The news is by your side.

Тонкая материя

Как противостоять чуждой идеологии?

Религии в Казахстане уделяется самое пристальное внимание на уровне государственной политики. Оно и понятно, ведь современный мир на переломе эпох столкнулся с новыми вызовами. Все чаще и все активнее проповедуются извращенные взгляды на природу человеческих взаимоотношений, ставятся под сомнение принципы и нормы общественной морали, а религиозная сфера прирастает новыми культами и сектами. 

Как противостоять этим вызовам, как поставить заслон религиозному экстремизму и терроризму, тоталитарным вероучениям? Эти непростые вопросы стали предметом обсуждения на состоявшейся недавно областной научно-практической конференции, организованной центром по изучению религиозных проблем.

Руководитель областного управления по делам религий Сергали Айдапкелов акцентировал внимание участников конференции на основных положениях интервью Президента страны Нурсултана Назарбаева корреспонденту агентства «Хабар» 25 августа текущего года. Докладчик, в частности, отметил, что толерантность является сутью казахстанской политики. Казахстанец любой этнической или религиозной принадлежности — это равноправный гражданин, интересы которого защищены Конституцией.

Спикер напомнил присутствующим слова Главы государства о том, что в религиозных вопросах нам следует быть крайне осторожными. Нельзя утверждать, что наша вера — истинна, а другие — второстепенны. Мы должны изучать, знать, уважать, почитать и другие религии. Но есть религиозные течения, наносящие нам вред. Нам необходимо держаться подальше от них и брать за правило заповеди, исповедующие истинную духовность.

Ислам всегда выступал и выступает за справедливость и мир в обществе. Однако в последнее время различные псевдорелигиозные течения пытаются исказить истинную сущность ислама, то и дело используя его в целях пропаганды идей экстремизма и терроризма.

В настоящее время на территории области действуют четыре религиозные конфессии и 323 религиозных объединения различной направленности, из них 279 — филиалы Духовного управления мусульман Казахстана, 44 исповедуют христианские ценности. Мечети области постоянно посещают свыше 30 тысяч человек, русскую православную церковь — до полутора тысяч человек, а храмы, проповедующие вероучения протестантского толка, — свыше трех тысяч человек.

С июля текущего года в области действует центр по исследованию проблем религий. Один из первых социологических опросов, проведенных специалистами центра, показал, что не все респонденты положительно оценивают деятельность религиозных конфессий: 8,2 процента опрошенных отметили наличие проблем в этом вопросе.

По словам С. Айдапкелова, в области нет религиозных объединений с ярко выраженной радикальной направленностью. Однако нельзя исключать факты, свидетельствующие о том, что отдельные наши граждане, попадая под влияние сомнительных вероучений, совершают противоправные действия. В исправительных колониях, расположенных на территории области, в настоящее время находятся 40 человек из различных регионов страны, лишившихся свободы по обвинению в экстремизме и терроризме.

В заключение докладчик внес несколько предложений в части усиления агитационно-пропагандистской работы с населением. Местным исполнительным органам необходимо более активно и целенаправленно разъяснять людям важность сохранения общественного и межконфессионального согласия. При этом надо полнее использовать возможности средств массовой информации, интернет-ресурсов. Немаловажно также поддерживать тесную связь с родственниками молодых людей, получающих духовное образование за пределами страны. Не помешал бы и мониторинг проповедей священнослужителей, чтобы в сознание прихожан не вбивались чуждые идеи и понятия, отметил С. Айдапкелов.

По-своему интересным было выступление на конференции преподавателя Таразского инновационно-гуманитарного университета, кандидата философских наук Нышана Кахарова. Он, в частности, отметил, что спокойствие в обществе во многом зависит от внешних факторов. В современном мире в результате развития процессов глобализации происходит обострение борьбы двух цивилизаций — восточной и западной. Принципиальное различие между ними, по мнению ученого, заключается в том, что восточная культура считает смыслом жизни человека духовное развитие, а западная — борьбу за материальные блага. В настоящее время доминирует западная идеология. Обладая громадной военной и экономической мощью, имея в руках основные стратегические ресурсы, Запад, манипулируя понятиями свободы личности, демократии, навязывает другим свою модель развития. Он легко организует «оранжевые революции» и прочие крупные общественные потрясения. В числе основных инструментов — манипуляция людьми, целыми народами, использование межэтнических и межконфессиональных различий. Наглядный пример тому — события в Сирии, Украине.

Казахстан пока является оазисом спокойствия. Но застрахованы ли мы от внешнего вмешательства? При нынешней международной политической ситуации этот вопрос остается открытым.

