The news is by your side.

Так начиналась Республика. Что стало фундаментом государственности

Что стало фундаментом государственности

В этом году мы снова после 13-летнего перерыва будем отмечать День Республики как государственный праздник. Это особенная дата. От нее идет отсчет становления и развития нашего государства. В этот день появилась Декларация независимости — документ, заложивший прочный фундамент, на котором мы построили нашу страну — ее законы, ее экономические и социальные отношения.

Становление независимости любого государства — это становление и развитие его законов. Если мы посмотрим на историю в таком ключе, то сможем понять многие современные процессы.

На казахской земле уже в средние века сформировалась тенденция строго соблюдать данное слово и подчиняться негласным степным законам. Традиционные понятия о личной и политической свободах, а также обычаи и правила, сложившиеся из практики кочевого образа жизни, сформировали в степи своеобразный прочный социальный устав, который стал основой развития правовых отношений в государстве номадов. Функции охраны, установления законности и управления общественными отношениями были переданы в руки биев, которые решали вопросы на основе традиционных понятий и исходя из личного опыта.

В истории Казахского ханства известны законы Касым-хана, законы Есим-хана, законы Тауке-хана. Так их называют в народе.

Касым-хан занимает особое место в истории Казахстана. Он собрал под единым крылом малоземельные, маломощные роды, объединил глав улусов, государственная власть которых еще не оформилась, и оставил потомкам самое большое по площади (примерно территория современного Казахстана) на то время (1510-1521 годы) государство.

«Қасым ханның қасқа жолы»

Об уложении Касым-хана — «Қасым ханның қасқа жолы» (Светлый путь хана Касыма) — известно, что в нем определены пять основных направлений:

1. Имущественное право. В него входили положения о решении споров о земле, скоте и имуществе.

2. Уголовное право. Здесь рассматривались различные виды уголовных преступлений, как кражи, грабежи, побои, убийства и другие.

3. Военное право. Оно регулировало обязанности степняков по содержанию армии в военное время, воинскую повинность, принципы формирования подразделений, раздел военной добычи.

4. Посольское право. В этом разделе оговаривались вопросы международных отношений, требования к послам, их этикет.

5. Общественное право (журтшылык). Этот раздел был посвящен условиям внутриобщинной и межобщинной взаимопомощи, а также правилам устройства празднеств и дворцовому этикету.

Стоит отметить, что по этим законам наказание смертью применяется ограниченно. Известные бии в XIX веке признавали, что по законам Касым-хана смертную казнь применяли только в двух случаях: «қанға-қан» («кровь за кровь») и «керуен соғу», то есть ограбление каравана. Также Касым-хан ввел ряд правовых норм, регулирующих взаимоотношения потомков Чингисхана, которые в те времена считались высшей кастой и были почти неприкосновенными.

Все это повлияло на дисциплину и экономическое развитие кочевой общины. Касым-хану удалось решить проблему объединения и интеграции.

Еще один секрет широкой популярности «қасқа жолы» в народе — профессионализм и компетентность биев, исполнявших не только роли хранителей законов и арбитров в спорах. Они разъясняли землякам положения законов, активно распространяли правовые знания. Поэтому законы Касым-хана получили поддержку у судей, батыров и в целом среди законопослушных граждан.

«Есім ханның ескі жолы»

Теперь о своде законов «Есім ханның ескі жолы» — «Древний путь Есим-хана».

Есим-хан правил в 1598-1628 годах. Он, основываясь на законах и уложениях своих предшественников Орыс-хана и Касым-хана, внес в них свои дополнения.

У Есим-хана законы группируются в зависимости от содержания, из сложных глав, таких как споры о компенсации, земельные споры, споры о вдовах, споры о скоте.

В советское время в коммунистических СМИ Есим-хан представлялся тираном, захватчиком, диктатором. Он был убежденным сторонником и проводником таких патриархальных традиций, как «кровь за кровь», «убийство за убийство», право на месть, оплата ущерба, торговля рабами, многоженство, аменгерство и других. Однако с позиции сегодняшних знаний мы видим, что часть этих традиций, как, например, возмещение причиненного ущерба, сохранилась и развилась в современных законах. А некоторые законы были очень гуманными для того времени. Например, аменгерство — женитьба на вдове брата. В те тяжелые годы остаться без главы семьи практически означало остаться без средств к существованию, и обычаем аменгерства общество защищало вдов и сирот.

