The news is by your side.

Султан казахского кино. Режиссёр, создавший драгоценное наследие прошлого века

Режиссёр, создавший драгоценное наследие прошлого века

10 марта 2023 года исполнилось 100 лет со дня рождения казахскому режиссеру, сценаристу, заслуженному деятелю искусств Казахской ССР, лауреату Государственной премии Казахской ССР имени Абая, режиссеру легендарного кинофильма «Қыз-Жібек» Султан-Ахмету Ходжикову. Сегодняшнее поколение не должно забывать режиссера, создавшего драгоценное наследие прошлого века, — прекрасного мира киноискусства, обогащающего внутренний мир зрителя.

Султан-Ахмет Ходжиков приступил к съемкам историко-драматической драмы «Қыз-Жібек» 55 лет назад. Современники считают, что только благо­даря характеру — жесткому, требовательному, не переносившему двойственности и лукавства, он смог снять главную картину своей жизни. Этот характер был сформирован войной.

С.-А. Ходжиков родился 10 марта 1923 года в Аулие-Ате (ныне Тараз), в 18 лет ушел на фронт. В составе 8-й Гвардейской Панфиловской дивизии прошел от Москвы до Балтийского моря. Вырос в звании до гвардии капитана. 8 мая 1945 года младший из четырех сыновей Латифы Ходжиковой писал матери: «Дорогая апа! Войне конец, просто не верится, что буду дома. Но если бы не вера, мы бы не победили… Целую, твой Кенже». После войны по совету старшего брата Кулахмета поступил на режиссерский факультет ВГИКа в мастерскую Александра Довженко.

История появления картины «Қыз-Жібек» такова. Директор «Казахфильма» Камал Смаилов повез на утверждение в Москву три сценария. Один из них забраковали. Так как отказ стоил «Казахфильму» годового бюджета, он вспомнил киносценарий «Гакку» Габита Мусрепова.

Фильм о любви Қыз Жібек и Тулегена стал народным с первых дней съемок: жители окрестных аулов безвозмездно отдавали киностудии сохранившиеся в доме атрибуты прошлого. В фильме есть эпизод, где Жiбек, мчась на лошади, разбрасывает по степи свои украшения. Это была не бутафория, а настоящие старинные ювелирные изделия из серебра. Режиссер требовал, чтобы все было максимально убедительным и выразительным. Спорить с ним было трудно, фактически невозможно.

Известный кинорежиссер Болат Шарипов, начинавший свою карьеру в кино с картины «Қыз-Жібек» ассистентом режиссера, рассказывает:

— Наше знакомство с ним (Султан-Ахметом Ходжиковым. — Прим. автора) состоялось в 1967 году: я посещал тогда режиссерские подготовительные курсы при «Казахфильме», где Султан-Ахмет Ходжиков читал лекции. Скупо делясь наметками будущего фильма «Қыз-Жібек», очень часто рассказывал нам о своих однокашниках — Григории Чухрае и Тенгизе Абуладзе. Восхищаясь фильмом «Мольба», Абуладзе говорил: «Снять один такой фильм — и можно умирать со спокойной совестью».

Вплотную я приблизился к нему летом 1968 года. После окончания подготовительных курсов в штат киностудии из-за отсутствия мест меня не приняли, взяли только по договору. «Будешь работать в режиссерской группе, выполнять разные поручения», — сказал мне Ходжиков.

Поздней осенью того же года съемочная группа выехала на съемки уходящей натуры для фильма «Қыз-Жібек». Из-за затянувшихся баталий с худсоветом долго не могли утвердить кандидатуры исполнителей главных ролей, из-за этого задерживался и пошив их костюмов. Да и сами съемки уходящей натуры были разрешены только для того, чтобы еще раз убедиться в актерских возможностях молодого Кумана Тастанбекова. Решено было снять только одну большую сцену — встречу Тулегена с дружиной Бекежана. Снимали близ реки Или. Дул какой-то жуткий ветер. Песок лез в глаза, рот, уши… Какая тут, к черту, съемка! Когда, наконец, объявили готовность к ним, Султан-Ахмет Ходжаевич вышел из кабины уазика, откуда давал распоряжения, и приступил к репетиции. Полагая, что теперь настала моя очередь отдыхать, я залез в машину. Он, заметив это, строго прикрикнул: «Твое место здесь, на площадке, рядом со мной!»

