The news is by your side.

Страница истории

Время голода, террора и войн

Массовые политические репрессии, доведение населения плодородного
края до голода в первой половине ХХ века – одна из самых печальных страниц в истории Казахстана.

На долю жителей города Аулие-Аты и одноименного уезда в первой четверти ХХ века выпало много бед и лишений. Так, политика царского правительства, в том числе Столыпинская аграрная реформа, привела к обострению классовых и социальных противоречий, росло число разорившихся крестьянских хозяйств и неустроенных переселенцев. Тяготы Первой мировой войны легли на плечи народа массовыми реквизициями скота и фуража.

Указ царя Николая II от 25 июня 1916 года о мобилизации на тыловые работы вызвал волну возмущения и послужил причиной массового восстания казахов, охватившего все уезды Сырдарьинской области. Наиболее продолжительным было восстание в волостях Аулие-Атинского уезда. Но стихийные стычки безоружных крестьян и кочевников с карательными царскими отрядами были обречены на поражение. В 1916 году военная экспедиция по усмирению мятежников вынудила участников восстания бросить родные аулы и податься в Туркестан и Китай.

Наступивший в 1917 году голод вынудил около 50 процентов казахского населения двинуться на заработки в переселенческие поселки и города Туркестана. О том страшном времени в своем автобиографическом романе «Наша семья» писал Бауыржан Момышулы: «Два года подряд в наших краях были неурожаи, стояла засуха. Корма для скота недоставало. Зима была суровая. Начался массовый падеж скота. Люди с пустыми руками встретили весну. Наши соседи чрезвычайно пострадали, некоторые семьи вымерли, другие разбрелись по родственникам. Только на третий год народ собрался, получили от государства семенной фонд».

После Февральской революции у людей появилась надежда на радикальные изменения. Они начались со смены власти: с одной стороны — органы Временного правительства, опиравшиеся на казаков, зажиточных крестьян, владельцев мануфактур, купцов, среднеазиатских баев, с другой — Советы рабочих и солдатских депутатов, так сказать, революционная диктатура рабочих и крестьян, опиравшаяся не на законы государства, а на революционный захват.

После победы вооруженного восстания в Петрограде 25 октября 1917 года начинается процесс установления Советской власти. В Средней Азии центром революции стал Ташкент. Переход власти в руки Совета города Аулие-Аты был осуществлен мирным путем. Вот что пишет в своих воспоминаниях Бауыржан Момышулы: «Первые годы Советской власти в нашем крае прошли очень бурно, в своеобразной классовой борьбе, в условиях родовых распрей, создания аульных группировок и шантажей еще не сложившей оружие полуфеодальной знати — биев, волостных управителей, баев, которые стояли за спиной своих бедных родственников и вели ожесточенную борьбу за власть в ауле, в волости и за влияние в уезде».

Люди верили, что наступит светлое будущее, а оно началось с национализации промышленных предприятий, реквизиции земельных участков, сопровождающейся раскулачиванием и другими репрессивными мероприятиями. Политические репрессии начались сразу после Октябрьской революции, жертвами которых первоначально становились политические противники большевиков, в гущу событий попадали и сами большевики, которые за революцию не жалели собственной жизни. Репрессии проводились и по социальному признаку —
против бывших полицейских, жандармов, чиновников царского правительства, священников. Прямым результатом становления тоталитарной власти стало раскручивание репрессивной машины.

С октября 1917 года началась конфискация в пользу народа. «Богатые» люди обязаны были сообщать о своих доходах. Проводился повсеместный обыск. Из постановления протокола заседания президиума Аулие-Атинского исполкома от 25 марта 1919 года № 124: «…предложить всем исполкомам на местах и городской коллегии взять на отчет согласно распоряжения из центра всех буржуев и представить списки в наикратчайший срок в исполком с указанием возраста, специальности, имущественного и образовательного ценза и отношение в воинской повинности».

Многие горожане возмущались проводимой политикой. Из личного заявления гражданина Ивана Смирнова (№ 2122 от 8 апреля 1919 года): «…Всю жизнь я трудился, от деревни до деревни, зарабатывал только малые гроши для проживания. Благодаря же добрым людям, которые, видя мои непосильные труды и честность помогли мне открыть мануфактурную торговлю, которая никогда не превышала 5000 рублей оборотом лично моего. Как мне было обидно и горько, когда я узнал, что и я также числюсь буржуазией. Прошу быть снисходительным к моему труду». Как ни парадоксально, но этому труженику в просьбе не зачислять его в категорию буржуев было отказано.

