The news is by your side.

Стратегические задачи. Роль региональных вузов в подготовке конкурентоспособных кадров

Роль региональных вузов в подготовке конкурентоспособных кадров

Более 40 лет работы в системе образования и опыт последних двух лет в качестве секретаря Жамбылского областного маслихата позволили посмотреть на университетское образование не только с позиций ректора вуза, но и в качестве руководителя представительной власти в регионе. Хотелось бы поделиться некоторыми своими предложениями, касающимися роли регионального вуза в подготовке конкурентоспособных кадров для отраслей экономики.

Сегодня перед региональным университетом стоит ряд стратегических задач: подготовка высокопрофессиональных кадров с учетом особенностей социально-экономического развития региона; проведение научных исследований, внедряемых в инновационную экономику и социальную сферу для улучшения качества жизни населения; реализация государственной молодежной политики в области. Таким образом, есть триединая цель: вуз должен стать для региона центром науки, подготовки кадров и социо­культурного развития.

В настоящее время взаимоотношения между властными структурами и руководством региональных вузов юридически недостаточно обязывающие и экономически малозависимые, что служит сдерживающим фактором максимального использования научного, образовательного и культурного потенциала вузов. Иными словами, региональный вуз законодательно не ответственен и не подотчетен ни перед бюджетом, ни перед администрацией региона.

В таких условиях для дальнейшего повышения роли регионального вуза и укрепления его авторитета нужно придать ему официальный статус регио­нального университета, который должен быть закреплен законодательно. Обязанности и критерии таких вузов должны быть дифференцированными в зависимости от специфики регионов и направлены на обеспечение их лидерской и координаторской роли в развитии образовательной и научной деятельности в области.

Сегодня три вуза в стране носят название «региональный»: Актюбинский региональный университет имени А. Жубанова, Костанайский региональный университет имени А. Байтурсынова, Таразский региональный университет имени М. Х. Дулати. Однако за этим названием абсолютно ничего не стоит. Поэтому важно в меморандумах, подписанных между Министерством образования и науки РК (сегодня Министерство науки и высшего образования РК — Прим. автора) и акиматами областей, а также в программах развития территорий конкретно определить роль регионального университета.

Сможет ли региональный университет стать точкой инновационного роста? Это в первую очередь определяется обеспечением качества университетского образования.

Проводимая МНВО политика модернизации высшего образования предусматривает профилизацию регионального вуза. Это означает, что каждый университет сегодня должен упорядочить перечень своих специальностей с учетом специфики региона и реальной потребности в конкретных кадрах для отраслей экономики. Невозможно одинаково успешно готовить в одном вузе юристов, экономистов, педагогов, технологов и программистов. Очень важно университету найти свою нишу на рынке образовательных услуг.

В этом плане важна разработка для вузов региональных атласов профессий, которые были апробированы на уровне ТиПО. В рамках проекта «Мамандығым — менің болашағым» региональные вузы будут тесно взаимодействовать с акиматами и местным корпоративным сектором. Самое главное — необходимо синхронизировать систему подготовки кадров с экономической политикой региона.

В последние годы казахстанские вузы активно участвуют в различных рейтингах мирового и республиканского уровней. Это позволяет университетам определить свои позиции, оценить уровень конкурентоспособности образовательных услуг, содействовать качественной работе вуза, а главное — привлечь больше обучающихся и расширить рамки привлекательности для работодателей.

Рейтинги отличаются методологическими и методическими подходами к их проведению, а также используемым критериальным аппаратом.

Например, Независимое агентство аккредитации и рейтинга проводит рейтинг вузов по таким критериям, как концентрация талантливых студентов, преподавателей и исследователей; академическая мобильность студентов и профессорско-преподавательского состава; трудоустройство выпускников; уровень взаимодействия вуза и работодателей; конкурентоспособность научных публикаций. А Независимое казахстанское агентство по обеспечению качества в образовании составляет Национальный рейтинг на основе анализа академических статистических показателей, оценки экспертов и опроса работодателей.

При проведении рейтинга, на наш взгляд, не совсем корректно использовать одни и те же критерии и показатели к национальным и региональным вузам.

Для оценки включенности университета в региональные процессы необходимо учитывать конкретные индикаторы. Например, количество научных публикаций, имеющих региональную тематику, связанную с происходящими здесь социально-экономическими, политическими, социокультурными процессами. Выполнение научных проектов, внедренных в конкретное производство и направленных на повышение качества жизни населения региона. Наличие в университете площадок для взаимодействия с различными сообществами региона. Количество выпускников университета, занимающих ключевые позиции в структуре политической, экономической, гражданской элиты региона. Такие индикаторы позволяют дать комплексную оценку деятельности регионального вуза.

К сожалению, большая часть научных проектов в региональных университетах выполнена в экспериментальном режиме и не внедрена в конкретное производство. Коммерциализации данных исследований препятствуют, во-первых, несовершенство законодательства, во-вторых, нехватка финансирования. В связи с этим необходимы нормативно-правовые акты, регулирующие механизм вывода результатов научных исследований на рынок, а также внедрение новых механизмов финансирования. Только тогда в регионах появится потребность бизнеса в науке и получит развитие наукоемкая экономика.

Полагаем, что эти вопросы решатся в новом законопроекте «О науке и технологической политике», который будет разработан по поручению Главы государства.

Ведущим направлением деятельности вузов является реализация государственной молодежной политики в регионе. Следует отметить, что сегодня меняется ее концепция: молодежь рассматривается как сфера инвестиций, а не как проб­лемная сфера, требующая исключительно ограничительных и сдерживающих мер. Тезис «все для молодежи» меняется на тезис «вместе с молодежью». Ключевым приоритетом должно стать создание условий для полноценного участия молодежи в сфере занятости и в общественной жизни. Другими словами, необходимо состыковать региональные социальные программы занятости и новую молодежную политику.

Нужно учитывать и происходящий сейчас процесс расслоения молодежи. Молодые люди приезжают в город из села. Часть из них адаптируется и вливается в городскую жизнь, а другая часть сталкивается c проблемами адаптации и становится легкой добычей разного рода религиозных проповедников и криминальных структур. Поэтому составной частью новой молодежной политики должна стать осмысленная программа адаптации сельской молодежи.

Таковы основные направления деятельности регионального вуза, обеспечивающие качество университетского образования. Когда говорят: «Сильные регионы — сильная страна», хочется добавить: «Сильные регио­нальные университеты — сильные регионы — сильная страна».

Махметгали САРЫБЕКОВ,
доктор педагогических наук, профессор,
заслуженный деятель Казахстана

Комментарии закрыты.