого возраста (за счет разработки специальных программ обучения).

В рамках Государственной программы развития регионов до 2020 года будет продолжена реализация задач по благоустройству регионов, эффективному и рациональному обеспечению населения питьевой водой и услугами водоотведения, по улучшению состояния жилищно-коммунального хозяйства в целом.

В рамках специального проекта «Ауыл — ел бесігі» в населенных пунктах планируется реализация проектов по капитальному, среднему и текущему ремонтам объектов жилищно-коммунального хозяйства (объекты водоснабжения, канализации, системы газо-, тепло-, электроснабжения); социально-культурных объектов (объекты образования, здравоохранения, социального обеспечения, культуры, спорта), инженерно-транспортной инфраструктуры (внутрипоселковые и внутрисельские дороги, подъездные дороги), а также реализация проектов по строительству и реконструкции объектов социальной, инженерной инфраструктуры.

С целью улучшения уровня и качества жизни населения будет продолжена работа по формированию благоприятных и комфортных условий проживания в регионах путем доступности нового жилья в рамках госпрограммы «Нұрлы жер» и программы «7-20-25».

Реализация программ направлена на привлечение частного капитала и позволит каждому гражданину, имеющему регулярный доход, решить жилищный вопрос.

До 2030 года планируется повысить доступность жилья до 30 кв. метров на одного человека, что станет импульсом развития жилищного строительства и создаст мультипликативный эффект для дальнейшего роста экономики.

В рамках реализации государственной программы «Нұрлы жол» к 2020 году будут построены и реконструированы 38,5 км сетей теплоснабжения.

В рамках реализации Государственной программы развития регионов до 2020 года будет увеличен доступ к централизованным системам водоснабжения: в городах до 89,5%, в селах — до 58,7%, и водоотведения: в городах — до 62%; в селах — до 1,5%. Построены и реконструированы 21 км сетей водоснабжения и водоотведения.

Продолжается работа по газификации, уровень газификации населения к 2030 году достигнет 100%, что позволит обеспечить газоснабжением 377 населенных пунктов.

3. Целевые индикаторы и показатели прогноза социально-экономического развития Жамбылской области на 2020 — 2024 годы

Социально-экономическое развитие Жамбылской области на 2020 — 2024 годы будет содействовать достижению к 2024 году целевых индикаторов социально-экономического развития, определенных в Прогнозе социально-экономического развития на 2020 — 2024 годы Республики Казахстан.

Валовой региональный продукт к 2024 году предполагается увеличить на 4,5%. Валовой региональный продукт в 2024 году к уровню 2019 года вырастет на 24% в реальном выражении.

Снижение уровня инфляции в долгосрочном периоде будет способствовать удержанию его уровня в среднесрочном периоде в коридоре 3 — 5%.

Уровень безработицы к 2024 году сложится на уровне не выше 4,8%.

Среднегодовой прирост объема валовой продукции сельского хозяйства в 2020 — 2024 годах составит порядка 5%.

Объем промышленной продукции в 2020 — 2024 годах будет расти в среднем на 4,1% в год.

4. Бюджетные параметры Жамбылской области

Основными задачами бюджетной политики на 2020 — 2024 годы станут:

стимулирование и поддержание роста экономики;

обеспечение сбалансированности и укрепление устойчивости государственных финансов;

создание условий для повышения качества человеческого капитала.

В целях улучшения качества человеческого капитала бюджетная политика будет направлена на увеличение финансирования образования, науки и здравоохранения с сохранением приоритетности социальных обязательств.

Первоочередными направлениями остаются дальнейшее повышение качества жизни и благосостояния населения, в том числе:

выполнение государственных социальных обязательств в полном объеме с учетом повышения доходов и поддержки малообеспеченных слоев населения;

дальнейшее развитие и модернизация социальной инфраструктуры, повышение качества человеческого капитала;

обеспечение доступа к качественному здравоохранению, профилактика и стимулирование здорового образа жизни;

поддержание занятости населения через стимулирование продуктивной занятости и развитие массового предпринимательства;

развитие и повышение эффективности АПК;

поддержка МСБ через стимулирование экспорта переработанной продукции;

повышение эффективности транспортно-логистической инфраструктуры;

создание условий для технологической модернизации и цифровизации отраслей экономики;

стимулирование развития жилищного строительства и повышение доступности жилья, в том числе для граждан с низкими доходами;

развитие энергетической инфраструктуры;

модернизация инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства и сетей водо- и теплоснабжения.