— Противостоять вызовам времени мы сможем при условии сохранения собственной культуры, надо возрождать и пропагандировать наши духовные ценности, доводить до молодежи истинный смысл священных писаний, — считает Н. Кахаров.

Кандидат философских наук, старший преподаватель Таразского государственного университета имени М. Х. Дулати Режеп Байярисов поведал о том, какую опасность несут радикальные религиозные течения. Для убедительности привел два примера из жизни. Пять лет назад узами брака соединилась молодая пара. Как выяснилось, жених и его избранница попали под влияние радикалов. По традиции при проведении обряда беташар невеста должна отвесить поклон близким родственникам жениха, тем самым выражая уважение и почтение, не более. Однако она отказалась совершить поклон, мотивируя свой поступок тем, что преклоняется только перед Аллахом. Аналогичный конфликт на религиозной почве произошел между сыном и матерью. Однажды матери приснились усопшие родители. По казахскому обычаю в таких случаях принято испечь баурсаки или семь лепешек. Когда мать наутро принялась за это дело, сын выступил против, а потом взял и выплеснул на мать разогретое на сковороде масло. Вот до какой степени был затуманен его рассудок. А ведь в нашем народе испокон веков с уважением и почтением относились к матери. Выходит, что, завладевая сознанием молодых людей, наши недруги посягают на самое святое, на те духовные ценности, которые веками культивировались в народе. Дело доходит до того, что молодым людям пытаются вбить в голову мысль об ошибочности учения Хаджи Ахмеда Ясави.

На некоторых теоретических аспектах ислама построил свое выступление представитель Духовного управления мусульман Казахстана по Жамбылской области, главный имам центральной мечети Һибатулла Тарази Данияр Жумабаев.

— Важно понять глубинный смысл, заложенный в Коране и хадисах, — отметил он. — Не каждый читающий намаз полностью познал истинную веру. Сегодня ислам стал верой одной четвертой части нашей планеты, этой религии поклоняются полтора миллиарда людей. Половина из них придерживается учения мазхаб. За многие века мудрецами указаны и проторены верные пути к Богу. А кто-то сегодня пытается искать окольные дороги, сбивая с толку несведущих людей.

К их числу священнослужитель отнес и салафитов. Салафизм, отметил он, — это вирус мирового масштаба, нельзя допустить, чтобы он завладел умами нашей молодежи.

О необходимости формирования духовного иммунитета против различных псевдорелигиозных течений говорил на конференции и координатор общественного фонда «Жийде» Бахтияр Алпысбаев.

— Ислам — это единое вероучение, его нельзя делить на традиционный и классический, — подчеркнул религиовед. — Однако есть определенные силы, которые пытаются сбить молодежь с истинного пути. В настоящее время наблюдается своеобразное давление на сознание верующих. И сейчас нередко можно встретить на улице людей, которые внешне похожи на своих сородичей, а внутренне это уже совершенно другие люди с чуждыми для нашего общества и менталитета понятиями. Поэтому мы должны обогащать сознание наших граждан национальным духом, убеждать их в том, что в вековых традициях заложены непреходящие ценности.

Заместитель руководителя отдела образования акимата города Тараза Алишер Гарифуллаев затронул некоторые проблемы преподавания в общеобразовательных школах предмета «Основы религии». По его мнению, необходимо совершенствовать методику преподавания данной дисциплины. Сегодня основам религии в учебной программе отведен всего один час. Этого мало. К тому же преподавание данного предмета надо начинать не с девятого класса, когда школьникам уже по 15 — 16 лет, а с более раннего возраста. При этом материал на религиозную тематику должен преподноситься в тесной связи с традициями и обычаями народа, а не в отрыве от реальной жизни.

На конференции также выступили протодиакон местного православного религиозного объединения «Приход собора Успения Божией Матери Шымкентской и Таразской Епархии» Вадим Зайцев, прокурор отдела первого управления прокуратуры области Дастан Байтемиров и другие.

Завершая конференцию, руководитель управления по делам религий Сергали Айдапкелов отметил важность сохранения в обществе спокойствия и согласия. Этому должны способствовать в первую очередь представители интеллигенции, государственных органов, все неравнодушные к судьбе страны граждане. Надо ограждать молодежь от влияния чуждой идеологии, прямо и открыто говорить о том, к чему в конечном итоге это может привести. Религия — это тонкая материя. И подходить к вопросам, касающимся этой сферы, следует деликатно.

Кукен ОРШАБЕКОВ,
Виктор БАРБАШ (фото)

Комментарии закрыты.