The news is by your side.

Свести счета

Загляните в квитанции: не обманули ли вас?

Тема расчетов за потребленные коммунальные услуги, похоже, становится притчей во языцех. Сколько бы ни жаловался потребитель на странные ноу-хау поставщиков, направленные на дополнительное взимание с него денег, монополист по-прежнему тянет одеяло на себя. 

Причем изощряются в придумывании новых технологий экспроприации не только не подотчетные местному антимонопольному ведомству «акулы», такие как АО «КазТрансГаз Аймак», но и мелкие ТОО и ИП по вывозу бытовых отходов, тарифную политику которых это ведомство тоже не контролирует. Чтобы убедиться в сказанном, достаточно просмотреть квитанции.

Для начала обратим внимание на дату: газовики и энергетики взимают плату, как и положено по закону, за потребленную в декабре услугу согласно показаниям приборов учета. А вот в квитанциях по вывозу мусора, за водопровод и канализацию, за тепло ГКП «Темiр Жол-Жылу» счет выставляется наперед за едва наступивший январь. Как может потребитель просчитать в начале месяца, сколько воды или тепла он потратит к концу месяца?

Теперь другой нюанс. К примеру, ИП «Махмудов Т. А.», пришедший несколько месяцев назад на смену не справляющемуся со своими обязанностями ИП «Кандауров», начал свою деятельность с повышения тарифа на 20 тенге. Народ молча проглотил эту пилюлю, и среднестатистическая семья из четырех человек стала вместо 320 платить 400 тенге в месяц. Такая покорность только подогрела аппетит индивидуального предпринимателя, и в начале января он уже выставил потребителю незаконную предоплату в таком же размере, указав окончательную сумму за январь — 800 тенге. Но самое интересное то, что, беря предоплату, ИП забывает сделать перерасчет в пользу потребителя, поскольку в течение первых 10 январских дней он в связи с праздниками вывозом мусора не занимался.

Неразбериха с оплатой из месяца в месяц повторяется и в квитанциях ГКП «Тараз-Cу». Здесь решили поиграть с потребителем, систематически указывая в графах «долг нач.» и «пеня» какие-то непонятные недоплаты и переплаты. Счет идет на тиынки, сумма невелика, но осадок остается.

Автору этих строк в ноябре пришлось разбираться по двум таким квитанциям в абонентском отделе «Тараз-Су». Там пояснили, что названная сумма — это не пеня, а потерянные в марте три кубометра воды. Пришлось оплатить, что называется, по нулям. В декабре непонятные суммы всплыли вновь. И чтобы не было недоразумений, пришлось «обнулить» обе квитанции несмотря на то, что в одной оплата шла по кубам наперед. Каково же было изумление, когда после новогодних праздников в квитанциях водоканала на январь вновь появились суммы в графе «долг нач.» -7,14 и -1,72. Напрашивается вопрос: откуда они берутся, если контролер в присутствии абонента дважды внес в компьютер полную «нулёвку»?

И, наконец, набившее потребителю оскомину АО «КазТрансГаз Аймак».

800x457_gaz_1266417990_img_2383

Жалобы на это ведомство сыплются в редакцию газеты «Знамя труда» со всех сторон. Вчера утром пришел пенсионер Мамыр Инкарбеков, сетующий на то, что в квитанции за декабрь ему вновь накрутили поправочный коэффициент.

— Газовики говорят, что на холоде приборы работают неточно, поэтому в зависимости от температуры воздуха на улице они прибавляют кубометры. Но я живу в микрорайоне, и счетчик у меня установлен в квартире, в нормальном температурном режиме, откуда же они берут эти недоплаченные кубометры? — возмущается аксакал. — Я уже в прокуратуру обратился, жду ответа.

Аналогичная ситуация у Александра Свиридова, который тоже пришел в редакцию выразить свое несогласие с подобными расчетами:

— Несмотря на то что живу я в частном секторе, счетчик установлен в помещении и резким температурным колебаниям не подвержен, откуда тогда коэффициент?

— Доводы газовиков на поправочный коэффициент необоснованны,- возмущается по телефону еще один наш читатель Турсунбек Райкулов. — По моим данным, за месяц по счетчику набежало 583 куба, по расчетам газовиков, естественно, — больше. В паспорте на установленный у меня диафрагменный счетчик написано, что в условиях, отличных от нормальных (от 18 до 25 градусов), предусмотрена возможность перерасчета к нормальным условиям. Я сделал расчет по приведенной там формуле согласно ГОСТу 2939-63 и получил при температуре 25 градусов объем реального потребления ниже моего на 10 кубометров. Сейчас, конечно, не лето, тогда почему летом нам не уменьшали объем потребления?

А Парат Мынбосынов все-таки заплатил разницу в показаниях в объеме 160 кубометров, но пошел с жалобой в финансовую полицию, где ему порекомендовали обратиться в суд.

