The news is by your side.

Устранить дисбаланс. Бюджет четвёртого уровня можно и нужно увеличить

Бюджет четвёртого уровня можно и нужно увеличить

Имеющиеся недочеты в системе налогообложения и управления средствами местных бюджетов не позволяют эффективно использовать нормы законодательства. На это обратили внимание депутаты Сената Парламента РК в своем запросе на имя Премьер-Министра РК Алихана Смаилова. Инициатором запроса выступил председатель Комитета по финансам и бюджету Серикбай Трумов. Документ также подписал сенатор Бекболат Орынбеков.

В мае текущего года члены Комитета по финансам и бюджету побывали в сельских округах Жамбылской области, где оценили ситуацию с финансированием отдельных направлений, оптимизацией межбюджетных операций и снижением дисбаланса в социально-экономическом развитии. Помимо этого, были рассмотрены вопросы расширения налогооблагаемой базы бюджета четвертого уровня, в том числе с посещением объек­тов предпринимательства в сельских округах. Кроме того, было уделено внимание проектам, реализованным в рамках программы развития территорий и пилотного проекта по повышению доходов населения.

«По итогам указанных выездов была проведена встреча с представителями местных исполнительных органов, департамента государственных доходов и Министерства национальной экономики. Обсуждены проблемные вопросы, решение которых позволит расширить финансовую самостоятельность региона, стимулировать развитие экономики и увеличить доходы местного бюджета. В ходе встречи участниками поднималось множество вопросов, которые требуют законодательного обеспечения, а также внесения поправок в действующие законодательные акты», —
говорится в запросе.

Депутаты просят рассмотреть возможность погашения процентной ставки по облигационным займам (процентная ставка выросла с 0,35 до 4,25 пункта). Администраторам республиканских бюджетных программ при планировании и уточнении республиканского бюджета нужно учитывать в целевых трансфертах расходы, связанные c принятием нормативно-правовых актов, влекущих увеличение расходов местных бюджетов, в целях исключения практики выделения денег из резерва Правительства на мероприятия, не относящиеся к непредвиденным затратам. Помимо этого, назрела необходимость учета неучтенных затрат при расчете трансфертов общего характера на 2023-2025 годы путем проведения анализа трансфертов общего характера на 2017-2019, 2020-2022 годы.

Авторы запроса считают, что также следует рассмотреть вопросы по отмене механизма мониторинга бюджетных субвенций, целесо­образности передачи с 1 января 2021 года расходов по сфере образования с районного на областной уровень. И нужно в целях упрощения процесса утверждения областных бюджетов рассмотреть возможность сокращения процедуры согласования и направления на регистрацию путем проведения через региональные департаменты Министерства юстиции РК.

Это лишь первая часть проблем, с которыми в Жамбылской области (и не только) сталкиваются представители местных исполнительных органов и бизнесмены.

Вторая часть касается расширения собственных источников доходов бюджета четвертого уровня. Здесь в депутатском запросе сразу несколько предложений.

«По нормативу распределения 30 процентов в бюджет сельского округа и 70 процентов в областной бюджет необходима передача: платежей за загрязнение окружающей среды производствами, отчислений недропользователей на социально-экономическое развитие региона и развитие его инфраструктуры, поступлений штрафов за загрязнение окружающей среды. Также пополнить бюджет сельского округа позволит передача штрафа, налагаемого участковыми полицейскими сельского округа, в бюджет сельского округа. Помимо этого, нужно рассмотреть возможность налогообложения автотранспортных средств, прибывших из дальнего зарубежья (Россия, Армения, Грузия, Кыргызстан), с временной регистрацией на месте до полного оформления в Казахстане. И еще следует рассмотреть возможность упрощения порядка государственных закупок аппаратами акимов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов с внесением изменения в статью 41 Закона Республики Казахстан «О государственных закупках», — отмечают сенаторы.

Исходя из вышеизложенного, следует, что, несмотря на принимаемые меры, в том числе и по изменению методики расчетов трансфертов общего характера, все же продолжают иметь место определенные недоработки, которые требуют дальнейшего совершенствования межбюджетных отношений, резюмируют сенаторы и считают, что предложения, отраженные в запросе, позволят решить их с пользой для экономического развития сельских территорий и жителей глубинки.

Мира АЗИМОВА

Комментарии закрыты.