The news is by your side.

Свято место пусто не бывает

Приверженцы агрессивных культов проповедуют на улицах, в тюрьмах и вузах

В Жамбылской области миссионеры проповедуют нетрадиционные религиозные учения. Среди официально незарегистрированных объединений — таблиги и салафиты. Они уже пустили корни в нашем регионе. Несут ли эти сообщества угрозу Казахстану? Чтобы сделать какие-то выводы, нужно разобраться в природе новых для нас течений и в том, как они влияют на сознание людей.

— В регионе очень много молодых людей, интересующихся религией, — говорит дипломированный теолог Танжарык Турганкулов, который является координатором ОО «Исследования агрессивных культов». — 80 процентов из них — исламского направления. Мы думали, что религиозность — это хорошо, так как вера заставляет людей отказываться от алкоголя и табака, вести правильный образ жизни. Но в мечеть приходят и радикально настроенные люди, нетерпимо относящиеся к любому мнению, которое не совпадает с их взглядами, они само-уверенны и нередко невежественны в элементарных вопросах толкования Корана.

А у нас население в религиозном плане неграмотное, многому верит на слово, не желая вникать в суть вещей, поддается влиянию радикалов. Наша религиозность проявляется в основном на бытовом уровне. Люди, как правило, не читают намаз, но отмечают Курбан айт и другие мусульманские праздники. Такая же ситуация среди последователей христианства.

Откровенно говоря, во время неразберихи в 90-е годы из-за дефицита кадров кто попало становился имамом. Мечети строились каждый год в разных населенных пунктах, а специально обученных людей не было. Вот и появилось свободное поле деятельности для новых миссионеров и идеологов нетрадиционных религий, в том числе и агрессивных культов.

Танжарык Турганкулов, наверное, имеет право делать такие заявления, потому что до начала своей педагогической деятельности в вузе сам 15 лет был имамом и знает жизнь мечети изнутри.

— В какой-то момент понял, что на самом деле как имам толком не разбираюсь во многих вопросах, которые мне задают люди, и тогда пошел учиться в Туркестанский университет имени Ясави, — признается он.

Сейчас в стране ситуация улучшается, имамов назначает муфтият — Духовное управление мусульман Казахстана. Каждый год они проходят аттестацию и обучение. Квалифицированные кадры приходят на смену доморощенным.

 

Таблиги

— В начале 90-х годов многие наши ребята обучались в Пакистане, — говорит Танжарык Турганкулов. — Они-то и привезли сюда новые веяния, которыми молодые люди легко увлекаются. Сообщества таблигов, несмотря на существующий закон в Казахстане, никак не зарегистрированы, официально они не имеют разрешения на свою деятельность. Это аполитичное религиозное движение, организованное в 1926 году в Индии Мауланой Мухаммадом Ильясом. Главная его цель — умножение числа верующих, приверженцев ислама. Поэтому таблиги работают с широкими массами.

У них есть трех- , десяти- и 40-дневные дагуаты — проповеди. Эти люди выезжают в другие населенные пункты, ходят по дворам, подобно свидетелям Иеговы, и проповедуют. Мы сделали вывод, что таблиги — это не слишком агрессивное сообщество, хотя не всем нравится, когда они стучатся в дом. Как теологи они слабо подкованные люди. От искаженного толкования Корана бывает много вреда. Это создает благодатную почву для работы приверженцев религиозных движений экстремистского толка, то есть далекого от основ ислама.

Сообщества таблигов сегодня сосредоточены в Т. Рыскулова, Байзакском, Кордайском и Жуалынском районах. Поскольку последователи движения разрешения на миссионерскую деятельность не имеют, правоохранительные органы их задерживают и штрафуют за проведение проповедей, но эти люди не унимаются.

Сейчас они действуют хитро. Скажем, пять человек едут в Т. Рыскулова район к своему единоверцу в гости. А тот зовет человек двадцать гостей. Начинаются проповеди. Полиция приходит проверить, что происходит, а сделать ничего не может: официально в доме собрались гости, — констатирует ученый.

