The news is by your side.

Укрепляют позиции. Цель — модернизация производства и расширение ассортимента

Цель — модернизация производства и расширение ассортимента

ТОО «MOLBID» из села Талас Байзакского района заняло третье почетное место в региональном конкурсе «Лучший сельхозтоваропроизводитель-2020». Нужно сказать, что это вполне закономерный результат, так как продукция предприятия, известная под маркой «Молочный бидончик», давно и прочно завоевала свое место на потребительском рынке.

Сегодня завод «MOLBID» перерабатывает в сутки 16 тонн молока, производит 18 видов продукции. Здесь имеют постоянную работу 20 человек. Молоко, айран, сметана, йогурты, сливочное масло и творог поставляются в детские сады и учреждения здравоохранения.

Мы попросили рассказать о работе предприятия его директора Сергея Лесняка.

— Сергей Владимирович, скажите, почему вы выбрали именно молочную отрасль?

— Сразу отмечу, что на молзавод я пришел не сразу. Предприятие основал и поставил на ноги мой отец Владимир Ильич Лесняк. А я после окончания школы поступил в ТарГУ и стал учиться по специальности «Мастер по установлению дорожных перекрестков». Но уже на первом курсе понял, что сделал неправильный выбор. Но вуз все равно окончил. А затем судьба свела меня с директором молочной кухни, известным тогда предпринимателем Иваном Поперечным. У него я проработал восемь лет, постиг многие тонкости переработки молока. Далее стал задумываться об открытии своего молочного цеха. Реализовать свою мечту удалось в 2007 году, когда мы с отцом запустили молокоперерабатывающий цех мощностью три тысячи тонн в сутки.

— Каковы сегодня ключевые показатели производства?

— Ежегодно растут объемы производства молочной продукции. «Молочный бидончик» выпускает молоко, кефир, сливочное масло, творог, сметану. Ассортимент планируем расширять, но пока не могу сказать, в каком именно направлении.

— Какая продукция пользуется наибольшей популярностью у потребителя?

— Ответить на этот вопрос однозначно невозможно, так как все зависит от сезонности: зимой активнее берут молоко, осенью — масло, творог покупают стабильно вне зависимости от сезона. Сливочное масло я считаю нашей гордостью. Продажи подтверждают его высокое качество. Чтобы завоевать доверие покупателей, мы стараемся улучшить качество продукции, обязательно рассказываем о проводимой в этом направлении работе. Организуем различные акции, участвуем во всех сельскохозяйственных ярмарках, где предлагаем покупателям попробовать и купить нашу продукцию на 25 процентов дешевле, чем на рынке, даем консультации. В последнее время люди все больше внимания уделяют вопросам здорового питания.

— Не планируте ли вы производить сыр? У нас он не является продуктом к чаю, а больше считается деликатесом…

— О производстве сыра мы, разумеется, задумываемся. Но сыроделие — сложное направление, оно требует много молока. Из того объема сырья, что поступает нам, производить сыры невозможно, и речи быть не может даже о производстве базовых сортов.

— Сергей Владимирович, расскажите подробнее о поставщиках и взаимодействии с ними? Какое количество молока поставляется на предприятие ежедневно?

— Нам поставляют молоко восемь сельскохозяйственных кооперативов, членами которых являются 112 человек, а также десятки личных подсобных хозяйств области. Сырье поступает из Жуалынского, Турара Рыскулова и Байзакского районов, привозят его и из Алматы. Закупочная цена на молоко, предлагаемая фермерам, — 140 — 150 тенге за литр. В настоящее время предприятие сотрудничает с четырьмя сельскохозяйственными кооперативами молочного направления, а в будущем планирует увеличить число крупных партнеров до десяти. В среднем каждый день к нам поступает около 15 тонн сырого молока, летом, естественно, больше.

— Как контролируете качество поступающего на завод молока?

— Качество для нас — самое главное. Сырье проверяем в специальной лаборатории в соответствии с самыми строгими требованиями. Тестированием оборудования занимаются микробиологи.

— Как вы оцениваете ситуацию с молоком в регионе, есть ли дефицит?

— Остро стоит вопрос дефицита молока в межсезонье. С марта по июнь молока достаточно, хозяйства в этот период обычно получают высокие надои, с июня по март мы испытываем трудности с сырьем. Недостающий объем восполняется поставками из Алматы. В этот период также используем сухое молоко, то есть «поднимаем» содержание белка. Из-за дефицита сырья трудно конкурировать с импортной продукцией, которая буквально захватила прилавки наших магазинов.

— В чем вы видите выход из сложившейся ситуации? Насколько местные исполнительные органы власти способны помочь в решении этой проблемы?

— Со стороны местных властей мы получаем хорошую поддержку. Я считаю, что для нас сейчас созданы довольно комфортные условия: льготные кредиты, субсидии на производство сливочного масла, есть возможности реализации продукции. Особенно тесно мы взаимодействуем с социально-предпринимательской корпорацией «Тараз». Надо заметить, что такая проблема, как дефицит сырья, характерна не только для нашего предприятия, но и для всей области.

