The news is by your side.

Уважение и почёт. Семья жамбылских педагогов — представители древнего и мудрого рода

Семья жамбылских педагогов — представители древнего и мудрого рода

Средняя школа № 4 славится своей династией учителей Ишанхановых. Фамилия эта происходит от слова «ишан» — так в древности титуловали суфиев и глав общин — исмаилитов. Кроме того, в Средней Азии ишанами называли представителей рода, ведущего происхождение от пророка Мухаммеда. Например, известен узбекский поэт и общественный деятель Вола Ишан-ходжа.

— Самой первой представительницей нашей семейной профессиональной династии является Турсуной Ишанханова-Абдусаликова — моя тетя, старшая сестра моего отца. Заслуженный учитель Казахской ССР, она 40 лет проработала учителем узбекского языка и литературы в средней школе № 4, — рассказывает Дильфуза Ишанханова-Джолдашева. — Ветеран труда, заслуженный учитель Республики Казахстан, мой отец Болтыходжа Ишанханов был учителем физики в этой же школе, его профессиональный стаж — 43 года, 23 года из них он проработал директором этого учебного заведения и сейчас на заслуженном отдыхе. Племянницы моего отца тоже работали в сфере образования: Ойниса Каримова 25 лет была учителем английского языка в средней школе № 4, а Угилхон Рахманова преподавала математику в Ташкентском государственном университете, стаж ее преподавательской деятельности — 40 лет.

Сама Дильфуза Джолдашева является учителем узбекского языка и литературы, а также самопознания в средней школе № 4. Ее трудовой стаж — 35 лет.

Младшая сестра Дильфузы Диларом Абдувахапова-Ишанханова тоже преподавала здесь более 30 лет узбекский язык и литературу, причем прошла трудовой путь от простой пионервожатой, затем учительницы начальных классов, среднего школьного звена до завуча и директора учебного заведения. В течение пяти лет, с 2012 по 2017 годы, она возглавляла школу. Но после операции на сердце на какое-то время оставила должность. А сейчас работает в этой же школе на полставки учителем, на полставки — заместителем директора.

Сестры Ишанхановы — коллеги, но кроме профессиональных и родственных уз их связывает и общая высокая духовная цель.

— Миссия учителя заключается в том, чтобы научить маленького человечка жить в этом постоянно меняющемся мире, — считает Дильфуза. — Как говорится в одной узбекской пословице, родители дают жизнь ребенку, а учитель учит жить в этом мире. Самое трудное в профессии учителя, по-моему, — на понятном языке объяснить ребенку сложности этого мира. У меня было много ярких и талантливых учеников, я горжусь, что каждый из них стал личностью. Сердце учителя большое, в нем хватит места для всех. Своим ученикам я всегда говорю, чтобы они были справедливыми, чуткими, добрыми, человечными. Самое главное, чему я хочу научить ребят, как бы это ни звучало пафосно, — любить свою Родину, знать и уважать традиции и обычаи, причем не только своего народа, но и всех этносов, проживающих в родном краю. Как учитель узбекского языка я хочу, чтобы наши дети не забывали родной язык, чтобы они знали много языков. Потому что чем больше языков ты знаешь, тем ты богаче. На уроках узбекской литературы мы с детьми изучаем творчество таких писателей и поэтов, как Захриддин Мухаммад Бобур, Алишер Навои, Мавлоно Лутфий, Абдурахмон Жомий, Абдулла Орипов, Худойберди Тухтабоев. Приходится признать, что дети сейчас мало читают, потому что все в современном мире узнают через Интернет, мессенджеры, телефоны, но задача учителя — красиво преподнести тему, заинтересовать учеников, тогда они не только прочитают вызвавшее их любопытство произведение, но и запомнят, расскажут всему классу, родителям.

По мнению Дильфузы Джолдашевой, сейчас, в условиях пандемии, когда здоровье на первом месте, а многие школьники учатся в удаленном формате, очень сложно приходится малообеспеченным детям, так как не всегда они имеют возможность купить компьютер, подключиться к Интернету.

— Наша школа — малокомплектная, и по возможности мы стараемся, чтобы все ученики получали знания в полном объеме, — поясняет Дильфуза Джолдашева. — Чтобы заинтересовать современных школьников, мы используем различные виртуальные платформы — Daryn.Online, Zoom, мессенджер WhatsApp, записываем видеоуроки. Молодым педагогам я всегда советую, чтобы они любили детей, лучше изучали детскую психологию, а также знали свой предмет, чтобы объясняли материал простыми, понятными словами. Если ты любишь детей, они это чувствуют и отвечают взаимностью.

— Школа — это один большой общий дом. И он должен быть для каждого ребенка таким же гостеприимным, уютным, как и родительский дом, — считает Диларом Абдувахапова. — Именно так было всегда у моих родителей — шумно, весело, много детей со всей округи. Поэтому я и стала учителем, потому что с малых лет люб­лю эту атмосферу праздника.

Диларом согласна с сестрой и коллегой, что родные язык и литература — это мощный инструмент в образовании современных школьников. А потому подтверждает, что важно внушить детям ценность книг, чтения, а для этого нужно чаще проводить в школе дни чтения, цитировать подросткам мудрые изречения писателей разных времен и эпох.

Лариса ГУБАШЕВА

Комментарии закрыты.