The news is by your side.

Техника подвела

Таможенники жалуются на камеры, не помогающие разглядеть предателей

На пунктах пропуска грядет большая «зачистка». Аналогичная той, что месяц назад случилась на таможне «Кордай». Сейчас здесь отстранены от исполнения служебных обязанностей 18 сотрудников, которые содействовали носильщикам. Тем, кто растаскивал товар с «КамАЗов» на кыргызской стороне и переправлял ручную кладь по 50 килограммов через пост, чтобы на казахстанской стороне сгрузить в другую фуру. 

Ожидаются и другие перемены. Подробно о них мы поговорили с начальником департамента таможенного контроля по Жамбылской области Александром Кочубеем.

 

Широко закрытые глаза

— Александр Петрович, о кордайцах, первыми ощутивших выгоды Таможенного союза и перетаскавших не один большегруз с сопредельной стороны, сегодня знают не только в Казахстане. Как такое стало возможным?

— Издавна между жителями приграничных сел сложились тесные связи, люди общаются, перемещаются через границу на работу, учебу, в гости к родственникам. И есть общая экономическая ситуация, когда Кыргызстан используется как перевалочная база для стран Таможенного союза и Казахстана. Там администрирование упрощенное, ставка 0,15 евро за килограмм позволяет на территорию Кыргызстана ввозить товар с облегченным таможенным оформлением. И этой ситуацией воспользовались недобросовестные участники внешнеэкономической деятельности вкупе с недобросовестными таможенниками. Схема была такая: ввезенный из Китая и растаможенный в Кыргызстане товар проносили в нашу страну физические лица по 50 кило — норме ввоза, не облагаемой налогом. За постом все это сгружалось в другую фуру, которая направлялась в казахстанские города или дальше, в Россию или Беларусь.

— Сколько мы на этом потеряли?

— В одной машине товаров насчитывалось в среднем на 8-10 миллионов тенге, а за смену проходило от четырех до шести фур. Так что госбюджет недополучил большие суммы.

— Если все так явно было, почему ваши сотрудники закрывали на все глаза?

— На самом деле, не все было явно. Мы наблюдали, анализировали. Посмотрели частоту перемещений, качество, количество товара. Если товар однотипный, допустим, 50 пар носков, то ясно же, не для себя человек везет. В конце концов с носильщиками почти разобрались. Хотя, да, отсечь обычных туристов от носильщиков можно было гораздо раньше. Сейчас таких фактов стало намного меньше. К тому же есть такие, кто хочет прорваться. И есть предатели, кто втихую им помогает.

— А что, видеокамеры на постах не видят нарушений сотрудников? Сколько говорили о современной технике, которой оснащены наши таможни.

— К сожалению, техника иногда выходит из строя: то скачок электроэнергии — и что-то сгорает, то канал связи пропадает. Поэтому не все нарушения можно увидеть. А не пойман — не вор. Доказать порой очень сложно.

 

Пройдут не все

— Но вина тех 18 сотрудников все-таки усматривается? Зачем бы их отстраняли от должности?

— Они оказывали предпочтение, а это коррупционное правонарушение. Не факт, что всех уволят, могут быть другие взыскания. В любом случае, если уличат в неблаговидных делах, это отразится на итогах аттестации.

— Когда она состоится?

— Внеочередная аттестация должна быть проведена в этом году. Но в таможенных органах ей предшествует так называемая разаттестация, разделение штатов на сотрудников фискального и правоохранительного блоков. Так что она состоится несколько позже для всех, кроме меня и моего заместителя. У меня в июне аттестация. В нее входят огневая, физическая подготовка, знание правовой базы.

— Если человек не пройдет аттестацию, что его ждет?

— Тому, кто не справится с заданием, по морально-психологическим качествам не подходит, предложат должность ниже. Допустим, из начальников управления пойдет в специалисты. Вообще политика Комитета таможенного контроля такова, что аттестацию пройдут не все. Так что мы готовим серьезную замену кадров. При этом делаем ставку на молодых соискателей. Практика показывает, что для молодежи карьера важнее, чем вознаграждение. Их мздой не заинтересуешь.