Я тогда еще не знал, что это только начало моих адовых мук. Не знаю, какие нужно было иметь нервы, выдержку, чтобы сработаться с его тяжелым характером. Я не преувеличиваю свой скромный ассистентский труд, просто хочу искренне поделиться мыслями и чувствами, которые я испытал за те три года, что снимался фильм «Қыз-Жібек». Довольно быстро я понял, что ни под каким видом не должен выдавать не только недовольство, раздражение, усталость, но даже болезнь. Напротив, если я хотел попасть в штат киностудии, то нужно было на деле доказать свою полезность работой в три раза большей, чем он поручал. Ходжиков же, словно испытывая мою выдержку, посылал, поручал, заставлял… Я и конюх, я и рабочий: и в зной, и в дождь, и в зимнюю стужу в бесконечных экспедициях таскаю груды кошм, посыпаю их вонючим нафталином, сушу, таскаю обратно на склад, занимаюсь костюмами, реквизитом, актерами, массовкой, лошадьми, караванами верблюдов…

 

Кинопробы

Попытаться угодить Султан-Ахмету Ходжикову, по словам Болата Шарипова, было делом бессмысленным.

— Он на дух не переваривал лесть, — вспоминая своего учителя, говорит ныне известный режиссер. — Говорил едко, иронично, не любил пышного пустословия. Не помню, чтобы кого-то хвалил. Разве что Меруерт Утекешеву — он ее любил и по-отечески опекал.

Султан-Ахмет Ходжаевич имел очень жесткий характер. Во время просмотра рабочих материалов зачастую мы наблюдали столкновения двух мнений: его как режиссера и Габита Мусрепова как автора сценария. Габиту Махмудовичу не нравились сцены боев с калмыками, длинные волосы Тулегена, неубедительной казалась игра Жiбек…

Но великие остаются великими и благо­родными даже в своих поражениях, потому что главным критерием для них и в жизни, и в искусстве была искренность. Пройдя через сотни сомнений, мук и терзаний, Мусрепов после просмотра картины признался: «Я был противником Султан-Ахмета, не принимал многие его взгляды и творческие принципы, не верил в успех снимаемой им картины, но сегодня признаю, что был неправ — фильм получился ярким и убедительным. Я искренне поздравляю режиссера Ходжикова с победой».

Непросто оказалось попасть в картину и исполнителям главных ролей. Куман Тастанбеков учился на третьем курсе театрального факультета института искусств имени Курмангазы (так тогда называлась Казахская национальная консерватория), когда появилось объявление об актерском кастинге для фильма «Қыз-Жібек». В студенческое общежитие пришла ассистент режиссера. Отобрала несколько ребят, в том числе и Кумана.

— Султан-Ахмет Ходжиков сразу обратил внимание на меня и начал потихоньку готовить, — рассказывал актер. — А уж как я старался понравиться ему! Каждый его жест, каждое слово воспринимал как приказ, который обсуждению не подлежит. Когда он сказал, что мне, мол, худеть надо, я тут же перешел на хлеб и воду. Нет, я никогда не был толстым, но лицо, хотя уже и жил в городе, оставалось деревенским — щеки круглые и тяжелые.

Когда я пришел через неделю с заметно осунувшимся лицом, режиссер удовлетворенно сказал: «Вот это другое дело. Теперь можно начинать и кинопробы».

Асанали Ашимов наиотрицательнейшую роль Бекежана сыграл так, что, как сказал Оралхан Бокеев, «положительный герой был убит не только физически, он просто померк в глазах зрителя: после выхода на экраны фильма «Қыз-Жібек» симпатии людей оказались на стороне эмоционального, обнаженного в своих чувствах, а потому искреннего Бекежана».

