- Likes
- Followers
- Subscribers
- Followers
- Posts
Топливный диспаритет. Казахстан остаётся в десятке стран по доступности ГСМ в мире
Казахстан остаётся в десятке стран по доступности ГСМ в мире
Как показал обзор цен на нефтепродукты, в Казахстане бензин и дизтопливо остаются одними из самых дешевых в мире и среди соседей. И это несмотря на повышение предельных цен. Согласно статистическим данным, в настоящее время наша республика занимает 10-е место в мире по уровню цен на бензин и 14-е место по ценам на дизельное топливо, передает inbusiness.kz.
При сравнении цен с другими странами СНГ Казахстан оказывается наиболее выгодным местом для приобретения нефтепродуктов. Это подтверждают даже сопоставления с другими нефтедобывающими странами. Так, к примеру, если сравнивать ближнее зарубежье, то в долларах цены на АИ-92 варьируются от 1,22 доллара в Украине до 0,69 доллара в Узбекистане. В то же время в Казахстане стоимость одного литра бензина составляет 0,46 доллара.
Если посмотреть на дальнее зарубежье и, в частности на страны, занимающиеся добычей нефти, то здесь мы также наблюдаем, что в нашей стране стоимость топлива на порядок ниже. Обгоняют Казахстан лишь такие страны-мейджоры нефтегазового рынка, как Саудовская Аравия и Катар.
Однако наряду с ценами на нефтепродукты существенную роль играет также паритет заработной платы. Для сравнения: на среднюю заработную плату в Казахстане можно купить 1067 литров АИ-92, или 1017 литров АИ-95, или 741 литр дизельного топлива. Эти значения заметно превосходят показатели других стран СНГ, однако в целом Казахстан сравним с развивающимися странами Восточной Европы.
Таким образом, Казахстан является одним из наиболее выгодных мест для приобретения нефтепродуктов в мире, и благодаря паритету заработной платы население страны имеет доступную возможность приобретать топливо. Однако стоит подчеркнуть, что сохраняющийся ценовой диспаритет, даже несмотря на недавний рост цен, сохраняет риски перетока нефтепродуктов в соседние с Казахстаном страны. Рыночной альтернативой этому может стать лишь выравнивание цен, что исключит экономическую целесообразность в вымывании казахстанского топлива с внутреннего рынка и будет способствовать его насыщению.
Саян АБАЕВ,
фото inbusiness.kz
Комментарии закрыты.