The news is by your side.

Связаны общими интересами. Что поменяется в нашей жизни

Что поменяется в нашей жизни

Одним из главных событий этого года был всенародный референдум по поправкам в Конституцию РК. Поэтому нет ничего удивительного в том, что его последствия — наступившие и ожидаемые — до сих пор активно обсуждаются. Все мы надеемся, что это событие станет источником больших страновых изменений, положит начало Новому Казахстану.

Если говорить об изменениях, то условно их можно разделить на 12 основных блоков.

Первый блок. Провозглашение природных ресурсов собственностью народа.

От имени народа право собственности осуществляет государство. Это окончательно ставит точку в вопросе, кому принадлежат данные ресурсы. Государственные же институты лишь управляют от имени народа этими ресурсами. Необходимо учитывать, что ни в коем случае это не затрагивает режим частной собственности на землю, то есть земля, находящаяся в частной собственности, будет и дальше в частной собственности.

Также следует отметить, что схожий режим имеется в Конституции касательно власти. Власть по Конституции принадлежит народу. Однако народ осуществляет свою власть через государственные институты.

Второй блок. Отмена смертной казни.

Вопрос отмены смертной казни в Республике Казахстан решался поступательно. С 2003 года в целях дальнейшей гуманизации уголовной политики государства Указом Президента Республики Казахстан введен мораторий на исполнение смертной казни. Далее в январе 2021 года Казахстаном был ратифицирован Второй Факультативный Протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни.

Уголовный кодекс РК содержал 17 составов, позволявших применить смертную казнь как меру наказания.

В декабре 2021 года принят закон по вопросу отмены смертной казни. Из уголовного законодательства Республики Казахстан исключены все положения, позволяющие использовать смертную казнь как вид наказания. Кроме того, исключена оговорка о возможности применения Республикой Казахстан смертной казни в военное время.

Теперь же этот вопрос окончательно решается в Конституции.

Данный шаг свидетельствует о приверженности Республики Казахстан демократическим ценностям и идеям верховенства права.

Третий блок. Возможность применения принудительного труда к административным правонарушениям.

На сегодня принудительный труд, то есть общественные работы применяются как наказание за уголовные правонарушения.

Однако, как показывает мировой опыт, мелкие
административные правонарушения также могут наказываться общественными работами. К примеру, за загрязнение мест общего пользования можно будет привлечь человека к общественным работам по уборке территории. Это может стать более эффективным как для общества, так и для самого человека, нежели штраф в пять месячных расчетных показателей, особенно в отношении неплатежеспособных нарушителей, чтобы нагрузка не падала в конечном итоге на семейный бюджет.

Это показывает зрелость общества и готовность к переменам. Если соответствующая поправка будет поддержана, начнется работа по сбору предложений по пересмотру санкций Кодекса об административных правонарушениях, где целесообразно такую меру взыскания внедрять.

Четвертый блок. Ограничения, связанные с должностью Президента.

Во-первых, предложено установить ограничения для близких родственников Президента занимать политические должности и руководящие посты в квазигосударственном секторе. В соответствии с Конституцией Республики Казахстан Президент является гарантом прав и свобод человека и гражданина. В этой связи, с целью исключения возможности использования родственных связей для занятия влиятельных должностей в государстве, озвучено предложение по установлению на конституционном уровне запрета на занятие близкими родственниками Главы государства руководящих должностей в государственных и квазигосударственных структурах.

Более подробно хочу остановиться на вопросе, кто у нас в соответствии с законодательством отнесен к близким родственникам и какие должности не смогут занимать близкие родственники Президента.

Так, законодательством (Кодекс «О браке (супружестве) и семье») к близким родственникам отнесены родители, дети, усыновители, усыновленные, полнородные и неполнородные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки.

Между тем законодательство о противодействии коррупции также устанавливает ограничения для свойственников, то есть близких родственников супругов.

В свою очередь Указом Президента определен Реестр должностей политических и административных государственных служащих, к которым отнесены руководители госорганов, руководители Администрации Президента, Канцелярии Премьер-Министра, их заместители, акимы, чрезвычайные и полномочные послы и другие.