Если коротко, то и без высшего образования можно понять, что «древний уклад» означает закон, доставшийся в наследство как устоявшиеся, проверенные временем традиции предков. Итак, Есим-хан исправил старые пути и дал им новое направление согласно требованиям времени.

Сошлемся на Википедию: «В правовом акте определялись полномочия хана, султанов, биев и батыров, а также их взаимные обязанности и права. «Древний путь» получил широкое признание в обществе, где нормы адата и шариата были оптимально сближены и обеспечивали надлежащее урегулирование общественных отношений кочевников-скотоводов. Юридическое закрепление в научной литературе именуется как «бийская революция», согласно которой хан, ограничив права аристократии, опирался на биев.

Высшей представительно-законодательной властью продолжал оставаться Маслихат, в состав которого входили все представители, предводители казахских общин и влиятельные султаны. На каждое заседание Маслихата собиралось огромное количество народа. Собрание проводилось раз в год. Полномочия хана в результате реформ начала XVII века были существенно ограничены».

По закону Есим-хана существовало три вида сурового наказания: убийство, кара имуществом, позор. Первое — это казнь преступника, второе — уплата компенсации. Третье — изгнание из рода или унижение, когда нарушителю наносили на лицо сажу, сажали на черного осла и, накинув на шею аркан, возили по аулу.

Следует отметить, что в своде законов Есим-хана содержатся 118 пунктов. Вот некоторые из них:

1. «Кровь за кровь, душа за душу». То есть если убьешь — убьют, сломаешь руку — покалечат руку, если выколешь глаз — останешься без глаза.

2. Компенсация. То есть за убийство платили имуществом (только с согласия родственников убитого). Цена — 1000 овец за гибель мужчины и 500 овец — за гибель женщины.

3. Стоимость выплаты за гибель аристократа в семь раз выше — 7000 овец. За гибель женщины благородного происхождения платили 3500 овец.

5. Если погибший был мастером-ремесленником, за его гибель полагалась дополнительная плата — 1000 овец.

17. Беременная женщина не может быть приговорена к смертной казни.

33. Племя, учинившее кровопролитие, ответственно перед всем народом, отношения с ним будут разорваны.

34. Спор по уплате возмещения не исчезнет и через 50 лет. Он передается от отца к сыну.

111. Никто не вправе нарушать это решение до следующего Мажилиса.

112. Решение о споре, который рассмотрел и решил хан, есть последняя инстанция. Никто не имеет права его пересматривать.

«Жеті жарғы»

Следующим и наиболее известным сводом законов стал «Жеті жарғы» — «Семь уложений» Тауке-хана (1680-1718 годы).

«Жеті жарғы» обнародовано на совете биев трех казахских жузов в Южном Казахстане с участием Толе би, Казыбека би, Айтеке би, других судей. «Семь уложений» Тауке-хана еще называют первой казахской конституцией, рукописный вариант свода размещен в экспозиции музея Ходжи Ахмета Ясави.

Согласно «Семи уложениям», судебную власть первой инстанции осуществляли бии, то есть судьи. Ханы и султаны рассматривали тяжкие преступления и гражданские споры в качестве судов второй инстанции. В частности, это были споры между родами и аулами, уголовные дела об убийстве представителей известных родов, ожесточенные споры между султанами.

В казахском обществе того периода все дела имели право рассматривать только бии. Они рассматривали спор только при наличии жалобы потерпевшего и истца. В то время не было такого понятия, как расследование. Судья рассмат­ривал дело, даже если подсудимый был его двоюродным братом, только если потерпевший возражал до начала дела. Тот факт, что обе стороны бросили свои кнуты перед судьей, означал, что у них нет возражений против рассмотрения спора.

В то время обязанность по вызову свидетелей по делу была возложена на истца. Даже если свидетель не явился, судья имел право принудительно вызвать его. Также его родственники давали присягу, чтобы ответы пришедших свидетелей были правильными. Свидетелями по делу не могли быть женщины, близкие родственники преступника, малолетние дети, обвиняемые, умственно отсталые, рабы, служанки. Ханы, султаны, судьи и другие высокопоставленные лица не приносили присягу. Вероятно, это проявление классового знака. По делу вызывались два-три и более свидетелей. А если не было свидетелей, то судья принимал присягу известных людей с обеих сторон. Если за ответчика никто не присягал, то он считался виновным.