— Политика «КазТрансГаза» вообще не понятна: мы в июле установили новый счетчик, прошедший поверку, соответствующий всем техническим параметрам. Если он работает с погрешностью, а по декабрьским показаниям «КазТрансГаза» она у нас составила 22 куба, то зачем вообще монополист заставляет потребителей менять старые приборы на такие несовершенные новые? — недоумевает Любовь Александрова. — И еще. Квитанцию на оплату комуслуг по газу нам принесли в пятницу 11 января с уведомлением, что долг на 11 января составляет более десяти тысяч тенге, и если мы не оплатим услугу в течение трех дней, подачу газа прекратят. У меня двое детей, одному три года, другому две недели, естественно, за субботу и воскресенье оплату произвести я не смогу. А в понедельник газовики уже грозятся отключить газ. До каких пор будет длиться этот беспредел?

Кстати, и другие абоненты Тараза получили квитанции в пятницу и даже в воскресенье, 13 января. Выходит, за нерасторопность контролеров отвечать должен абонент?

Теперь об оплате. Взглянув в свою собственную квитанцию, увидела, что АО «КазТрансГаз Аймак» в декабре за счет разницы в тарифах в графе «разница» поимело за 1072 куба 3160,36 тенге; за счет разницы в кубатуре в графе «потреблено» (1136-1070) — еще 64 куба газа (по цене 15,1933 тенге) на 972,37 тенге. В целом переплата (новый тариф плюс поправочный коэффициент) составила 4132,73 тенге. И это только с одного абонента при том, что показания следующего месяца, января, опять же начнут учитывать с реально набежавшего объема, то есть без учета уже оплаченных 64 кубов за низкие температуры, делая повторные накрутки за температуру.

А может, обоснованность повышения расчетного коэффициента с 0,98 в ноябре до 1,06 в декабре это просто блеф? Оказалось, нет. Синоптики Жамбылского центра гидрометеорологии сообщили, что декабрь на самом деле выдался холодным: если в ноябре плюсовая температура держалась 20 дней, минусовая — 10 (в том числе три дня ниже -10), то в декабре теплыми были 13 дней, холодными — 18 (с температурой ниже -10 и -15). Хотя потребителю, переплачивающему монополисту в течение трех месяцев немалые суммы, от этого, конечно, не легче.

И еще один нюанс: просмотрев квитанции за несколько лет, неожиданно обнаружила, что объем потребления газа за зиму 2012 года в сравнении с предыдущими годами вырос почти в два раза: с 500-700 кубов до 1070, а по расчетам газовиков — до 1136 за месяц. Климат при этом кардинально не поменялся, планировка дома, отопительные точки — тоже. То есть напрашивается вывод: газ нам подают некачественный: горит сильно, а тепла не дает.

В связи с этим возникает целый ряд вопросов: кто должен контролировать качество топлива и услуг по его поставке; с чьей легкой руки в квитанциях появилась графа «потреблено», позволяющая монополисту лавировать между законом и беззаконием; что означает термин «условия, отличные от нормальных», и как он соотносится с устанавливаемым коэффициентом; и, наконец, почему на подобные ноу-хау не обращают внимания контролирующие органы? Редакция намерена найти ответы на эти вопросы в более высоких контролирующих инстанциях, поскольку тема, судя по звонкам обеспокоенных читателей, остается открытой.

Наталья ПЕРФИЛЬЕВА

2 Комментарии
  1. $$$VASKIN $$$ говорит

    В Петропавловске за отопление 1 квадратного метра берут 45 тенге при нормальных условиях (отсутствуют неисправности подвала и течи воды в подвале). У нас, где зима значительно слабее и короче , взымается 78тенге.Расход топлива на отопление ,значительно меньше.Вот вам и работа контролирующих организаций.Наши,видимо, повязли в коррупции и овзятках.

  2. ))) Еще один монополист зажрался говорит

    Просим Вас (пишу от имени многих возмущенных клиентов КазТелеКом» — монополиста). Деньги сдирают большие а качество интернета «мегалайн» туфта. скорость очень низкая и невозможно даже открыть сайты в конце месяца. КТК говорят что в конце месяца у нас типа закончился лимит — завралиь. например для разоблачения их вранья мой хороший друг ничего не загружал с интернета в течении декабря меяца, даже агент и скайп не открывал. в конце месяца а именно начиная 27 числа у него интернет начал очень слабо работать, он позвонил в сервис-службу и попросил разобраться. оператор ответила — «У Вас лимит в 80 гигабайт закончился и скорость упала практически на 90%. И? куда пропали 80 гигабайт трафика? дед мороз съел?. уважаемая редакция просим вас разобраться с данным монополистом.

Комментарии закрыты.