The news is by your side.

Только без фанатизма. Истинная вера не разобщает, а сплачивает людей

Истинная вера не разобщает, а сплачивает людей

Антитеррористический центр при Комитете национальной безопасности РК распространил сообщение об очередном осужденном «миссионере». Житель города Уральска приговорен судом к шести годам лишения свободы за совершение преступлений, предусмотренных статьями 174 (разжигание социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни) и 256 (пропаганда терроризма или публичные призывы к совершению акта терроризма) Уголовного кодекса РК.

Пропаганда велась неназойливо и даже обыденно. Обвиняемый через социальную сеть Instagram распространял материалы зарубежных проповедников, чьи лекции признаны запрещенными на территории страны. Но его попытка «промывать мозги» согражданам вовремя была пресечена.

«Глобальная информатизация наряду с преимуществами создает серьезную угрозу безопасности, связанную с распространением идей терроризма в интернет-пространстве. В частности, казахстанские интернет-пользователи под влиянием материалов деструктивного характера осуществляют пропаганду идей терроризма», — отмечается на сайте Антитеррористического центра.

Действительно, опасность идей, распространяемых радикалами, осознают и понимают далеко не все. Да и сориентироваться в потоке информации в современном мире довольно сложно, особенно молодым людям. Предлагаем нашим читателям познавательную статью Тимура Алиева «В чем опасность идеологии салафитских течений?», размещенную на портале Kazislam.kz.

В статье речь пойдет об идеологии салафитов, которые, несмотря на долголетние внутренние конфликты, продолжают свою деятельность в исламском мире. Остро это коснулось и нашей республики, где салафиты активно продвигают свои конфликтно-религиозные доктрины в массы. Несмотря на то, что многие лидеры деструктивных течений взяты на особый контроль, а некоторые даже заключены под стражу, все равно заметен их численный прирост.

Интересный факт: активисты этих групп в нашей стране — чаще всего студенты, которые едва научились бегло читать арабские тексты. Они не обладают научными степенями, не имеют заслуг в сфере научного изучения ислама, зато активно переводят для своей аудитории различные труды и брошюрки разных псевдорелигиозных шейхов.

В основном все эти работы направлены на разделение исламской общины. Почему же так происходит? На первый взгляд, жаждущие истины молодые ребята готовы отдать свои жизни в борьбе за чистый ислам. Они горячо цитируют аяты священного Корана, приводят в качестве довода заученные наизусть хадисы Пророка Мухаммеда, могут апеллировать мнениями различных ученых из прошлого. Почему ученые ахли сунны порицают их и предостерегают от них?

Одна из причин — это то, что Посланник Аллаха предупреждал свою общину об их пришествии. Например, в одном из своих высказываний он сказал: «Появятся люди в моей общине со стороны востока, которые будут читать Коран, но Он не будет опускаться ниже их глоток (не будет принят)! Они будут появляться каждый век и будут разгромлены!

Это и есть то самое деструктивное течение, которое Посланник Аллаха упоминал в своих хадисах и называл его последователей худшими из творений. Впервые приверженцы этого движения упоминаются во времена правления сподвижника Али, сына Абу Талиба, и в то время они были названы хариджитами. Основной причиной их заблуждения стали чрезмерность в вопросах религии и неправильное понимание сути ислама.

Отличительной чертой первых хариджитов была жесткость, переходящая в жестокость, это мы наблюдаем и у наших современных крайних салафитов. В свое время древние хариджиты не признавали авторитетных сподвижников, выдающихся ученых, под лозунгом «джихада» убивали женщин и детей. Проявляли нетерпимость к иноверцам. Однако в хадисе говорится: «Тот, кто лишен доброты, тот лишен всего блага» (Абу Давуд).

Исламские исследователи — алимы — говорят, что последователи хариджизма были из века в век. Их немало и сейчас. В наши дни их роль исполняют современные салафитские группировки. Еще около 200 лет назад известный ученый ханафитского мазхаба ибн Абидин ад-Димашки в своей известной книге «Роддуль-Мухтар» писал, что последователи ибн Абдуль-Ваххаба (то есть салафиты), которые появились в Неджде и причисляли себя к мазхабу имама Ахмада, являются хариджитами, ибо они считают только себя верующими, а всех остальных мусульман называют многобожниками.

Каждый современный салафит считает Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба обновителем ислама, отдавая ему титул «шейхуль-ислам», «муджадит» и т. п. Такого же мнения в свое время придерживались и хариджиты XVIII-XIX веков, то есть те, о ком говорил выше ибн Абидин.

Именно отсутствие классического подхода к изучению религии привело их к неправильному пониманию наследия Пророка Мухаммеда. А отрицание признанных авторитетных мазхабов ахли сунны (сунны согласия) стали причиной разлада и следования за некомпетентными людьми, кто предлагал им ислам в якобы самой изначальной форме. Они делают акцент на якобы чистый, ничем не «разбавленный» ислам. И дали ему название «салафия». Ведь это самый мощный аргумент — предложить своим адептам как будто бы истинный и фундаментальный ислам, который был в первых веках распространения религии.

Их чрезмерный фанатизм, зацикленность на буквализме и внешней атрибутике разделили религиозное сообщество на «своих» и «чужих».