Вердикт бия обычно произносился устно. Бии имели право на одну десятую часть стоимости выплаты за преступление. Тех, кто возобновлял спор, несмотря на принятое решение, ждало суровое наказание.

Если обвиняемый отказывался подчиниться решению судьи или старейшина умышленно уклонялся от решения спора, тем самым заботясь о преступнике, то истец мог забрать свой скот обратно в залог с разрешения главы рода.

…После принятия первой казахской конституции, регулирующей правоотношения в кочевом обществе, наступил самый сложный период нашей государственности (XIII-XIX вв. ) и выживания казахов как нации. Борьба с джунгарами, последовавшие за ней национально-освободительные восстания против кокандцев и непрерывные стычки у границы заставили казахских ханов установить тесные дипломатические отношения с Россией.

Так, 13 сентября 1716 года Кайып-хан из Среднего жуза подал прошение наместнику Сибири в Тоболе разрешить ему иметь мирные отношения с Россией. Позже, 19 февраля 1731 года, царица Анна Иоанновна издала грамоту о принятии хана Младшего жуза Абулхайира в вассалы России. В 1823 году султаны Великой Степи присягали быть подданными царя Александра Первого. В 1824 году были приняты положения об «орынборских кыргызах», а позднее и о «сибирских кыргызах», и положение митрополии на казахской земле продолжало укрепляться. В 1864 году, после завоевания земель Старшего жуза (Аулие-ата, Шымкент, Туркестан), Российская империя включила их в состав Туркестанского генерал-губернаторства.

Национально-освободительная борьба, начатая Сырымом Датовым, Кенесары Касымовым, Байзаком Мамбетулы и другими, проводившаяся в это время неустанно, продолжилась после революции 1917 года, в результате которой в России, в том числе и на казахской земле, была установлена большевистская власть.

Советская власть оказала большое влияние на объединение казахских земель в единую республику в составе СССР. 26 августа 1920 года в составе РКФСР была образована Киргизская Автономная Советская Социалистическая Республика.

31 января 1924 года на основании Конституции СССР, утвержденной II Всесоюзным съездом Советов, в результате проведенного в 1924-1925 годах размежевания в Средней Азии процесс объединения и вхождение казахских земель в состав КССР было завершен.

Таким образом, через 185 лет казахский народ восстановил свою территориальную целостность и государственность, и в то же время на V съезде Казахской ССР, проходившем в Кызылорде с 15 по 19 апреля 1925 года, правильное название народа и республики было возвращено, и наша страна стала Казахской ССР. Народ, создавший его основу, стал называться казахами.

5 декабря 1936 года на основании Конституции СССР, принятой на внеочередном VIII Всесоюзном съезде Советов, Казахская ССР получила союзный статус. И хотя Казахстан де-юре является независимой республикой в составе унитарного союзного государства, известно, что на практике это было не так.

Спустя более 40 лет Конституция СССР, принятая на внеочередной 7-й сессии Верховного Совета СССР 7 октября 1977 года, провозгласила, что в Советском Союзе создано развитое социалистическое общество. Но уже было известно, что общество, основанное на тоталитарной системе, разваливалось. Кроме того, административно-правовая машина пыталась жестко подавить развитие национального самосознания. Это отчетливо проявилось во время жестокого подавления восстания демократической молодежи в Алма-Ате в декабре 1986 года. Однако восстания в Баку, Вильнюсе и Тбилиси, противостоявшие этому процессу со стороны Москвы, закончились «маршем независимости», и в результате 25 октября 1990 года Верховный Совет республики принял декларацию о государственном суверенитете Казахской ССР.

10 декабря 1991 года вступил в должность первый всенародно избранный Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев, а 16 декабря 1991 года Верховный Совет Республики Казахстан провозгласил государственную независимость демократического государства, обладающего всей властью на своей территории, которое самостоятельно определяет и проводит свою внутреннюю и внешнюю политику. Казахская Советская Социалистическая Республика была названа Республикой Казахстан. Начался новый период в ее истории.

Сейдахан БАКТОРАЗОВ,
профессор,
директор центра изучения истории Туркестанского края имени Ж. Баласагуни

Комментарии закрыты.