 

Салафиты

Другое незарегистрированное движение — салафиты — вызывает еще большие опасения. Его последователи активно ведут себя в Шуском и Жамбылском районах, а также в Таразе и Каратау. Они выступают с призывами ориентироваться на образ жизни и веру ранней мусульманской общины. Саляфия означает «понимание религии в том виде, в котором её понимал Пророк и его сподвижники». К салафитам причисляются, в частности, ваххабиты. Это так называемые фундаменталисты.

— Своей основной задачей салафиты считают борьбу за очищение ислама от чуждых, с их точки зрения, примесей, которые основаны на культурных, этнических или каких-то других особенностях мусульманских народов, — говорит Танжарык Турганкулов. — Салафиты делятся на несколько групп. В первую входят суририты, которые не признают некоторые национальные обряды. Например, беташар. Они выступают за ношение бород и хиджабов, порицают музыку и рисование.

Во вторую группу входят люди, которые причисляют себя к мадхалитам. Их у нас много. Они критикуют государственную политику и имамов, по сути, разжигают религиозную рознь. Следующая категория салафитов — джихадисты. Они своих адептов настраивают на то, чтобы всем неверующим объявить джихад — священную войну с оружием в руках.

По мнению теолога, салафиты — это экстремистское движение.

— Об этом говорит тот факт, что из Казахстана на Северный Кавказ уезжало тридцать фундаменталистов, чтобы вести свою священную войну в Чечне. Вопреки ожиданиям, там радикалов коренное население не встречало с распростертыми объятиями. Их просто физически уничтожали.

В настоящее время в таразских колониях среди заключенных можно насчитать не менее двух десятков салафитов. У них криминальное прошлое, среди них есть причастные к деятельности террористических организаций. Некоторые заключенные попадают под их идеологическое влияние.

Автору этих строк один из их адептов, осужденный за разбойное нападение, хорошо известен. После досрочного освобождения за примерное поведение молодой мужчина вышел с сильно изменившимися взглядами на жизнь. Он регулярно читал намаз, посещал мечеть, отпустил бороду, в спорах о вере проявлял агрессивность и нетерпимость. Недавно снова отправился на нары за мелкую кражу в блинной — есть нечего было, а на работу человека с темным прошлым никто не брал.

Если в колониях должным образом не будут заботиться о религиозном просвещении ему подобных, то еще неизвестно, какой бомбой замедленного действия могут стать на свободе бывшие заключенные, которым нечем заняться, потому что они никому не нужны.

По словам Танжарыка Турганкулова, сейчас салафитов в местах заключения поместили отдельно. В настоящее время колонии посещают четыре имама, которые ведут просветительскую работу.

— В ней также участвует наш центр оказания помощи пострадавшим от влияния нетрадиционных религиозных течений при ОО «Исследования агрессивных культов», который существует уже третий год, — говорит он. — Надо сказать, что у основной массы заключенных особого интереса к религиозным вопросам нет. Мы общались с заключенными салафитами, и они говорили, что сами не понимали, на что шли, когда уезжали в Чечню. Наша сверхзадача — повлиять на взгляды религиозных фанатиков к моменту их освобождения. Хочу обратить внимание на то, что переубедить этих людей очень сложно, это максималисты по своей сути. И интерес к просвещению у них пробудить непросто.

В этом году за помощью к теологам по телефону доверия обратились тридцать шесть человек. Анализ показывает, что на юге страны люди страдают в основном от радикального исламского движения. Жертв сект христианского толка значительно меньше.

80 процентов молящихся в мечетях — молодые люди. Это нормально, ведь они находятся в поисках истины, смысла жизни. Но радикалы при обращении в свою веру в основном ориентируются на эту категорию населения. Они приходят в мечети, чтобы после намаза в беседах с верующими, так сказать, открыть им глаза на истину. Некоторые студенты Таразского педагогического института поддались этому влиянию. В нынешнем году один из них развернул бурную деятельность: проводил в общежитии ТарГПИ собрания, на сотовые телефоны молодым людям от него поступали изречения, ролики и фильмы религиозного содержания. Он обрел несколько сторонников, защищавших его.