К квазигоссектору у нас относятся организации, участником которых выступает государство, к примеру, государственные предприятия, национальные управляющие холдинги, национальные компании и другие. В случае установления соответствующих запретов на законодательном уровне, к примеру, брат, сестра, дети Президента не смогут занять руководящую должность в таких нацкомпаниях, как «Самрук-Казына» или «Байтерек», стать акимом области или занимать политические должности в государственном органе.

Предполагается, что возможность занимать какие-
либо руководящие должности в госсекторе будет зависеть от двух факторов: наличия близкородственных отношений, определяемых законом, и отнесения должности к категориям, определенным в Конституции. Разумеется, что действие запрета возможно при полном совпадении этих двух условий. Кроме того, следует учитывать, что данный запрет будет иметь силу только в период исполнения полномочий Президента.

Во-вторых, для Президента вводится ограничение состоять в политической партии на период осуществления своих полномочий.

При анализе данной проблемы необходимо исходить из того, что в Конституции Республики Казахстан, а также в законах «О политических партиях» и «О государственной службе Республики Казахстан» данные вопросы не урегулированы. Существующий пробел позволяет совмещать должности государственной службы и должности в общественных объединениях, быть руководителями филиалов политических партий и прочее.

Вместе с тем членство указанных категорий должностных лиц в составе политических партий приводит к сращиванию партийных структур с государственным аппаратом, препятствует становлению эффективной партийной системы.

На практике происходит формирование партийной бюрократии, подчиняющейся определенным установкам и задачам. Особенно ярко административный ресурс проявляется при проведении выборов. Вместе с тем предлагается деятельность Главы государства от поддержки одной политической партии переориентировать на поддержку всей политической системы, стимулировать развитие многопартийности и обеспечивать равенство всех политических партий.

В целом, полагаю, что предложение о приостановлении членства в политической партии Президента Республики Казахстан и иных лиц, указанных в Послании Президента, особенно в условиях становления партийной системы и слабости действующих политических партий как в организационном, так и в личностном плане, вполне разумно и необходимо, что обеспечит развитие политической конкуренции в стране.

Президент Республики Казахстан — это высшее должностное лицо государства. Он — гарант прав и свобод человека и гражданина. В силу своего особого конституционного статуса и полномочий он принимает меры по охране суверенитета, независимости страны и государственной целостности территории, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

Данное положение обязывает Главу государства не связывать себя с какой-либо одной политической партией, а действовать в интересах всего многонацио­нального казахстанского общества.

Предложение о введении обязанности Президента Республики Казахстан прекратить членство в политической партии на срок исполнения президентских полномочий, а также об обязательном выходе из партии председателей и членов Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан, Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета, Конституционного Суда Республики Казахстан обеспечило равенство политических партий перед законом.

Данная норма повысит политическую конкуренцию, обеспечит равные условия для развития всех партий, будет способствовать появлению новых политических партий и движений, позитивно скажется на политическом климате нашей страны.

В-третьих, Глава государства в своем Послании озвучил необходимость отхода от практики «ручного управления» путем исключения избыточных полномочий Президента и предоставления акимам и маслихатам больше самостоятельности при принятии решений на местах. В частности, предложено исключить право Президента отменять и приостанавливать акты акимов регионов, а также освобождать от должности акимов районов, городов областного и районного значения, сельских округов. Данная реформа должна поспособствовать усилению местных представительных и исполнительных органов (акиматы и маслихаты), в целом политической модернизации, что также свидетельствует об отказе от «суперпрезидентской модели управления».

Пятый блок. Изменение модели избирательной системы.

Внесены изменения по назначаемым Президентом депутатам Сената Парламента, число которых будет сокращено. Так, сейчас Сенат Парламента образуют депутаты, избранные маслихатами (по два от каждого региона) и 15 депутатов от Президента (34 региона плюс 15 назначаемых Президентом, итого — 49 депутатов Сената).

Изменениями в Конституцию квоты назначаемых Президентом депутатов сокращаются с 15 до 10 депутатов, пять из которых будут рекомендованы Ассамблеей народа Казахстана (учитывая, что Указом Президента образованы три новые области, теперь по два кандидата от 20 регионов, то есть 40 плюс 10 назначаемых Президентом, пять из которых по рекомендации АНК, итого — 50 депутатов Сената).

