The news is by your side.

Тектурмас: 111 лет спустя. Там, где хранится память народа

Там, где хранится память народа

В сети Интернет наш фотокорреспондент Юрий Ким наткнулся на снимок мавзолея Тектурмас, датированный 1910 годом. Подпись под снимком гласит: «Средняя Азия. Гора Шихтурмаз с могилой св. Аулие-Ата в окр. города того же имени. Стереографическое издательство «Свет», Москва — Санкт-Петербург».

Автора этого снимка уже вряд ли можно найти. Оригиналы некоторых фотографий старого города Аулие-Аты — Тараза находятся, например, в «Туркестанском альбоме» известного исследователя Константина Кауфмана, хранятся также снимки и в архивах Русского географического общества в Санкт-Петербурге. А Тектурмас все так же полон загадок. Это место издревле считается священным.

Памятник архитектуры X-XIV века, расположенный на юго-востоке Тараза на правом берегу реки Талас, на вершине горы Тектурмас, последней в гряде Киргизского Алатау, был дважды разрушен, но восстановлен. Зодчий и строитель мавзолея неизвестны. Тектурмас считается местом захоронения святого (аулие) Султана-Махмуд-хана. Некоторые историки утверждают, что был он соратником самого Карахана. Например, известный жамбылский исследователь, географ, педагог и основатель научного туризма в Казахстане Станислав Ердавлетов в своей книге «Тараз — Аулие-Ата — Джамбул» 1983 года издания пишет так: «В городской зоне отдыха, расположенной в долине реки Талас и примыкающей к городу с юго-востока, находится еще один памятник — мазар Тек-Турмаса, которого местная традиция считает сподвижником самого Карахана. Гробница со­оружена, вероятно, в XI-XII веках… Мазар в настоящее время разрушен, однако сохранившаяся фотография Г. И. Пацевича дает данные для его реставрации».

— Само слово «Тектурмас» имеет тюркское происхождение и дословно означает «не просто так стоит», или непростое место, а еще говорят — беспокойное место. Это название холма указывает на то, что здесь хранится память народа, многовековая история края, — говорит старший научный сотрудник республиканского государственного историко-культурного заповедника-музея «Памятники древнего Тараза» Анна Крокошева. — Одно из первых сообщений о мавзолее Тектурмас привел в 1907 году аулие-атинский уездный начальник Василий Каллаур в протоколах заседаний Туркестанского кружка любителей археологии. Он пишет: «На правом берегу реки Талас на скале, составляющей западную оконечность Александровского хребта, на скалистом бугре находится мазар, носящий название Тек-турмас. Между сартами этот мазар известен также под именем «Бек-Турмас-ата» или «Бек-турмас» (не будет беком), и признают его за могилу святого, священное имя которого — Султан-Махмуд-Хан. Киргизы и сарты почитают этот мазар священным местом, сюда стекается народ на поклонение и приношение жертв баранами и другим, преимущественно по пятницам. Бездетные женщины обращаются к этому святому с молитвой, чтобы Бог даровал им детей».

Лишь по одной из версий мавзолей был возведен в честь главнокомандующего вой­ском Караханидов Султана-Махмуд-хана, который участвовал в распространении ислама на территории Центральной Азии. Помимо него здесь покоится прах великого казахского батыра Мамбета, сподвижника Абылай-хана, а еще ученого-богослова Фасахуддина Сабитова.

Мавзолей Тектурмас дважды разрушали до основания: в XIX веке при взятии Аулие-Аты русскими царскими войсками, затем в 1935 году — Советской властью. Начиная с 20-30-х годов ХХ века руины древнего Тараза начали исследовать археологи. Так, Михаил Массон в 1925 году обнаружил руины каменного моста вблизи холма Тектурмас на правом берегу реки Талас.

— Именно об этой «каменной переправе» через реку Талас имеются сведения у китайского путешественника Чань-Чуня XIII века, — рассказывает Анна Крокошева. — В 1938-1939 годах руководителем Джамбулского археологического пункта Геронимом Пацевичем на холме Тектурмас был выявлен крупный зороастрийский некрополь, датированный VIII-XIII веками, изучение которого дало много интересных исторических фактов о вероисповедании и социальном развитии древних жителей Тараза. В округе можно найти и зороастрийские захоронения, и могилы периода ислама, а также захоронения первых христиан-несторианцев.

К сожалению, к началу научных исследований средневековый мавзолей Тектурмас находился уже в руинах. В 1934-35 годах руины мавзолея были полностью разобраны, а позднее, в 1986 году, участок вокруг этого места был обнесен оградой. Чуть ранее, в 1982 году, мавзолей был включен в Список памятников истории и культуры Казахской ССР республиканского значения и взят под охрану государства.

