The news is by your side.

Техника станет дешевле? Ставки утильсбора обещают пересмотреть в феврале

Ставки утильсбора обещают пересмотреть в феврале

Обязательный платеж за утилизацию старой машины при покупке новой в Казахстане был введен в 2015 году по инициативе тогдашнего министра по инвестициям и развитию РК Асета Исекешева. И с тех пор автовладельцы и торговцы легковыми автомобилями и сельхозтехникой просили отменить его. Кажется, в скором времени эта проблема найдет решение.

По крайней мере, на сайте Министерства экологии, геологии и природных ресурсов РК появилось сообщение о сроках снижения коэффициентов утилизационного сбора. Сейчас же по поручению Главы государства Касым-Жомарта Токаева членами межведомственной рабочей группы ведется пересмотр ставок утильсбора.

«Данные ставки будут рассмотрены и утверждены до конца февраля текущего года. Информация о результатах работы вышеуказанной рабочей группы будет размещена на интернет-ресурсе министерства», — говорится в сообщении Минэкологии. До этого времени утилизационный сбор оплачивается по действующим ставкам оператору АО «Жасыл Даму».

Ранее Президент страны заявил, что предприниматели и население Казахстана недовольны работой ТОО «Оператор РОП». Президент поручил сократить утильсбор, а заодно и функции оператора РОП. Деятельность ТОО в части администрирования утилизационного сбора и распоряжения соответствующими средствами прекращена.

Исполнение функций «Оператор РОП» передано государственной организации АО «Жасыл даму», которое является подведомственной организацией Министерства экологии, геологии и природных ресурсов РК.

Кроме того, активы ТОО «Оператора РОП», созданные за счет средств утилизационного сбора, переданы в собственность государства.

Между тем на днях депутат Сената Парламента РК Мухтар Джумагазиев озвучил ряд проблемных вопросов, касающихся утилизационного сбора. Он предложил рассмотреть снижение его ставок. В своем депутатском запросе на имя Премьер-Министра РК Алихана Смаилова сенатор отметил, что жалобы на завышенные ставки утилизационного сбора неоднократно поступали от жителей областей во время поездок депутатов в регионы. Особенное возмущение вызывало обстоятельство, что утильсбор осуществляет частная компания, которая потом непонятно как распоряжается собранными средствами.

Мухтар Джумагазиев отметил, что ставка утильсбора на легковые автомобили варьируется от 400 тысяч тенге до 3,5 миллиона тенге, а на грузовой транспорт и сельхозтехнику достигает 14 миллионов тенге. Это привело к значительному удорожанию сельхозтехники — как импортируемой из-за рубежа, так и производимой в Казахстане.

«Утилизационный сбор для аграриев по сути превратился в дополнительный налог. При ввозе техники фермеру приходится уплачивать первоначальный взнос и утильсбор в сумме, равной 25-30 процентам от стоимости техники. В среднем ставки сбора по тракторам достигают 11 миллионов тенге, а по комбайнам — до 22,5 миллиона тенге за единицу, что оказывает дополнительную финансовую нагрузку на сельхозтоваропроизводителей», — подчеркивает сенатор.

По его словам, одним актуальным вопросом для аграриев является размер скидочного сертификата за утилизацию старой техники. К примеру, утильсбор на комбайн стоимостью 75-80 миллионов тенге составляет почти девять миллионов тенге, а размер скидочного сертификата — лишь два миллиона тенге, или всего 2,5 процента от стоимости техники. Мухтар Джумагазиев предложил увеличить размер скидочного сертификата.

«Очевидно, что в сложившихся условиях, когда износ сельхозтехники составляет до 80 процентов, действующие нормы утильсбора наносят серьезный ущерб отечественным фермерам и сельскому хозяйству в целом. Как следствие, растут цены на продукты питания и на товары, и услуги, технологически связанные с их производством», — резюмирует Мухтар Джумагазиев.

По его мнению, казахстанцы практически лишились доступа к качественным современным автомобилям и высокопроизводительной сельхозтехнике. А изношенный автопарк представляет экологическую угрозу и негативно влияет на экономику страны.

«На основании вышеизложенного просим рассмотреть следующие вопросы. Первое — снизить ставки утилизационного сбора на сельхозтехнику и другие виды транспорта по аналогии с мировой практикой. Во-вторых, отменить утилизационный сбор на импортную сельхозтехнику с учетом отсутствия ее аналогов, и, в-третьих, ввести временный мораторий на таможенные пошлины для грузового транспорта и сельхозтехники», — пишет Мухтар Джумагазиев.

Сегодня к этой проблеме приковано внимание всех казахстанцев, для которых важно, на сколько будут снижены ставки утилизационного сбора и повлияют ли они на итоговую стоимость новой и подержанной техники, ведь в свое время утильсбор был введен не только с целью пополнения бюджета страны, но также для обновления казахстанского автопарка и развития отечественного автопрома. Что из этого получилось, видно сейчас. А что будет дальше, мы увидим уже в скором будущем.

Мира АЗИМОВА

Комментарии закрыты.