Как следствие, значительно снижается участие Главы государства в формировании верхней палаты представительного органа.

Мажилис же сейчас избирается по пропорциональной системе, то есть только через политические партии. Согласно Конституции, Мажилис сейчас состоит из 107 депутатов, включая девять от АНК.

Квота от АНК — девять депутатских мандатов — исключается, то есть в Мажилисе остаются 98 депутатов. Эти депутаты будут избираться по смешанной системе: по системе пропорционального и одномандатного представительства, 100 процентов на уровне районов, 50 процентов на уровне области и порядка 30 процентов на уровне Мажилиса.

Это означает, что часть депутатов будет избираться через партийные списки, часть — через прямые выборы кандидата народом.

Следует обратить особое внимание на введение императивного мандата, который будет действовать на всех уровнях. Что это такое? Это возможность отзывать избранного депутата (по одномандатному округу), если такой депутат не удовлетворяет запросам общества.

Фактически, это механизм повышения ответственности избираемых депутатов и стимул претворения в жизнь заявляемых ими предвыборных программ. При этом прекращение полномочий депутата при такой модели также смешанное: либо исключение кандидата из партийного списка, ликвидация политической партии, либо отзыв депутата избирателями. Механизм отзыва депутата избирателями будет дополнительно проработан в рамках законопроектной работы в случае одобрения данного изменения в Конституцию страны. Предполагается, как один из возможных вариантов отзыва депутата — создание соответствующей инициативной группы, сбор подписей граждан и так далее. В соответствии с принятыми поправками в статью 99 Конституции данный механизм будет введен в действие, начиная с выборов депутатов Мажилиса Парламента восьмого созыва.

Шестой блок. Изменение параметров принятия законов.

Мажилис Парламента наделяется правом принятия законов, а также правом преодоления возражений либо предложений Сената. Сенат только будет одобрять или не одобрять законы, уже принятые Мажилисом. При этом проекты конституционных законов палаты будут рассматривать на совместных заседаниях. Это обусловлено тем, что конституционные законы представляют собой законы по вопросам, прямо установленным Конституцией Республики Казахстан.

Таким образом, усилится влияние нижней палаты Парламента, изменится баланс в политической системе.

Предлагаемая модель значительно упростит порядок принятия законов и, учитывая вышеназванную смешанную модель избрания депутатов, приведет к росту конкуренции взглядов и идей при принятии законов. Данный механизм будет введен с 1 января 2023 года.

Касательно временных актов Правительства. В своем Послании от 1 сентября 2020 года Глава государства отметил, что излишняя законодательная регламентация деятельности исполнительной власти обусловила медленную работу государственного аппарата и «загрузила» Парламент. Президент акцентировал внимание на том, что в быстро меняющемся мире низкая скорость принятия решений становится угрозой национальной безопасности. В этой связи была поставлена задача — обеспечить баланс между уровнями правовой регламентации.

Следует отметить, что во время пандемии коронавируса в Республике Казахстан Указом Президента от 16 марта 2020 года № 286, принятым в соответствии с подпунктом 16) статьи 44 Конституции, Правительству были переданы исключительные полномочия по принятию актов и даче поручений государственным органам, в том числе местным исполнительным органам. Данное решение позволило оперативно реагировать Правительству на кризисные ситуации, вызванные пандемией коронавируса. Таким образом, в целях оперативного реагирования государственными органами на кризисные ситуации предлагается предусмотреть в законодательных актах компетенцию Правительства по принятию временных нормативных правовых актов в кризисных ситуациях.

Данная норма будет строго ограничена такими ситуациями, как случаи возможности угрозы жизни и здоровью населения, конституционному строю, охране общественного порядка, экономической безопасности страны. То есть Правительство не будет иметь права без веской необходимости принимать временные акты.

Указанный механизм носит исключительный характер и может быть применен только в ситуациях, не терпящих отлагательства.

Седьмой блок. Ограничения, связанные с пребыванием в должности.

Предложено запретить состоять в политической партии, профсоюзах, выступать в поддержку какой-либо партии председателям и судьям Конституционного Суда, Верховного Суда и иных судов, председателю и членам Центральной избирательной комиссии, Высшей аудиторской палаты. Несомненно, что деятельность членов Центральной избирательной комиссии и Счетного комитета должна носить надпартийный характер, цели которой должны быть подчинены исключительно интересам всего государства.

