The news is by your side.

Тюркское наречие

О происхождении наименований Талас и Тараз

«История Казахстана должна быть понята с высоты современной науки, а не по ее отдельным фрагментам», — говорится в программной статье Главы государства Нурсултана Назарбаева «Семь граней Великой степи». Полностью согласен с этим утверждением. 

Топонимика — одна из самых консервативных наук, она является ценным достоянием культуры и способствует выяснению многих вопросов истории прошлого народов. Географические объекты получают свои названия от народов, первыми заселивших определенные земли, и сохраняют их на протяжении тысячелетий. Труднообъяснимые и малоизученные, ранее не освещавшиеся языковедами, они ныне являются архаичными по своей семантике и фонетике. Свои наименования они получали от исчезнувших в древности этносов, и для их разъяснения необходимы знания о происходивших исторических процессах, языке и их культуре, а также народах, позднее заселявших эти территории.

Динамизм и консерватизм языка тюрков оказался благом, способным выяснить многие спорные вопросы истории народов дописьменных эпох. Наречия являются продуктом диалектического развития человечества. Необходимо, прежде всего, опираться на характерные особенности местности, закономерности развития общества и его языка. Прослеживать не только исторические события, но уметь обнаруживать происходившие изменения в языках, их родственные связи в соответствии с хронологией культурно-исторических взаимосвязей. Только в этом случае исследователь сможет приблизиться к архаизмам топонимии.

Название реки Талас некоторые полагают происходящим от термина «раздор». Сторонники этой версии ссылаются на сражения, происшедшие у берегов этой реки. Увязывают их с китайцами, арабами; причастными оказываются и греки, и римляне. Тогда выходит, что до раздоров на берегу реки Талас она являлась безымянной. Географические наименования, прежде всего, формируются по присущим местностям характерным особенностям, а не по следственным признакам.

Река Талас наименована древнейшими жителями региона, ими назван в последующем и одноименный город. Прошлое региона являлось предметом изучения многих исследователей. История заселения Таласской долины интересовала ученых, но языковых исследований очень мало. Этимология гидронима принадлежит языку тюркоязычных народов, которые заселяли этот регион еще в седую древность. Археологические раскопки городов на берегах этой реки, их материальная культура подтверждают возникновение городов в эпоху бронзы. Из истории развития человечества известно, что вначале гидронимы получали свои названия, а затем поселения первых людей. Наименования Талас и Тараз принадлежат языку одного народа. Созвучие не является подтверждением верности в определении принадлежности тому или другому языку, а дает одно из направлений в его поисках. Если находятся подтверждения в изменяющихся корневых морфах и в других языках, то исследователь на верном пути, и он сможет определить и праязык народа. Морфа — это предельная единица, выделяемая на субморфемном уровне исследования языка.

Одним из языков этих народов, который историки считают исчезнувшим, является «мертвый» язык тохаров Таласской долины. Но, как известно, языки мертвыми не бывают, а сохраняются в культуре других народов. Тохары — древнейший народ, ассимилировавшийся среди тюрков и многих других народов. Корневые морфы «тал», «ас», «тар» и содержат эти наименования. А фонемы «с» и «з» принадлежат к одной аллофоне, они альтернанты, представители одного звука. «Тал» означает холмы и возвышения, а «тар» — это семейные общины кланов пратюрков, которые отожествляются с передвижениями, пребыванием в пути, аскетическим образом жизни, благодеянием. Нельзя подходить к происхождению древних наименований с позиции современного языка. Язык эволюционирует, как и его носитель. Язык тохаров присутствует во многих языках европейцев. К примеру, «тархан» — вождь пратюрков, «тарахи» — беспорядок, шум, который они устраивали при налете на поселения древних греков, а «тарбос» у римлян — ужас, страх. Поселения и гидронимы, содержащие в своей основе корневую морфу «тар», распространились по всей Европе.

