The news is by your side.

Судьбоносное решение — за народом. Референдум определит новый вектор развития страны

Референдум определит новый вектор развития страны

29 апреля Президент страны Касым-Жомарт Токаев предложил стране провести 5 июня референдум по поправкам в Конституцию. Референдум — всенародное голосование — разрешит важнейшие вопросы государственной жизни.

Поправки в Конституцию станут определенным вектором, по которому и будет строиться будущее Казахстана. Уже известно, что на предстоящий референдум будет вынесен ключевой вопрос о том, согласны ли казахстанцы с поправками, вносимыми в Конституцию. Также рабочая группа по внесению изменений в Конституцию может вынести на отдельное голосование каждый пункт поправок.

Что же изменится в Казахстане?

На съезде партии «Amanat» Глава государства заявил, что планируется переформатировать политическую систему страны с помощью изменений в Конституции, что позволит окончательно уйти от суперпрезидентской формы правления при помощи усиления полномочий Парламента и маслихатов. То есть грядущая конституционная реформа нацелена на комплексную трансформацию всей государственной модели.

Кардинальных изменений не ожидается, но, как утверждает Глава государства, плебисцит укрепит взятый страной курс на демократизацию.

Во всем прогрессивном мире плебисцит является одной из наиболее наглядных и очевидных форм прямого народовластия. Однако в Казахстане этот эффективный институт демократии не был задействован в полной мере. По крайней мере, как в России не будет, где от референдумов практически отказались, и два десятилетия все держится на словах и указах Президента.

По мнению Главы государства, конституционная реформа значительно усилит представительную ветвь власти, систему сдержек и противовесов, повысит субъектность маслихатов. «В свою очередь введение полностью мажоритарной системы выборов депутатов районных и городских маслихатов откроет возможность для граждан более эффективно влиять на жизнь в регионах», — сказал Касым-Жомарт Токаев.

В новой редакции Конституции особенно четко обозначены вопросы по закреплению равноудаленного статуса Президента страны от всех политических партий и движений, запрет его ближайшим родственникам занимать политические должности и руководящие посты в квазигосударственном секторе.

«Важный блок поправок затрагивает правозащитную сферу. Создание Конституционного суда, закрепление статуса Уполномоченного по правам человека на конституционном уровне, безоговорочный запрет смертной казни, законы и иные правовые акты, их отдельные положения, признанные неконституционными, в том числе ущемляющими закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина, отменяются и не подлежат применению со дня принятия Конституционным судом решения или с даты, им установленной. Все эти шаги направлены на всестороннее соблюдение прав и свобод граждан», — добавил Глава государства.

Следует отметить, что впервые в истории нашей страны граждане будут наделены правом самостоятельно обращаться в Конституционный суд.

При ознакомлении с текстом проекта закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» необходимо обозначить более подробно некоторые поправки в Конституцию, изложенные в новой редакции, с которыми, по моему мнению, нельзя не согласиться. В частности, закрепляется такая норма: «Земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы принадлежат народу. От имени народа право собственности осуществляет государство. Земля может находиться также в частной собственности на основаниях, условиях и в пределах, установленных законом».

Замечу, что изменения в Конституцию не коснутся получения прямого дохода граждан от землепользования и добычи полезных ископаемых, как и в других странах СНГ. Хотя совершенно иным путем стараются идти некоторые экономически развитые и развивающиеся страны.

«Каждый имеет право на свободу труда, свободный выбор рода деятельности и профессии. Принудительный труд допускается только на основании судебного акта о признании виновным в совершении уголовного или административного правонарушения либо в условиях чрезвычайного или военного положения».

В этой норме почти ничего нового, кроме уточнения: вместо «приговора суда» внесена поправка «на основании судебного акта о признании виновным в совершении уголовного или административного правонарушения».

«Председатели и судьи Конститу­ционного суда, Верховного суда и иных судов, председатели и члены Центральной избирательной комиссии, Высшей аудиторской палаты республики, военнослужащие, работники органов нацио­нальной безопасности, правоохранительных органов не должны состоять в политических партиях, профессиональных союзах, выступать в поддержку какой-либо политической партии».

«Законопроекты, внесенные в порядке законодательной инициативы Правительства Республики в целях оперативного реагирования на условия, создающие угрозу жизни и здоровью населения, конституционному строю, охране общественного порядка, экономической безопасности страны, подлежат рассмотрению Парламентом немедленно на совместном заседании его палат».

Крайне важными считаю поправки в Конституцию, которые затронут право отзыва избирателями депутата Мажилиса, избранного по одномандатному территориальному избирательному округу, в порядке, определяемом конституционным законом. Раньше права отзыва депутатов у избирателей не было.

Кстати, очень много изменений внесено по назначению акимов областей, городов республиканского значения и столицы, избранию депутатов Мажилиса, и расширению их полномочий. Например: «Акимы областей, городов республиканского значения и столицы назначаются на должность Президентом республики с согласия депутатов маслихатов, расположенных на территории области, или депутатов маслихатов городов республиканского значения и столицы соответственно». «Маслихат большинством голосов от общего числа его депутатов вправе выразить недоверие акиму и поставить вопрос о его освобождении от должности соответственно перед Президентом республики в отношении акимов областей, городов республиканского значения и столицы либо вышестоящим акимом в отношении акимов иных административно-территориальных единиц».

Внесены изменения, имеющие особо важное значение, относительно деятельности Конституционного суда. «Организация и деятельность Конституционного суда регулируются конституционным законом». «С согласия Сената Парламента назначаются на должности: Председателя Конституционного суда, Председателя Национального Банка, Председателя Высшего Судебного Совета, Генерального прокурора и Председателя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан, а также освобождаются от должностей». «Конституционный суд Республики Казахстан состоит из одиннадцати судей, включая Председателя, полномочия которых длятся шесть лет. Одно и то же лицо не может быть назначено судьей Конституционного суда более двух раз подряд». «Должность судьи Конституционного суда несовместима с депутатским мандатом, занятием иных оплачиваемых должностей, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности, осуществлением предпринимательской деятельности, вхождением в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации».

Важно подчеркнуть, что провозглашенные Конституцией независимость государства, унитарность и территориальная целостность республики, форма ее правления, основополагающие принципы деятельности республики являются неизменными.

Положения Конституции Республики Казахстан, определяющие порядок принятия конституционных законов, а также деятельность Конституционного суда, вводятся в действие с 1 января 2023 года.

Итак, мы уже вышли на финишную прямую реализации конституционной реформы, которая ознаменует новый этап в развитии нашей страны. Хотелось бы надеяться, что после конституционной реформы наши депутаты и чиновники будут работать более ответственно, коррупции в стране станет на порядок меньше.

Бактияр АЛДАШОВ,
председатель общественного совета
по развитию государственного управления
и противодействию коррупции
при Жамбылском областном филиале партии «Amanat»

Комментарии закрыты.