Есть среди этих групп, например, движение «Мадхалия», которому кажется, что можно определить, кто свой, через определенных шейхов. Если ты признаешь фетвы Рабии Мадхали и его заместителя Убейда Джабри, значит, ты свой. Если иначе, то ты — заблудший. Малообразованные мадхалиты Казахстана, начавшие практиковать ислам не так давно, не владея даже арабским языком, говорят о тех вещах, суть которых сами не понимают. Пытаются оценивать и дискредитировать тех или иных ученых. Обсуждают положение основателей знаний, статус которых на протяжении тысячи лет был непоколебим.

А сколько еще других таких салафитских течений в нашей стране помимо мадхалитов? Хаджуриты, хаддадиты, расляновцы, александрийские салафиты, последователи Ясира Бурхами, ихвано-фулейджиты, такфириты-джихадисты различных версий, также последователи Абу Катада аль-Филистини, Костекского и многих других. Даже сами мадхалиты раскололись на две группы из-за конфликта своих же шейхов. Догматика всех перечисленных течений лежит в основе книг Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба ат-Тамими ан-Наджди (1703-1792). Эти группы делятся и множатся, а затем противостоят не только традиционному исламу, но и своим же коллегам по лагерю вследствие того, что в самой основе этих течений лежит конфликт.

Конфликт — их экзистенциальная суть. Именно поэтому законодательство нашей страны определяет эти течения как деструктивные. Деструкция, вызов основам, бунт и разрушение — это то, что скрывается за антуражем «чистого ислама». Неудивительно, что данные группировки привлекают незрелых людей, ведь их пыл затмевает критическое мышление, а такими людьми легко управлять.

С тех пор как начался призыв Мухаммада Абд аль-Ваххаба, исламу был нанесен вред. Это продолжается и в наше время. С самого начала призыв аль-Ваххаба был основан на обвинении большей части мусульман в многобожии и на пролитии их крови. Нынешние салафиты пытаются скрыть это, но история говорит нам о фактах. На 103-й странице книги «История Неджда» ибн Ганнам, салафитский историк, пишет о «геройствах» ибн Абдуль-Ваххаба и его последователях, описывая то, как они поступили с ибн Муаммиром, который сперва был лоялен к ним, а затем вышел из их подчинения. Вот фрагмент: «Усман ибн Муаммир — правитель города Уейна — мушрик (многобожник), кафир (неверующий), и когда мусульмане (ибн Абдуль-Ваххаб и его подчиненные) убедились в этом, то сошлись на том, чтобы убить его после того, как он завершит пятничную молитву, и мы убили его на месте его молитвы, в мечети, в месяце Раджаб». Это же подтверждает и другие источники. Представьте себе, как им легко было убить человека! После молитвы джума! Да еще и в мечети! И таких случаев было много.

И в настоящее время салафиты нередко становятся фигурантами уголовных дел по тяжелым уголовным статьям: терроризм, участие в незаконных вооруженных формированиях, создание ОПГ, убийство, бандитизм, разбой, нападение с целью грабежа. Как же так получилось, что те, кто считает себя представителями «чистого» ислама, решаются на подобное, совершая, с точки зрения законодательства преступление, а с точки зрения шариата — тяжелый грех? Для этого необходимо, чтобы нормы морали, этики, идеи гуманизма перестали быть барьером. И эти барьеры сняты.

Во-первых, салафит не считает, что он совершает грех. Хотя по шариату для мусульманина кровь и имущество другого мусульманина запретны. Но ведь руководители салафитов объявили, как это уже было ранее в истории, других мусульман «кафирами», то есть неверными. Они выпускают фетвы, одна страшнее другой, объявляя мусульман, которые не читают пятикратный намаз, вышедшими из ислама.

Кстати, в одном из источников Мухаммад Абд аль-Ваххаб сам признает: и он, и его шейхи не знали смысла слов Таухида до времени некоего озарения, после которого он решил стать знаменосцем «чистого» ислама. Известный ханафитский ученый прошлого Махмуд Гангохи говорит, что Мухаммад Абд аль-Ваххаб «утверждал, что следует Сунне, поэтому многие люди присоединились к нему. Тем не менее многие его взгляды противоречат Сунне… Как только его истинная сущность стала проявляться, многие люди покинули его течение. Стало очевидным, что его целью было захватить власть, а призывы следовать Сунне были нужны, чтобы просто привлечь последователей».

Сегодня, как я уже и говорил, можно констатировать, что внутри салафизма существует ряд течений и направлений. На примере мадхалитов и такфиритов можно увидеть, что салафизм является многоликим, на его идеологической платформе может возникнуть несколько деструктивных течений, которые отличаются от классического хариджизма и ваххабизма. Это свидетельствует о том, что дагуату салафия как вероучение развивается и будет меняться, и его дробление на несколько направлений только подтверждает наш тезис о том, что он неоднороден и опасен.

События последних лет — на примере салафитов ИГИЛ или мадхалитов са­афика — показали, что салафизм может иметь прямо противоположные направления в своей эволюции: от умеренности до крайности, хотя и те, и другие воспитаны на учении и книгах Мухаммада Абд аль-Ваххаба и шейха ибн Таймии. Казахстанским салафитам нужно одуматься и отказаться от разрушительной идеологии, вернуться в общество, следовать классической, признанной во всем суннитском мире ханафитской школе, работать на благо Родины. Они должны, наконец, понять, что долгие годы были, по сути, в политическом движении, которое создано для подрыва устоев государства. Им нужно научиться следовать истине сердцем, перестать подпитываться страстями и криминальным духом, прекратив клевету и ложь на имамов сунны согласия.

Подготовила Гульжан АСАНОВА

Комментарии закрыты.