— Письменных источников по сооружению и архитекторам мавзолея не сохранилось, — отмечает Анна Крокошева. — Расположение мавзолея Тектурмас на месте зороастрийского кладбища позволяет все же предполагать, что его постройка была осуществлена в период исламизации региона. Анализ архитектурных форм дает исследователям, например, Галине Пугаченковой, Абдукадыру Итенову, основание датировать его Х-ХІV веками. Относящиеся к началу ХХ века фотоснимки и обследование руинированных останков мавзолея в виде небольших фрагментов песчаниковых и кирпичных кладок позволили определить планировочную структуру мавзолея как группу из трех поэтапно возведенных построек. Главной и наиболее ранней был квадратный в плане, однокамерный и купольный киоск центрической композиции со стороной около восьми метров, сложенный из жженного кирпича, цоколь — из каменных блоков. Вход мавзолея обращен на запад, к Таразу, фасад — на восток. Стены разгружены большими, расположенными по осям здания стрельчатыми нишами, прорезанными дверными и оконными проемами с балочными перемычками. На стенах имелись следы штукатурки. Углы были обработаны вертикальными фасками, придававшими постройке динамичность и стройность. Его фасады архитектурно оформлены строго, без изразцовой отделки. Верхняя часть стен к моменту появления первых фото памятника не сохранилась.

Со временем к южной стене средневекового мавзолея был пристроен купольный кирпичный объем с глухими стенами. Третье небольшое портально-купольное сооружение также с глухими стенами примыкало к юго-восточному углу пристройки. Многокупольная композиция или планировка усыпальницы, состоящей из двух и более помещений, известна в истории культовой архитектуры. Таким образом, подобные надмогильные сооружения — мазары, состоящие из двух помещений — зиярат-ханы и гур-хыны, было принято возводить над могилами особо почитаемых личностей, где паломники совершали поклонение — зиярат.

В 2001 году было проведено археологическое обследование средневекового памятника архитектуры Тектурмас ведущим специалистом, археологом Научно-исследовательского проектного института памятников материальной культуры Министерства культуры, информации и общественного согласия РК Абдукадыром Итеновым. По результатам обследования в 2002 году, к празднованию 2000-летия города Тараза предпринимателем Амангельды Момышевым (общественный фонд «Тектурмас») на его личные средства организованы работы по восстановлению погребального однокупольного сооружения на месте руин средневековой конструкции мавзолея Тектурмас.

Таким образом, изучение руин средневековых конструкций и сохранившиеся сведения старожилов города дали основания для дальнейшего возрождения сакрального объекта. Для восстановленного мавзолея характерны строгие формы, подчеркивающие средневековый стиль.

Интерес у многочисленных исследователей Тектурмаса вызывают и подземные ходы в основании одноименной горы, которые, как предполагают ученые, были когда-то связаны с цитаделью древнего Тараза и Акыртасом. Подземным тайным ходом якобы во время осады в случае необходимости мог воспользоваться правитель города и скрытно от всех уйти в горы. Говорят, что проход был настолько велик, что вмещал по высоте всадника, и там мог проехать целый караван. Старожилы города вспоминают, что детьми они спускались в подземелье в районе прежнего Зеленого базара. Но потом во время строительства железной дороги и сахарного завода в этом месте были каменоломни, где добывали основной строительный материал. И вход в подземелье был разрушен. Одну из попыток исследовать тайны Тараза предпринял известный жамбылский журналист, писатель, поэт Амантай Айзахметов в ходе экспедиции по историческим местам региона. О проделанной работе он потом написал в книге «Белые гуси Дикого поля, или Тайны запредельного мира». На сегодня о подземелье напоминает лишь небольшой лаз в скале.

В 2019 году, к 80-летию Жамбылской области, на территории мавзолея Тектурмас началось строительство масштабного этнокультурного комплекса. Здесь были построены две смотровые площадки, где расположились 13-метровая скульптура Аулие-Ата — Карахана на восьмиметровом постаменте, а также 10-метровый монумент «Лауһа тұғыры» (скипетр) — символ государственной власти у казахов. Смотровые площадки соединяет Дорога тегинов — своеобразная лестница-аллея, вдоль которой установлены 14 памятников в виде ханских шатров с именами правителей. Для полного завершения проекта предполагается построить здесь средневековую крепость с лавками торговцев, создать водопад и обустроить набережную. По дороге к памятнику Аулие-Ата вблизи набережной реки Талас запланировано возведение монумента с изображением Аныракайской и Атлахской битв. Ведь именно в этих краях когда-то шли великие сражения в борьбе за независимость нашего народа.

На сегодняшний день мавзолей Тектурмас внесен в список памятников республиканского значения, входит в карту сакральных объектов общенационального значения, посещается многочисленными паломниками и зарубежными туристами.

Лариса ГУБАШЕВА,
коллаж и фото наших дней Юрия КИМА

Комментарии закрыты.