Американские лингвисты отмечают, что язык тюрков самый устойчивый на планете, с коэффициентом устойчивости 0,97. Для сравнения: этот коэффициент у европейцев равен 0,14. Почему же он оказался устойчивым? Потому что развивался в замкнутых кланах, не отдалявшихся друг от друга, а постоянно объединявшихся для продвижения на новые земли. А в кланы чужой язык не способен проникнуть, как при оседлом образе жизни. Это вовсе не означает, что язык тюрков не менялся. Менялся, но знаковые термины у всех народов проявляют устойчивость. К знаковым наименованиям и принадлежат гидронимы, родство человека, цветовые обозначения, природные особенности, в которых обитает человек. К ним и относится название реки Талас и рельеф местности, через которую она протекает.

У сильного народа и производят заимствования, а тюрки главенствовали на протяжении тысячелетий в Евразии благодаря своей коннице и передовому бронзовому вооружению, а затем и железному, оставив неизгладимые следы в их лексике. Например, мясо у латинян «caro», но слово как у тюрков, так и у латинян претерпевало эволюционное развитие, сохранив корневую морфу. А оно свидетельствует о том, что пратюрки обитали на Апеннинах гораздо раньше латинян. Потому что латинская корневая основа «car» имеется в словосочетаниях казахов: тощее мясо — «қара борша»; «қара ет» — мякоть без костей; «қара жарыс» — проверочные конские скачки. Следовательно, эти языки обладают родством и восходят к одному праязыку. А к какому именно? В этом и заключена задача компаративистики. Ну не поехали же казахи заимствовать это слово у латинян, а обитали их предки вместе на Апеннинах.

Лингвисты евроцентризма считают, что язык тюрков связи с санскритом не имеет, но это ошибочное суждение. Санскрит восходит к пратюркскому языку и развивался параллельно с ним. Как свидетельствуют языковые исследования, санскрит проник во все языки Евразии вместе с пратюрками, индо-саками. Ученые признают, что саки проникали в Европу, главенствовали на протяжении тысячелетий. Значит, они и заимствовали язык сильного народа. У казахов и сегодня «тар» означает плотную заселенность, тесноту в помещении для проживания, а в древности — разраставшуюся общину, которой предстояло разделиться и создавать новый клан. Праформа «тар» распространилась в санскрите в лексемах «vahitar», «netar», «jetar» и означает вождь, победитель, покоритель, а «taratamya» — степень в различиях главенства вождей. Языковые примеры демонстрируют, что эти племена являлись носителями тюрко-санскритской билингвы и представляли некоторую угрозу для других народов, а обитали они в Индостане и Туране. Это были племена пратюрков. Они часто меняли места жительства, что обусловлено скотоводческой экономикой, занимали большие территории.

Одним из этих народов, выбравших для жительства долину Таласа, являлись тохары. Тохарами наименовали ученые спустя тысячелетия всех тюрков до Х века. Сведений о тохарах мало, они изучаются исследователями. Языковые исследования автора позволяют сказать, что они являлись представителями смешанного языка тюрко-санскритской билингвы с элементами фарсизмов, потому что персы являлись ответвлением пратюрков. Тохарам принадлежат многие архео-логические культуры Казахстана и южной Сибири — Федоровская и Дандыбаевская, Афанасьевская и Нуринская, Атасуйская и Ботайская, в их числе Отраро-Каратауская, простирающаяся по всему Южному Казахстану до реки Талас. Эти племена не появились вдруг, а прежде обитали на Алтае и в Сапта-Синдху, в оазисе Семиречья Индостана. Исследования, проведенные археологами страны, показали, что представители этой культуры являлись охотниками и металлургами, изготавливавшими изделия из бронзы.

Тохары обитали в обширном регионе еще шесть тысячелетий назад. Они были первыми известными науке людьми в Казахстане, оставившими после себя ножи и плавильные шлаки. Открыв колесо и бронзу, обуздав лошадь, они стали лучшими воинами Евразии и ринулись покорять новые земли. На смену тохарам пришли новые собирательные наименования — асы, пелазги, массагеты, этруски, хатты, парфяне, гунны, саки, скифы, латины, галлы, кельты, готы, аланы, сарматы и сотни других народов. Эти этнонимы исчезли давно, но хорошо сохранился их язык во многих словах. Все эти народы являлись носителями разных наречий пратюрков.