— Вы лично настроены по-боевому? Вашей карьере не помешали публикации в республиканских газетах о том, что в Вашу бытность начальником ДТК по Актюбинской области контрабанда нефти достигла небывалых масштабов? Не с этим ли было связано назначение Вас, бывшего заместителя председателя Комитета таможенного контроля, на более низкую должность?

— Ваши коллеги пытались заставить меня оправдываться. Я хотел сначала требовать опровержения, а потом передумал: жалко время тратить. Статьи же были заказные, факты в них искажены. Агентство финансовой полиции официально подтвердило, что я не причастен к нарушениям закона. Что же касается назначения начальником областного ДТК, да, по номенклатуре эта должность ниже. Но в нашем ведомстве такая ротация практикуется не впервые. Свои сложности в регионах есть, тем более в нашем, где проблем накопилось очень много.

 

Болевые точки

— Как обстоят дела с платежами и налогами?

— Прогноз по ним исполнен на 177, 2 процента, в бюджет перечислено 1 миллиард 732 миллиона тенге, сверх плана — более 255 миллионов тенге. В сравнении с прошлым годом они снизились на 29,1 процента, или 709 миллионов тенге. В основном из-за того, что перестали ввозить сахар-сырец. Но таможенные платежи — не всегда важный показатель, по которому можно судить о работе таможенных органов.

— Какой же важный? Борьба с контрабандой?

— Мы периодически возбуждаем уголовные дела. За четыре месяца — 20 уголовных дел по фактам преступлений в сфере таможенного отдела, из них шесть — по экономической контрабанде. Изъято товаров на 11,3 миллиона тенге, это без учета стоимости товаров из двух железнодорожных вагонов, которые еще пересчитываются. Там одежды и
обуви — на сотни миллионов тенге, а есть еще станки и автозапчасти.

— Битва с теми, кто везет тряпки, мясо и окорочка в обход постов, по бродам, даже канатным дорогам, никак не прекращается. Все из-за того, что в свое время сократили количество постов?

— Это тоже сказывается. Но мне сдается, что перемещение товаров, имеющее какой-то экономический смысл для тех, кто этим занимается, все же является прикрытием чего-то более серьезного, а именно: контрабанды оружия и наркотиков. Мы возбудили девять уголовных дел, изъято свыше двух килограммов наркотиков.

Важно для нас и увеличить пропускную способность постов и упростить администрирование. Мы это будем делать совместно с кыргызскими коллегами. Рядовые граждане должны на себе ощутить, что государство о них заботится.

 

Одноразовый досмотр

— «Знамёнка» первой рассказала о том, что председатель Комитета таможенного контроля Минфина РК Мажит Есенбаев и руководитель таможенной службы Кыргызстана Кубанычбек Кулматов подписали протокол о совместном таможенном контроле. Начать намечалось в середине мая.

— Совместный досмотр на таможенном посту «Кордай» и вновь отстроенном контрольно-пропускном пункте «Карасу» начнем в последней декаде мая. Мы технологическую схему согласовали с пограничниками, чтобы они свою работу тоже оптимизировали. Досмотр будут проводить лишь на одной стороне — казахстанской либо кыргызской. Разрешительные процедуры будут упрощены до минимума, а в дальнейшем унифицированы на всех шести пунктах пропуска.

Есть планы по расширению постов «Сыпатай батыр» и «Кордай». На первом возведем склад временного хранения и затем пассажирский терминал. На втором планируется масштабная реконструкция, на период которой пост закроется. Со временем этот пост полностью избавим от грузового транспорта. Поток машин будет перенаправлен через пост «Карасу».

— Будут ли открываться ранее закрытые посты в Бесагаше и Камышановке?

— Если люди просят, наверное, нужно. Но не просто так, а после реконструкции в соответствии с требованиями Таможенного союза.

Беседовала Гульжан АСАНОВА

Комментарии закрыты.