Еще одно обращение жителя Аулие-Атинского уезда Мозгунова, владельца нескольких мельниц, было не принято во внимание, хотя он открыто писал о приближающемся голоде: «… На прямом жизненном основании каждое существо, тем более человек, заботится раньше и больше о себе, а потому же от избытка о других. Недаром старина дала пословицу: «Своя рубашка ближе к телу». Все проповеди и речи большевиков идут вразрез с основными законами природы и никогда не могут привестись в жизнь… Силой кормить и воспитывать чужую семью невозможно, а они хотят заставить. Да разве земледельцу даром достаются посевы и все полевые работы, которые он проводит, тем более у нас в Туркестане, когда, несмотря на холодные ночи и зори, по грудь с кетменем в воде ему приходится поливать свой хлеб, рискуя здоровьем, а ведь никто не верит и не придет на помощь, а когда человек приобрел, его заставляют продавать по твердой цене, а если не согласен, реквизируют все, не оставляя на пропитание семьи и обсеменение на следующий год. В конечном итоге все богатые трудолюбивые стали бедными, а лежебоки, лентяи голодают. Начинается продовольственный кризис. Просим дать нам возможность работать не только для себя, а и для вас».

Для борьбы с голодом зажиточных людей в 1918 году обязали выплатить крупную сумму денег. Суммы выплат на то время составляли от 100 тысяч до 1 миллиона рублей. Из предоставленных исполкому списков в городе Аулие-Ате и уезде буржуями числилось среди туземного населения 74 человека, среди европейского населения — 31 человек. Эти меры привели к тому, что по уезду практически не осталось предпринимателей-капиталистов, крупных скотоводческих хозяйств.

Уже через год люди, которые владели кустарными мануфактурами, занимались сельским хозяйством, могли прокормить и свою семью, и дать рабочие места многим, теперь имели лишь дом, небольшой участок земли, лошадь, корову и несколько овец. Богатым капиталистом числился тот, у кого дом был с деревянными полами, было кое-что из мебели, а если еще и небольшое стадо скота осталось, а вдобавок еще и грамоте обучен, — это прямой путь в число «врагов народа».

Это было трудное время. В уезде и городе царили разруха и голод, предприятия из-за бесхозяйственного управления бездействовали, в плачевном состоянии находилось и сельское хозяйство. Работать на земле или на фабрике было невыгодно, так как любую частную прибыль изымали новые власти. Нищета царила повсюду.

Надо было искать выход из сложившейся тяжелой ситуации. Так, 11 мая 1918 года в Аулие-Ате был проведен уездный съезд коренных национальностей, целью которого было привлечение к активному участию в государственном управлении казахских трудящихся. Съезд избрал новый состав уездного Совета казахских депутатов, председателем был избран Турар Рыскулов. На съезде обсуждались насущные вопросы о жизни края, о современном положении и задачах дехканства по ликвидации голода в уезде.

16 июня 1918 года прошел объединенный съезд Советов рабочих, солдатских, крестьянских и мусульманских депутатов. Участники съезда приняли резолюцию по реорганизации административных учреждений, решения по земельному, финансовому, продовольственному вопросам, военному делу. Были образованы Совет народного хозяйства и Комиссариат по национальным делам. Председателем уездного исполнительного комитета был избран Т. Рыскулов.

На этом съезде были подведены итоги первых шагов советского строительства в Аулие-Атинском уезде, большое внимание уделялось продовольственному снабжению городского и уездного населения. Так, повсеместно в уезде организовывались питательные пункты, где кормили голодающих. В результате работы Казревкома 26 августа 1920 года ВЦИК и СНК РСФСР приняли подписанный М. И. Калининым и В. И. Лениным декрет «Об образовании Киргизской (Казахской) Автономной Советской Социалистической республики» в составе РСФСР со столицей в Оренбурге.

Анна КРОКОШЕВА,
Жазира ШИЛЬДЕБАЕВА,
сотрудники государственного историко-культурного заповедника-музея
«Памятники древнего Тараза»

Комментарии закрыты.