Тохаров — они же пеласги, они же фессалийцы — в регионе от Сырдарьи до Шу сменили собирательно названные массагеты, в античных источниках значатся «asiano». В Средней Азии и Казахстане они образовали союз с кочевыми народами и разбили войска Греко-Бактрии. Несколько позднее европейцы назвали их парфянами. Этимология корневой основы «пар» означает на языке пратюрков, тохаров «много, обилие». Расцвет Парфии тесно связан с династиями персов, культурой тюрков, греков, вавилонян, арамейцев, семитов. Смешение разных культур привело к образованию космополитической державы, а массагеты западной части Парфии в последующем были ассимилированы семитами. Называют их берберами, туарегами, набатеями, собирательно тюркосами. Так распался их союз с народами Средней Азии и Казахстана, а тюрки Северной Африки ассимилировались.

Войска Римской империи не единожды терпели поражение от собирательных парфян, или массагетов, конницу которых составляли и кочевники Средней Азии. Позорно бежал с полей сражений Марк Антоний, а Марк Красс был обезглавлен. Его голова по традиции древних народов была отправлена на родину. Два императора — Валериан и Нумериан — были казнены, а из их кожи были изготовлены сумки-коржыны. Эти позорные страницы истории Римской империи прежде не были известны. Падение Парфянского царства массагетов являлось следствием заговоров, клановой борьбы за власть и ее узурпации, а на смену ему пришла династия Сасанидов. Скотоводческая часть населения Парфии в последующем вошла в союз гуннов и принимала участие в походах на Европу. Союз гунно-массагетов наводнил Сирию и Каппадокию. Иероним Стридонский отмечал, что гуннская орда двигалась с Танаиса (Дона), где обитали «невероятные, страшные» массагеты. Эти сведения говорят об образовании гунно-массагетского союза.

Фессалийцы, или массагеты, и привнесли многие тюркизмы, распространившиеся и в наречиях языка древних эллинов и римлян. «Таласса» также и на их языке означает море, название дали еще древние тохары. В половодье бурная горная река, вырвавшаяся из теснин отрогов Каратау на просторную долину, представляла собой огромную водную акваторию. До глубокой осени в низовьях реки сохранялись соленые озерца, которые использовались кочевниками в лечебных целях — талассотерапии. Эти характерные особенности реки Талас и послужили столь необычному тохарскому, пратюркскому языку обитателей долины. Слово «таласс» входит в десяток научных терминологий. У ханьцев озвучивался Долосо, у вестготов — Толосо. Так назывался город в Галлии, в последующем он стал их столицей, сегодня это Тулуза. Рельеф местности идентичен реке Талас, протекающей через отроги Каратау, у киргизов называют Чон-Кокпо, или Большие Ворота.

Фессалийцы-массагеты занимались скотоводством, ремеслами, земледелием. Они обитали также в Ферганской долине, оазисах Амударьи, Мургаба, их потомки и наименовали исчезнувший город Талас (Тараз).

Этимология поселения Тараз означает «водораздел». Так распорядилась природа: последние сопки отрогов Каратау разделяло русло реки на два рукава. У туркменов, потомков массагетов, и сегодня имеет распространение термин «тараз» в этом значении. Из-за частых наводнений русло реки проложили в обход древнего города. Этимология Талас означает «холмы асов», асами именовали все народы Азии, в их числе массагетов. Присутствует морфа «ас» в топонимах юга страны: Тектурмас, Аса, Аспара, Баласагун. А лексический состав языка тюрков говорит о его устойчивости и связях с массагетами: астана, асар, асхана, астау, сарбаз, дастархан. Отсюда и происходит последнее слово (в переводе означает «расстилать»), а буквально — «пища, предназначенная для вождя общины».

