The news is by your side.

Универсальная ценность

Знания — единственный капитал, не подверженный инфляции

Еще Уинстон Черчилль отмечал, что школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать. Властью увлекать детей, зажигать в них огонь творческого поиска. Вот только насколько эффективно распоряжаются педагоги возложенными полномочиями? На традиционном августовском совещании работники сферы образования региона попытались объективно взглянуть на результаты своей работы, в чем им помог аким области Карим Кокрекбаев. 

На этот раз ежегодное собрание учителей состоялось в главном корпусе ТарГУ, по традиции в фойе были развернуты стенды, рассказывающие о последних достижениях местного образования. О них же в начале своей речи говорила руководитель областного ведомства Сулушаш Курманбекова.

В стартующем учебном году число обучающихся в 450 дневных общеобразовательных школах области превысит 190 тысяч детей, включая 27289 первоклассников. Улучшается материально-техническое обеспечение сферы образования: если в прошлом году было выделено 65 миллиардов тенге, то в текущем — 75,3 миллиарда тенге. Расходы на строительство новых объектов выросли с 5,5 миллиарда до 10,2 миллиарда тенге. Сегодня возводятся 27 объектов образования, 12 (четыре школы, семь детских садов и колледж) сдадут в текущем году.

Сулушаш Курманбекова отметила то внимание, которое уделяет аким области проблемам образования. В частности, при уточнении республиканского бюджета удалось предусмотреть расходы на строительство четырех детских садов и одной школы.

В 51 колледже подготовка кадров осуществляется по 85 специальностям. Контингент обучающихся составляет 32320 человек, из них за счет госзаказа — 13500 человек. Дуальная система обучения внедрена в 11 колледжах.

По количеству завоеванных на республиканских и международных олимпиадах медалей жамбылские школьники являются лучшими в стране, из 248 участников 152 вернулись победителями. Команда области третий год подряд завоевывает первое место и звание «Лучшая команда», а областной казахско-турецкой школе-интернату для одаренных мальчиков шестой год подряд присуждается звание «Лучшая олимпийская школа».

 

Развитие интеллектуального и творческого потенциала детей зависит от уровня креативности педагогов. Для повышения квалификации учителей проведено 244 мероприятия, в различных олимпиадах и смот-рах приняли участие 97 педагогов, 75 признаны победителями, пятеро стали лучшими педагогами страны и получили денежные поощрения в размере 1,7 миллиона тенге.

Для решения задачи подтянуть общеобразовательные школы к уровню Назарбаев Интеллектуальных школ (НИШ) функционируют три опорные школы. Если в прошлом учебном году работа по трансляции опыта НИШ была направлена на обучение руководителей и педагогов, развитие материально-технической и учебно-методической базы, то теперь она концентрируется на системном внедрении опыта НИШ в образовательный процесс. С нового учебного года в каждом районном центре будут работать еще 10 опорных школ по трансляции опыта НИШ, что позволит оптимизировать работу в данном направлении.

Средний балл ЕНТ нынешнего года составил 72,4, это ниже прошлогоднего результата на 2,6 балла, здесь необходимо усилить работу.

Аким области Карим Кокрекбаев в своем выступлении также немалое внимание уделил данному факту. Еще до начала конференции, знакомясь со стендом гимназии № 45, глава региона поинтересовался у директора учебного заведения Айши Ниязбековой, как ей удается на протяжении многих лет показывать наилучшие результаты в тестировании. Главное — качество педагогических кадров, прозвучал ответ. Уже с трибуны К. Кокрекбаев обратился к учительскому сообществу: «Неужели и другим нельзя работать так же качественно?» Из рук вон плохо учат школы Рыскуловского района, которые снизили качество подготовки школьников на 20,91 балла. Свою отрицательную лепту внесли выпускники Кордайского (-8,69 балла), Меркенского (-2,16), Байзакского (-1,33) и Шуского (-3,3 балла) районов.

Ежегодно по результатам ЕНТ определяются школы с самым низким показателем. Среди них есть 20 учебных организаций, на протяжении последних трех лет демонстрирующих отрицательную динамику, однако ни один директор не был освобожден от занимаемой должности. Получается, руководители отделов образования оказывают протекцию некоторым своим подчиненным? К. Кокрекбаев поручил управлению образования изучить состояние внутришкольного контроля, а отделам образования принять действенные меры в отношении руководителей отстающих школ.

Одной из серьезных проблем остается необъективная система оценки учащихся, что приводит к росту количества претендентов на знак «Алтын белгі» и аттестаты с отличием, впоследствии не подтверждающих свои знания. Так, если в ЕНТ 2013 года из 297 претендентов на «Алтын белгі» подтвердили уровень 124 (41,7 процента), то в 2014 году из 295 — 102 (34,6 процента). Из 114 претендентов на аттестат с отличием лишь 18 (15,8 процента) подтвердили свой уровень притязаний.

— Где корень данной проблемы? В низкой квалификации педагогов или ухудшении контроля со стороны руководства школ и отделов образования? Полагаю, наступающий учебный год даст ответы на эти вопросы. После чего обязательно должны быть сделаны соответствующие выводы, — отметил Карим Кокрекбаев.

Управлению и отделам образования необходимо разработать технологию текущей оценки качества подготовки старшеклассников к ЕНТ. Кроме того, необходимо чаще, не реже двух раз в год, проводить среди руководителей учебных заведений тренинг-тесты.

Изучение работы отделов образования показало, что их контрольно-аналитическая функция снижается ввиду острого кадрового дефицита. Сегодня в районных отделах образования работают всего 43 специалиста, по пять специалистов в трех районах и по четыре — в шести. Руководителю аппарата акима области совместно с акимами районов поручено рассмотреть возможность увеличения количества специалистов в районных отделах образования до семи единиц.

Для повышения профессионализма и ответственности руководителей педагогического корпуса необходимо ввести рейтинговую систему: отстающие должны освобождаться от должности, лидеры, напротив, поощряться.

Коснулся Карим Кокрекбаев и вопроса развития технического и профессионального образования. По его мнению, каждый руководитель колледжа в первую очередь должен быть хорошим менеджером, способным реагировать на тенденции развития реального сектора экономики региона. Основой при подготовке конкурентоспособных кадров для промышленных гигантов должна стать дуальная система обучения.

Аким области также потребовал уделить внимание техническому состоянию школьных автобусов в сельских районах, а акимам Байзакского, Жамбылского, Жуалынского и Рыскуловского районов необходимо решить проблему замены устаревшего транспорта.

К. Кокрекбаев призвал собравшихся поддержать Сулушаш Курманбекову: управление — самое большое в области, и без поддержки учительского сообщества его руководителю никак не обойтись.

Завершилась конференция вручением наград и подарков. Грант «Лучшему учреждению среднего образования» в размере 15973000 тенге достался специализированной казахско-турецкой школе-интернату для одаренных мальчиков, свои награды получили казахско-турецкая школа-интернат для одаренных девочек имени Айша-биби, гимназия № 45, ведущие педагоги области.

Дархан БАЙТУОВ,
Агадил РЫСМАХАН (фото)

Комментарии закрыты.