— Но в картину актер попал вопреки желанию недолюбливающего его режиссера. По словам Асанали-ага, Ходжиков, как и многие другие в те годы, смотрел на него как на выскочку и корыстолюбивого карьериста.

— За мной шлейфом тянулось — «зять Шакена Айманова», — вспоминает актер. — Пройти пробы он разрешил мне так, на всякий случай. А мне страшно хотелось сыграть Бекежана. Это была узловая роль, на ней держался весь фильм, поэтому соперники у меня подобрались архисерьезные. Каукен Кенжетаев, Нурмухан Жантурин, Ануар Молдабеков…

Накануне проб я всю ночь не спал, а с утра побежал в театр. Подобрал там костюм средневекового батыра и шлем, который очень шел мне, и попросил сделать грим, в первую очередь подчеркивающий глаза. А они у меня в те годы были хороши. И выдал все, что мог! Габит Мусрепов, автор сценария, был потрясен.

— Вот он — Бекежан! — закричал старик.

Нравлюсь-не нравлюсь я режиссеру — уже не играло роли: всем было ясно, кто будет играть Бекежана.

Человек со сложным характером, Ходжиков оттаивал постепенно, большими друзьями мы с ним стали только ближе к концу съемок.

 

Маки, маки, красные маки

— Султан-Ахмета Ходжаевича можно было понять, — говорит Болат Шарипов. — Отдаваясь работе так, как будто «Қыз-Жібек» была главной картиной всей его жизни, он и других истязал, и себя не жалел. Красный цвет в фильме для него стал символом тревоги и надвигающегося зла. Вспомните начало фильма: брызги красной крови на такыре, затем — бесконечные кадры с алыми маками, погибающий Тулеген сжимает в руке вырванные в предсмертной судороге стебли этих кровавых цветов…

Чтобы снять маки, нужно было их еще найти. Снимается, например, сцена возвращения рода шекты на землю обетованную. Габит Мусрепов в своем сценарий описывал это так: «… Все аулы в едином порыве движутся на запад, к родным берегам Ак-Жаика. Караваны, караваны… празднично разряженные коши. Все кони, верблюды в небывалом убранстве ярких ковров, сырмаков, алаша. Караваны кошей-кочевок, уходя под самый горизонт, величественно молчат на всех гребнях холмов, увалов, возвышений… И всюду поющий люд: от малого до старого — и все в самых лучших своих нарядах, и у всех на устах — песня».

Движение этих караванов предполагалось снимать на фоне ярких цветущих маков. Но маки, как известно, быстро выгорают. В поисках свежих маковых полей нам иногда приходилось всей вышеописанной армадой, плюс съемочной техникой, аппаратурой, людьми ежедневно совершать марш-броски по 30-40 километров. Находили поля, снимали и уже поздно ночью возвращались в лагерь; голодные, усталые, с одной лишь мыслью добраться до спального мешка. А жили мы, то есть я и второй режиссер Виктор Пусурманов в одной юрте с Ходжиковым (такова была воля нашего шефа). И вот уже шеф требует: «Зовите сюда всю администрацию, операторов, художников, декораторов. Обсудим план съемок на завтра!» На часах полпервого ночи. Можно представить себе настроение всей съемочной группы.

Иногда его требовательность граничила с непонятным упрямством. Скажем, операторы предлагали ему оптимальный вариант. Не останавливая идущий вдоль берега реки караван и не возвращая его на исходное место для следующего дубля, просто поменять фон. Делается это следующим образом: операторы садятся в операторскую машину и быстро перебираются на противоположный берег реки и ведут съемки с движением оттуда. Казалось бы, чего проще! И точка другая, и фон другой. Но шеф был непоколебим. Ему казалось, что с противоположного берега фактура степи не будет столь выразительной. Хотя проверить это не составило бы особого труда. А на следующий день он неожиданно соглашался. Вот такой он был, Султан-Ахмет Ходжиков — сомневающийся, терзающий и себя, и других. Это вызывало напряжение в съемочной группе. Один Асхат Ашрапов, главный оператор фильма, оставался невозмутимым. Худой, жилистый, не знающий усталости, готовый работать все 24 часа в сутки. Хитро улыбаясь, с башкирским акцентом спрашивал: «Ну что, Султан-Ахмет Ходжаевич, снимаемлар или репетируемлар?»