В Древнем Риме на свадебных пирах звучал радостный возглас: «Талассио! Талассио!» Происхождение этого восклицания осталось неизвестным, оно утерялось в культуре других народов вместе с ассимиляцией пратюрков фессалийцев. Его занесли первопоселенцы Рима, фессалийцы, носители тюрко-греческой билингвы. Им она напоминала прибрежные воды Эгейского моря, где длительные годы обитали их предки. Что на свадьбах желают молодоженам? Счастья, а иносказательно, в отвлеченном понятии — «море счастья». Последние археологические раскопки подтвердили, что Рим основали фессалийцы. Так, тюркский термин «талас» оказался имеющим связь с языком древних греков и римлян.

Часть массагетов смешалась с представителями других народов, выработав свой южный диалект кипшакского языка. В языке южных казахов потому и встречаются язык массагетов, тохаризмы. Ошибочно их полагают заимствованными фарсизмами. В ДНК южан страны присутствует 16 — 20 процентов гаплогруппы обитателей народов Малой Азии. Это сарты, асы, кангюи (канглы), жители древней Ассирии (асов земли). Они были вытеснены Ахеменидами, а после распада Ассирии образовали свою государственность Согдиана. Этимология означает «благодеяние двух матерей» на древнетюркском языке, сохранился этот язык среди огузов. Очевидно, в раннем обществе у массагетов сохранялся матриархат, потому на согдийцев претендуют представители двух разных народов: таджики и узбеки. Косвенно о матриархате свидетельствует имя их легендарной царицы Томирис. Массагеты и занесли в регион свою письменность, которую именуют таласской. Она имела несколько разновидностей и распространилась до Иртыша. Все они восходят к турдетанской письменности. Это народ, прежде обитавший на востоке, означает этноним.

Это и были народы, именовавшиеся собирательно огузами, сартами, канлами, карлуками, таранчи. В последующем они вошли в состав узбеков, таджиков, уйгуров и казахов. Вследствие этно-территориального раздела земель, на которых проживали эти народы, наименование «сарт» было упразднено. Негативна роль в этом и известного ученого В. Бартольда, принимавшего активное участие в новых наименованиях народов и образовании союзных респуб-лик. В результате последние тохары, или таранчи, Восточного Туркестана оказались в новой истории большевиков уже собирательными уйгурами Китая. Сарты Средней Азии, численность которых составляла более одного миллиона человек, и кашкарлыки — выходцы из Западного Китая — натурализовались в узбеков, а другая часть рассеялась в Китае и Монголии. Такой была политика прежней системы: древние народы должны были исчезнуть и уступить дорогу нацио-нальной политике. Все эти народы являлись потомками тохаров, и, очевидно, Чингисхан, родственники которого резко различались своими гаплогруппами от монголов.

С IV века до нашей эры регион заселялся кангюями (канглы), и город Талас (Тараз) стал их столицей. Здесь и возникла основа будущего государства казахов. Китайские источники засвидетельствовали этот факт. В 46 — 36 годах до нашей эры они оказали помощь гуннам в борьбе с Китаем. Кангюи имели армию в 120 тысяч. Вместе с гуннами мигрировала часть местного населения, они продвинулись на Каспий, в Восточную Европу. Объединившись с уграми, праславянами, кавказцами, эти народы выступали против Рима и Византии. А после распада империи Аттилы образовали многие княжества готов, аланов, венгров, бургундов, дулатов, болгар, булгар и другие.

Как только не именовали тюрков, которые являлись первооткрывателями во многих областях деятельности человека! Все, что касалось деяний тюрков в Европе, евроцентризм тщательно скрывал, стремясь стереть из истории любое упоминание о кочевниках. Потому что это их предки основали Карфаген и Рим, Париж и Барселону, это их полководцы Ганнибал и Цезарь, Аттила и Аспарух, Чингисхан и Тимур наносили сокрушительные поражения враждебным народам. Это общепризнанные факты. Таковы и лингвистические исследования топонимов Талас и Тараз, восходящие к древнему языку тохаров и основе государственности казахов. А что означает другая ономастика на языке тюрков, можно узнать, прочитав книгу «Лингвистическое родство языка тюрков с европеистикой».

Балтабек УМИРЬЯЕВ,
исследователь-компаративист

Комментарии закрыты.