Основными приоритетами налоговой политики в среднесрочном периоде станут расширение налого­облагаемой базы, упрощение процедуры уплаты налогов для населения и бизнеса.

Приватизация и передача предприятий с государственным участием в конкурентную среду также будет способствовать расширению налоговой базы и снижению нагрузки на расходную часть бюджета

Основные приоритеты бюджетной инвестиционной политики на 2020 ­ 2024 годы

Приоритеты расходов областного бюджета на 2020 — 2024 годы будут направлены на реализацию направлений, целей, задач и положений, определенных документами Системы государственного планирования, ежегодными Посланиями и поручениями Президента Республики Казахстан народу Казахстана.

Для привлечения дополнительных источников финансирования реализация государственных инвестиционных проектов будет переориентирована на механизмы ГЧП.

Приоритетными для бюджетных инвестиций будут отрасли, имеющие мультипликативный эффект на рост экономики и занятости, направленные на повышение благосостояния населения.

Будут продолжены структурные реформы в экономике и завершены инициативы государства по созданию социальной, индустриально-инновационной инфраструктуры и повышению качества государственных услуг населению.

Ключевыми направлениями бюджетных инвестиций будут:

1. Диверсификация экономики и инфраструктурное развитие через развитие смежных отраслей экономики и поддержание экономической активности.

В рамках данного направления будут приоритетно финансироваться мероприятия госпрограммы «Нұрлы жол», ГПИИР и государственных программ.

2. Развитие региональных драйверов и улучшение условий жизни населения путем модернизации инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства и сетей водо- и теплоснабжения, развития жилищного строительства, повышения конкурентоспособности субъектов агропромышленного комплекса, дальнейшее развитие созданных сельхозкооперативов.

Для сохранения объемов производства МСБ и обес­печения занятости населения продолжится реализация ДКБ-2020 до 2025 года.

3. Модернизация социальной сферы. Финансирование расширения сети дошкольных организаций, школ и объектов здравоохранения будет осуществляться с учетом решения проблем по ликвидации аварийных школ и трехсменного обучения, сокращения дефицита мест в дошкольных организациях. Будет продолжена реализация государственных программ в сфере образования и науки, здравоохранения и занятости.

4. Повышение качества государственных услуг и реализации государственных функций путем внедрения государственного планирования, ориентированного на результат. Будут приоритетно финансироваться мероприятия по повышению качества государственных услуг и реализации государственных функций, в том числе в рамках Госпрограммы «Цифровой Казахстан».

В целях повышения эффективности бюджетных расходов планирование бюджета будет осуществляться по программам, обеспечивающим реализацию приоритетов социально-экономического развития.

Продолжится политика сокращения капитальных затрат бюджета через концентрацию бюджетных инвестиций только на проекты с высокой социально-экономической отдачей и высвобождение ниш для частных инвестиций.

Повышение эффективности использования бюджетных средств будет достигнуто путем усиления результативности бюджетного планирования посредством применения принципов бюджетирования, ориентированного на результат. В данном направлении особое внимание будет уделено качеству составления бюджетных программ и достижению их прямых и конечных результатов.

При этом все социальные обязательства государства будут выполняться в полном объеме.

Новые инициативы расходов

За счет трансфертов из республиканского бюджета на 2020 год предусмотрены новые инициативы расходов:

— повышение критерия оказания адресной помощи до 70% от прожиточного минимума;

— повышение пособий родителям, опекунам, воспитывающим детей-инвалидов (до 18 лет), и семьям (лицам), осуществляющим уход за инвалидом I группы с детства (старше 18 лет), до 30%;

— обеспечение жильем малообеспеченных семей из числа многодетных;

— обеспечение работающей молодежи жильем без права выкупа;

— увеличение стипендий учащихся рабочих специальностей на 30%;

— увеличение количества грантов в вузах для детей из малообеспеченных семей из числа многодетных;

— реализация специального проекта «Ауыл — ел бесігі».

Полная версия содержания «Прогноза социально-экономического развития Жамбылской области на 2020 — 2024 годы» размещена на официальном сайте управления экономики и бюджетного планирования акимата области economica-zhambyl.gov.kz.

Комментарии закрыты.