Художественное решение фильма Ходжиков доверил Гульфайрус Мансуровне Исмаиловой, талантливой художнице, женщине фантастического обаяния, привнесшей в картину столько романтики, такого многообразия цвета. В особенности в костюмное решение. После фильма «Қыз-Жібек» у нас было снято немало исторических фильмов, но я не могу припомнить хотя бы один из них, в котором так ясно ощущались бы характеры героев и эпоха, именно казахские глубоко национальные мотивы.

Что еще сказать о моем учителе? Иногда до смешного был суеверным. Шли съемки в Куртинском районе Алма-Атинской области. Весна. Пора змеиных свадеб. Их было такое множество! Кишмя кишели, под каждым камнем, под каждым кустом, заползали даже в юрты. Однажды шеф сказал: «Надо пригласить к нам в юрту Гука, пусть поживет с нами на время Куртинской экспедиции». Гук — это режиссер «Казахфильма», кореец, полное имя — Цой Гук Ин, снимавшийся в эпизодической роли китайского купца. Я вышел из юрты и тихо, от души посмеялся. Хотя правду сказать, спать с Гуком действительно стало спокойней.

После съемок, уже в монтажно-тонировочный период, у Султан-Ахмета Ходжаевича случился инфаркт. Когда гроза миновала и из реанимации его перевели в палату, я пришел навестить. Сильно поседевший Ходжиков был похож на глубокого старца. Хотя какой старик? Ему было в ту пору всего 46 лет. Осунулся, небритый, отпустил усы. «…Вот, восемнадцать сосудов отказали… Олар қанымды ішті», дескать, они кровушку мою попили. Так он намекал на свои непростые отношения с администрацией. Лишь полгода спустя режиссер приступил к монтажу фильма. Я приезжал к нему домой на машине, забирал и вез на студию. Поднимаясь по лестнице, Ходжиков просил: «Проверь пульс». Боялся, что вдруг не сможет завершить фильм. Но, к счастью, все обошлось. Фильм он закончил и был свидетелем триумфа. Сегодня с высоты времени вспоминаешь обо всем с грустью и теплотой, а тогда, чего уж греха таить, были моменты полного отчаяния, желания бросить все и удрать домой. Но, глядя на Султан-Ахмета Ходжаевича, на его неистовую, фанатическую преданность своему делу, непреклонную волю, с которой он шел к заветной цели, становилось стыдно за свою слабость.

… «Қыз-Жібек» купили многие страны. Однако триумф фильма никак не отразился на судьбе режиссера. После выхода на экраны главной своей картины Султан-Ахмет Ходжиков 15 лет не снимал игровые ленты. Он признавался звукорежиссеру Кадыржану Косаю: «Я подсчитал свой ежемесячный доход — он не превышает 40 рублей».

— Кстати, Госпремией за «Қыз-Жібек» ни он, ни его семья так и не воспользовались: она ушла на погашение долга за перерасход пленки для «Қыз-Жібек».

Годы вынужденного безделья были заполнены написанием сценариев, но ни один из них не был включен в тематический план «Казахфильма». Почему? На этот вопрос трудно ответить однозначно. Возможно, отказы были продиктованы тем, что романтик Ходжиков был рожден снимать эпические фильмы, которые и тогда, и сейчас требуют огромных денег. А может быть, не всем нравились его прямолинейность и жесткость. Сам он никого не осуждал. «Наше дело снимать, а не давать оценку другим», — говорил режиссер, оставивший столь яркий след в истории отечественного кино.

Галия ШИМЫРБАЕВА,
«Казахстанская правда»

Комментарии закрыты.