Как только Танжарык Турганкулов вынес эту ситуацию на всеобщее обсуждение студентов, ему по телефону начал угрожать духовный наставник радикально настроенного адепта, у которого, как оказалось, в спортивной секции качают мышцы и, надо полагать, проникаются религиозной идеологией десятки молодых людей.

— Ситуацию в вузе удалось стабилизировать благодаря лекциям, на которых обсуждались толкования Корана, — говорит педагог. — В настоящий момент студент, примкнувший к салафитам, не высказывает свои мысли публично, потому что сверстники в вузе его уже не слушают. Однако молодой человек, заваривший кашу, сам в ней сильно увяз. Беседы с ним пока что не дают результатов.

В целом, по нашей оценке, сейчас в области ситуация по религиозному экстремизму нормальная, но угрозы существуют, резюмировал теолог.

 

Человек с ружьем

Конечно, говоря об угрозах, на ум сразу приходит прошлогодняя трагедия в Таразе, когда Максат Кариев расстреливал людей и потом сам подорвался в центре города. Танжарык Турганкулов не склонен связывать эти события с религиозным экстремизмом.

— Местные радикалы этого человека не поддерживали, — говорит он. — Да, на его религиозные взгляды повлияли в западном регионе страны, но нельзя сбрасывать со счетов и то, что в жизни ему не везло: в армии был избит, потом бизнес не пошел. Этим, возможно, объясняется его обращение в веру. Мне кажется, что его пособники помогали ему не по религиозным мотивам. До отъезда из области он был их лидером. Скорее всего ситуация с расстрелом людей возникла в основном из-за личных проблем этого человека.

Однако эту точку зрения не разделяет политолог Ерлан Карин. В своем интервью газете «Время» он приводит серьезный довод, который указывает на то, что люди, действующие подобно Максату Кариеву, вероятнее всего прошли достаточно сильную идеологическую обработку, поскольку они «добровольно и осознанно шли на смерть, хотя им предлагали сдаться, что особо не характерно для обычных криминальных банд».

Возможно, наши радикалы его и не поддерживали, но ведь в стране разные религиозные группировки борются за сферы влияния. К тому же не надо забывать и о том, что Максат Кариев как-то уж очень быстро вернулся в Жамбылскую область после терактов на западе страны. На простое совпадение это не похоже.

 

Радикалы

В Конституции Республики Казахстан закреплено право человека на свободу вероисповедания. Но нередко в нашем обществе под прикрытием борьбы за чистоту веры ведется обыкновенная война за сферу влияния. В нынешних условиях государство не может пускать на самотек эту очень тонкую и взрывоопасную область человеческих взаимоотношений. В Казахстане по решению суда запрещенными объявлены такие организации, как «Аль-Каида», «Исламское движение Восточного Туркестана», «Исламское движение Узбекистана», «Курдский Народный конгресс» («Конгра-Гел»), «Асбат аль-Ансар», «Братья-мусульмане», движение «Талибан», «Боз гурд», «Жамаат моджахедов Центральной Азии», «Лашкар-е-Тайба», «Общество социальных реформ», «АУМ Синрикё», «Организация освобождения Восточного Туркестана», «Исламская партия Туркестана» — всего черный список состоит из четырнадцати наименований.

— Экстремистской организация объявляется, если она мешает нормальному развитию общества, — говорит Танжарык Турганкулов, — если она несет угрозу жизни и здоровью людей, разжигает религиозную и социальную рознь, раскалывает семьи, если ее лидеры манипулируют людьми на религиозной почве, устанавливают контроль над сознанием адептов, в том числе и с помощью гипноза. У нас все это можно наблюдать среди салафитов.

Елена ЕФИМОВА

Комментарии закрыты.