По моему мнению, помочь решить ее может пилотный проект по повышению доходов сельчан, стартовавший в прошлом году. Известно, что согласно условиям проекта, его участники, занимающиеся производством молока, должны сдавать сырье молокоперерабатывающим предприятиям. Пока из 18 действующих молокоперерабатывающих предприятий в проекте участвуют только ТОО «Кок жиек» и ТОО «Бурненская молочная компания». Скоро и у нас будет возможность воспользоваться его выгодными условиями.

Между молокоперерабатывающими заводами и фермерами подписываются долгосрочные контракты. В них четко прописаны условия сотрудничества. Производители и переработчики — участники одной цепочки. Наш главный заказчик — потребитель, который хочет покупать безопасные, качественные, вкусные продукты по разумной цене. И наша совместная задача — удовлетворить это требование.

А сотрудничество сельхозтоваропроизводителей с местными исполнительными органами позволяет выстроить грамотную кормовую базу, ветеринарное обслуживание и так далее. Известно, что поголовье скота ежегодно увеличивается, но культура животноводства остается на прежнем уровне. Чтобы получить высокие надои, нельзя экономить на кормах, нужно уделять пристальное внимание ветеринарным мероприятиям, улучшать условия содержания, культуру производства и все остальное. Надо учиться, обмениваться опытом с теми, кто показывает высокие результаты.

— Какие еще проблемы, по вашему мнению, существуют на данный момент в молочной отрасли, с какими сложностями сталкивается ваше предприятие?

— Количество продукции на молочном рынке достаточно велико, с каждым годом оно увеличивается. К сожалению, покупатели слабо ориентируются в таком широком ассортименте и делают выбор не в пользу бренда, а цены. Нельзя забывать, что качественный продукт не может быть дешевым. Наше молоко стоит 190 тенге за литр, кефир — 230, сметана — 700, творог — 800 тенге за килограмм. Соотношение цены и качества, я считаю, у нас оптимальное. Молочные продукты в принципе не могут стоить дешевле.

Вторая проблема — отсутствие профессиональных кадров. Мы даем работу местным жителям. Минимальная заработная плата работников составляет около 70 тысяч тенге. Зарплата в среднем по заводу соответствует рынку труда. При этом испытываем острую нехватку специалистов. В село кадры привлечь сложно. Не могу сказать, что в местных средних специальных учебных заведениях не обучают нужным профессиям, но полученные навыки молодых специалистов не соответствуют требованиям рынка. К примеру, нам нужны технолог, лаборант, бухгалтер, грузчики, аппаратчики, водители.

Третья проблема. Банки отказываются принимать в залог недвижимость в селе. Четвертая — из-за режима карантина бывают перебои с поставкой упаковки, которая к нам поступает из России.

— В области действуют 18 предприятий, занимающихся глубокой переработкой молока. Их общая ежегодная мощность — 70 тысяч тонн молочной продукции. С начала года они переработали 49 тысяч тонн сырья. Тем не менее на местных прилавках много привозной молочной продукции…

— Наша задача насытить внутренний рынок высококачественными и недорогими товарами. Продукция «Молочного бидончика» продается в семи фирменных павильонах. Ее сегодня покупают жители не только нашей области, но и Алматы, и Шымкента. Мы не стремимся расширить географию продаж, в первую очередь стараемся насытить местный рынок. Да и вывозить продукцию далеко за пределы региона у нас нет возможности, так как она относится к группе скоропортящихся. Кроме того, магазины опасаются работать с продукцией с короткими сроками годности, так как это дополнительные риски.

— Сергей Владимирович, поделитесь, пожалуйста, планами на будущее. На что собираетесь направить основные усилия?

— У нас амбициозные, но вполне реальные планы. Мы хотим увеличить мощности производства, расширить присутствие на рынке. В следующем году планируем выпускать ультрапастеризованное молоко. Этот продукт в последнее время пользуется повышенным спросом. Такое молоко привлекает тем, что оно может храниться неделями. Для его производства необходимо установить современное европейское оборудование стоимостью порядка одного миллиарда тенге и построить отдельный цех, в целом расширить предприятие. Объемы переработки молока должны возрасти до 20 тонн продукции в сутки. Соответственно, расширится ассортимент.

Процесс реконструкции и модернизации на заводе осуществляется ежегодно. Появляются новые задачи, мы устанавливаем новое оборудование, совершенствуем и автоматизируем старое, расширяем территорию цеха. Не только конкуренция не дает стоять на месте, но и наши постоянные покупатели, которые выбирают нас, ищут нашу продукцию на прилавках магазинов. Для нас сейчас важно сохранить и даже нарастить объемы производства и увеличить рентабельность. У нас уже готов план расширения производственных мощностей и продуктовой линейки, но хотелось бы не забегать вперед, а рассказывать о достижениях по факту.

Беседовала Лола НУРМАТОВА

Комментарии закрыты.