The news is by your side.

Свадебный переполох

Особенности национальной женитьбы

Казахские свадебные традиции и обычаи передаются из поколения в поколение с давних времен. Всем известно, что свадьба у казахского народа проходит в несколько этапов, каждый из которых имеет свое значение. 

Традиционно казахская свадьба состояла из нескольких этапов: предварительный сговор (қыз айттыру), сватовство (құда түсу), свидание жениха и невесты (қыз қашар), свадьба в доме невесты (қыз ұзату), переезд молодой в дом мужа, свадебное празднование в ауле мужа.

Невесту для сына родители начинали присматривать заранее, задолго до его совершеннолетия. Искали подходящую семью, узнавали, нет ли в семье наследственно больных. Существовал древний обычай, запрещающий браки между мужчинами и женщинами своего рода, а также, согласно правилам, женщина не должна была быть старше мужчины больше чем на восемь лет, а мужчина старше женщины больше чем на 25 лет. Специально ездили к уважемым людям поговорить о будущем своих детей, выражали желание стать сватами.

Существовали различные виды сговора — қыз айттыру — между родителями будущих жениха и невесты. Если семьи, хорошо знающие друг друга, связанные крепкой дружбой, договаривались стать сватами еще до рождения детей, то такое сватовство называлось бел құда. Если же сватали детей с колыбели — бесік құда. Иногда человек, женивший сына на дочери свата, мог выдать свою дочь за сына своего свата, тогда их так и называли — қарсы құда, что означает «взаимный сват».

Сватовство не ограничивалось только сговором. Проходили так называемые смотрины — қыз көру. На подобных встречах часто затевались айтысы между девушками и джигитами. Понравившиеся друг другу девушка и джигит объяснялись в чувствах, и джигит отправлял сватов.

К отцу девушки приходил доверенный посланец жениха жаушы, чтобы договориться о свадьбе. После обоюдного согласия сваты в знак уважения преподносили друг другу подарки. Со стороны жениха это был қарғыбау (қарғы — уздечка, бау — поводья), а отец девушки накидывал на плечи жаушы праздничный чапан, называемый шеге шапан. Увидев на жаушы новый чапан, встречающие осыпали его монетами и сладостями (шашу).

Женились после құда тусу (сватовства). Процесс сватовства был довольно непростым, но очень интересным. Отец невесты, заранее извещенный о приезде сватов, приглашал родных и близких. Отец жениха с близкими родственниками приезжали в дом невесты. Самого главного представителя сватов называли бас құда. Затем приближенные жениха преподносили невесте и ее родителям подарки, полагающиеся по традиции. Сторона невесты преподносила обрядовое угощение из печени и курдючного сала — құйрық бауыр. Это налагало на родителей сторон определенные права и обязанности, уже нельзя было отступать от свадебного договора.

Окончательный договор между сватами назывался бата аяқ. В некоторых местах он именовался сырға тағар или баталасу. Отец жениха ехал к будущему свату и обговаривал срок свадьбы, количество калыма, кәде-жора (подарок). Существовало два вида бата — кесімді бата и кесімсіз бата. Кесімді бата — это когда точно назначались дата свадьбы, объем затрат, количество скота. Кесімсіз бата — это когда назначалась дата свадьбы, а объем затрат и количество скота определялись позднее, с учетом обстоятельств и времени.

Айжан АУЕЛБЕКОВА

Комментарии закрыты.