Кроме того, необходимо отметить, что в отношении членов Конституционного Совета действуют косвенные ограничения, закрепленные в Конституционном законе «О Конституционном Совете», где в статье 1
«Статус Конституционного Совета», указано, что «Конституционный Совет как государственный орган при осуществлении своих полномочий самостоятелен и независим от государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан, подчиняется только Конституции Республики и не может исходить из политических и иных мотивов». Данная норма, по сути, обязывает членов Конституционного Совета быть нейтральными при принятии итоговых решений. Однако закон не содержит прямого запрета иметь членство в составе политических партий.

В связи с этим закрепление на законодательном уровне ограничений на членство в политических партиях для вышеназванных должностных лиц устранит вероятность их влияния на внутрипартийные процессы, не допустит какое-либо вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность политических партий, равно исключит и вмешательство политических партий в деятельность органов государственной власти.

Восьмой блок. Исключение всех норм, связанных со статусом Первого Президента.

Девятый блок. Создание Конституционного Суда. Конституционный Совет в нынешней модели, вы знаете, рассматривает только обращения Президента, Премьер-Министра, депутатов Парламента и судов. Предлагается же предоставить право обращения Уполномоченному по правам человека, Генеральному прокурору и, самое главное, гражданам. Это означает, что любой нормативный правовой акт может быть рассмотрен на предмет соответствия Конституции — речь идет о приказах министерств, утверждающих какие-либо правила и порядок, нормативных актах акима и вплоть до постановлений Правительства.

Сейчас их оспаривание НПА осуществляется в судах общей юрисдикции по правилам гражданского процесса.

Конституционный Суд — это мировая модель, призванная защищать конституционные основы государства и конституционные права человека. Он будет правомочен пересмотреть акт, в том числе закон, на основании которого выносится судебное решение. Данный механизм будет введен с 1 января 2023 года.

Десятый блок. Усиление правозащитных институтов.

Помимо создания Консти­туционного Суда, предложено статус Уполномоченного по правам человека как гаранта реализации прав человека закрепить в Конституции, а также повысить статус органов прокуратуры за счет урегулирования их правового статуса и гарантий на уровне Конституционного закона. Данный шаг говорит о том, что Казахстан идет в направлении усиления правозащитных институтов, главными целями которых являются защита прав граждан. Он позволит более эффективно обеспечивать соблюдение законности, защищать и восстанавливать права и свободы граждан, интересы бизнеса, общества и государства

Одиннадцатый блок. Создание Высшей аудиторской палаты.

Палата будет отчитываться перед Мажилисом дважды в год об исполнении республиканского бюджета, за счет чего усилится парламентский контроль за расходованием средств республиканского бюджета и реализацией государственных программ. Данная новелла будет способствовать усилению влияния нижней палаты на бюджетный процесс и в целом на исполнительную ветвь власти и, главное, способствовать, в итоге эффективной реализации проводимых реформ, улучшению экономического развития государства, повышению уровня жизни населения.

Двенадцатый блок. Изменение порядка назначения местных акимов.

Сейчас акимы областей назначаются Президентом. Следует отметить, что в соответствии с Концепцией развития местного самоуправления в Республике Казахстан до 2025 года, утвержденной Указом Президента в 2021 году, на местном уровне поэтапно вводится институт выборности акимов. Так, в прошлом году проведены выборы акимов сел и поселков, с 2024 года будут проводиться выборы акимов районов и городов областного значения в пилотном режиме.

Президент в этом направлении также идет по пути снижения влияния на региональную политику. Так, согласно пакету поправок в Конституцию, Президент будет предлагать несколько кандидатур (минимум две, а можете, и более) на рассмотрение маслихата, и маслихат будет выбирать акима из представленных кандидатур.

Фактически тут идет речь о сокращении существующих полномочий Президента, а также усилении влияния маслихата посредством косвенных выборов руководителей регионов.

На данном этапе такой подход представляется наиболее оптимальным с точки зрения построения государственного управления.

Шынгыс АЙНАКУЛОВ,
исполняющий обязанности руководителя департамента юстиции
Жамбылской области

Комментарии закрыты.